Бюджетный процесс: понятие, функции, стадии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – дать определение бюджетного процесса, рассмотреть его основные принципы и все стадии бюджетного процесса, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства и его функции.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современных условиях многократного повышения значения механизма обеспечения функционирования бюджетной сферы, обострения бюджетных горизонтальных (между субъектами Федерации) и вертикальных (между центром и регионами, субъектами Федерации и муниципальными образованиями) противоречий, катастрофического снижения бюджетной дисциплины проблема эффективности бюджетного строительства и бесперебойного функционирования бюджетной системы приобретает особую актуальность, но в рамках финансовой науки не исследовалась.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 5
1. 1 Понятие бюджетного процесса 5
1. 2 Участники бюджетного процесса 6
II. СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 11
2. 1 Стадия составления проекта бюджета 11
2. 2 Стадия рассмотрения и утверждения бюджета 13
2. 3 Стадия исполнения бюджета 16
2. 4 Отчет об исполнении бюджета 20
III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 23
3. 1 Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства 23
3. 2 Понятие и составы нарушений бюджетного законодательства 25
3. 3 Применение мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

КУрсачек по ФинаНсИКу (ГОТОВО).doc

— 181.50 Кб (Скачать)
stify">     — неперечисление бюджетных средств  получателям бюджетных средств;

     — неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

     — несвоевременное перечисление бюджетных  средств получателям бюджетных  средств;

     — несвоевременное доведение до получателей  бюджетных средств уведомлений  о бюджетных ассигнованиях;

     — несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

     — несоответствие бюджетной росписи  закону (решению) о бюджете;

     — несвоевременное исполнение платежных  документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов и др.

     Указанный перечень не является исчерпывающим. В  качестве нарушений бюджетного законодательства могут рассматриваться и другие действия (бездействие).

     Круг  субъектов нарушений бюджетного законодательства достаточно специфичен. Наряду с получателями бюджетных средств, кредитными организациями, их руководителями, к ним также относятся органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за исполнение соответствующих бюджетов, и лица, их возглавляющие.

     Субъективная сторона нарушений бюджетного законодательства характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям или бездействию и их последствиям. Бюджетное законодательство не содержит указаний на виновность правонарушителя, однако его вина предполагается. Так, нецелевое использование бюджетных средств, равно как и несвоевременный их возврат и т.д., могут иметь место только в форме умысла или неосторожности.

     Нецелевое использование бюджетных средств  выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

     Нецелевым использованием средств, выделенных из федерального бюджета, при котором происходят события, обязанность предотвращения которых вменена пользователю этих средств, является убыль сверх норм материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета.

     В организациях, основная деятельность которых финансируется за счет средств  федерального бюджета, нецелевым использованием признается:

     — использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;

     — расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование (перераспределение средств с одного кода экономической классификации на другой).

     Подобные  нарушения бюджетного законодательства согласно ст. 289 бюджетного кодекса  Российской Федерации влекут изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

     В ст. 293 бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается ответственность за неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств. В частности, неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования.

     За  несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом, согласно ст. 295 бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

     Нарушение запрета на размещение бюджетных  средств на банковских депозитах  либо передачу их в доверительное  управление, предусмотрено ст. 302 бюджетного кодекса Российской Федерации, которая определяет изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств и вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

     Несоблюдение  обязательности зачисления доходов бюджетов, заключающееся в незачислении либо несвоевременном зачислении средств в доходы соответствующих бюджетов, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, подлежащих обязательному зачислению (ст. 303).

     Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств па лицевые счета получателям бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета получателей бюджетных средств, влечет взыскание пени с кредитной организации в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки (ст. 305).

     Кроме того, за указанные нарушения соответствующие  руководители должны наказываться штрафами в соответствии с законодательством  об административных правонарушениях. При наличии в их действиях составов преступлений они привлекаются к уголовной ответственности. 

3.3. Применение  мер принуждения за нарушения  бюджетного законодательства

     Согласно  ст. 165 бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями по применению мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства наделен Минфин России. В частности, ему предоставлено право:

     — направлять представления главным  распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, Банку России и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществлять контроль за их устранением;

     — приостанавливать операции по лицевым  счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

     — взыскивать в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета средства в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;

     — взыскивать в соответствии с договорами со всех счетов получателей бюджетных средств бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, кредитами;

     — налагать на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством.

     К исключительным полномочиям министра финансов России относится блокировка расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств.

     Если  бюджеты субъектов Федерации  или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право применять меры принуждения, предусмотренные бюджетным кодексом Российской Федерации.

     Установленные бюджетным законодательством меры принуждения применяются в соответствии с определенными процедурами. Особой спецификой отличаются такие меры, как блокировка расходов, изъятие (списание) бюджетных средств и обращение взыскания на взаимные расчеты бюджетов30.

     Блокировка  расходов бюджета согласно ст. 231 бюджетного кодекса Российской Федерации представляет собой сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на определенных условиях, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

     Блокировке  могут быть