Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение понятия бюджетного процесса, участников, основных задач, принципов и стадий бюджетного процесса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….2
Понятие бюджетного процесса……………………………………………4
Бюджетный процесс…………………………………………………….4
Участники бюджетного процесса……………………………….……..5
Основные задачи бюджетного процесса………………………..……..5
Принципы бюджетного процесса……………………………………...….7
Стадии бюджетного процесса………………………………………..……9
Составление проектов бюджета…………………………………….…9
Рассмотрение и утверждение бюджетов……………………….…….10
Исполнение бюджетов……………………………………………..….13
Составление отчетов об использовании бюджетов и их утверждение…………………………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………...…..19
Список литературы………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс (Фин. Право)контр. раб.docx

— 35.72 Кб (Скачать)

•макроэкономические показатели, характеризующие  состояние экономики;

•мероприятия по финансовой и экономической  стабилизации;

•другие показатели и материалы, позволяющие  уточнить прогноз социально-экономического развития РФ.

Далее происходят много разных согласований и уточнений между министерствами, после чего проект вносится на рассмотрение Госдумы.

3.2. II этап бюджетного процесса – рассмотрение и утверждение бюджетов.

Проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Гос. Думы РФ не позднее 15 августа текущего года (до 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в период парламентских каникул - ее Председатель) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

Принятый Государственной  Думой Федеральный закон «О федеральном бюджете на ... год» в соответствии со ст. 105 Конституции РФ в течение 5 дней со дня его принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.

А в случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона Государственная Дума может передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению, или вернуть  законопроект Правительству РФ на доработку, а также поставить вопрос о  доверии Правительству Российской Федерации.

Принятый Государственной Думой  Федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня его  принятия передается на рассмотрение Совета Федерации (СФ). СФ рассматривает  закон в течение 14 дней со дня  представления Государственной  Думой и голосует в целом. В  случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для  подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в  согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения в одном чтении, затем повторно передается в Совет  Федерации для окончательного утверждения.

Рассмотрение Федерального закона «О федеральном бюджете на ... год» Президентом РФ осуществляется в  соответствии со ст. 107 Конституции  РФ. Закон вступает в силу после  его подписания Президентом РФ и  со дня его официального опубликования  в средствах массовой информации.

Федеральный закон «О федеральном  бюджете» на очередной год регламентирует:

•структуру, содержание, элементы исполнения федерального бюджета;

•элементы контроля за мобилизацией доходов;

•порядок взаимоотношений с  субъектами РФ;

•элементы контроля за целевым использованием бюджетных ассигнований;

•размер и источники регулирования  дефицита федерального бюджета;

•другие положения, определяющие «финансовый  климат» на очередной год.

Как правило, первой же статьей закона утверждается общий объем расходов и доходов федерального бюджета. Устанавливается предельный размер дефицита федерального бюджета на очередной год, в общей сумме, в процентах к валовому внутреннему продукту, в процентах к расходам федерального бюджета, внутренние и внешние источники финансирования дефицита.

Устанавливаются предельные размеры государственных внешних заимствований, предельный размер государственных кредитов, предоставляемых в планируемом году иностранным государствам (за исключением государств -участников СНГ), и отдельной статьей государствам - участникам СНГ.

Если принимается решение о консолидации в федеральный бюджет каких-либо ранееорганизованных внебюджетных целевых фондов, это находит отражение в соответствующей статье закона.

Определяется порядок финансирования отдельных расходов на условиях возвратности и платности; санкции за нецелевое использование средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основах.

Целый ряд статей закона регламентирует доходы и расходы каждого из бюджетных целевых фондов. Регламентируются функции Счетной палаты Российской Федерации при исполнении федерального бюджета. Устанавливаются цели, источники формирования и порядок расходования средств Бюджета развития, санкции за их нецелевое использование.

Устанавливается целый ряд других положений, регламентирующих исполнение федерального бюджета в планируемом  году.

В случае, если Федеральный закон «О федеральном бюджете на ... год» не вступил в силу до 1 января планируемого года, Правительство РФ имеет право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации расходов федерального бюджета ежемесячно в размере одной двенадцатой от сумм фактически произведенных текущих расходов за предшествующий год. Оказание финансовой помощи субъектам РФ из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ производится в долях, утвержденных соответствующей статьей Федерального закона «О федеральном бюджете» на год, предшествующий планируемому.

3.3. III этап – исполнение бюджетов.

 Исполнение бюджета начинается  после его утверждения законодательными (представительными) органами власти.

Исполнение бюджета - это важнейший  этап бюджетного процесса  по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица— плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнить бюджет по доходам - значит мобилизовать контингента налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством.

Исполнение бюджетов всех уровней  осуществляется на основе бюджетной  росписи - документа о поквартальном  распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств  и составляемый в соответствии с  бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджета по доходам  предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Важнейшей частью системы исполнения бюджета является система кассового  исполнения бюджета.

 Системой кассового исполнения бюджета принято называть совокупность элементов, которые организуют и осуществляют прием, хранение, перемещение, выдачу бюджетных средств, а также ведение необходимой отчетности по этим процессам.

Основной принцип исполнения бюджета - принцип единства кассы. Он предусматривает  зачисление всех поступающих доходов  и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов и  платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты  счета соответствующего бюджета. В  целях проведения государственной  бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в соответствии с Указом Президента РФ от 08.12.92 г. № 1556 был в принципиальном, а Постановлением Правительства России от 27.08.93 г. № 864 в организационном плане решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ.

В России с 1 января 2005 г. устанавливается  казначейское исполнение бюджетов.

Преимущества такой системы  состоят в том, что обеспечивается единство кассы, оперативное получение  необходимой информации, возможность  оперативного управления и контроля. Однако, такое исполнение бюджета  требует создания соответствующей  инфраструктуры, дополнительной подготовки кадров и др.

Основная роль в этом процессе принадлежит  Федеральному казначейству Министерства финансов Российской Федерации. Осуществление  бюджетных операций через счета  Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа  исполнения бюджета. В Казначействе открывают лицевые счета для  каждого главного распорядителя  и получателя бюджетных средств. Федеральное казначейство  регистрирует все бюджетные операции в Главной книге казначейства и ведет сводный реестр бюджетополучателей.

За исполнение доходной части бюджета  отвечают федеральная налоговая  служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет, обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в  Казначейство, а также органы, распоряжающиеся  государственным (муниципальным) имуществом. 

Уполномоченный исполнительный орган  представляет ежеквартальные, полугодовые  и годовые отчеты об исполнении бюджета  в представительный, контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению представительным органом.

Важнейшей задачей исполнения бюджета  является   обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов. Завершается исполнение бюджета 31 декабря.

3.4 IV этап – составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Рассмотрение и утверждение  отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий  контроль срок 6 месяцев).

Для контроля за исполнением бюджета  ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату (данный орган участвует  также в предварительном контроле, т.е. при рассмотрении и утверждении  проекта федерального бюджета). Отчет  об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании  отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств. Ответственным за составление  отчета об исполнении федерального бюджета  является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета  представляется в Государственную  Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

•отчетом о расходовании средств  резервных фондов Правительства  и Президента РФ;

•отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении  бюджетных ссуд и кредитов и о  предоставленных государственных  гарантиях;

•отчетом о внутренних и внешних  заимствованиях РФ по их видам;

•отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;

•сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

•годовыми отчетными сметами доходов  и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных  средств;

•реестром федеральной государственной  собственности и отчетом о  состоянии внешнего и внутреннего  долга РФ на первый и последний  день отчетного финансового года;

•отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета  за отчетный год в течение 1,5 месяцев  после представления отчета в  ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает  отчет об исполнении федерального бюджета  в течение 1,5 месяцев после получения  заключения Счетной палаты.

При рассмотрении отчета Государственная  Дума заслушивает:

1) доклад руководителя Казначейства  об исполнении федерального бюджета;

2)    доклад Министра финансов об исполнении бюджета;

3)   доклад Генерального прокурора Российской Федерации о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;

4)    заключение Председателя Счетной палаты Российской Федерации.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и  Заключения Счетной палаты Российской Федерации Государственная Дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета либо о его  отклонении. Руководители и аудиторы Счетной палаты в случае установления фактов недостоверности и неполноты  сведений, содержащихся в заключениях, должны понести наказания вплоть до освобождения от занимаемых должностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Таким образом можно сделать следующие выводы:

Государственный бюджет это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления. Распределение средств федерального бюджета производится в соответствии с законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РФ и бюджетной классификацией РФ на основе принципов самостоятельности бюджетов и единства бюджетной системы.

Информация о работе Бюджетный процесс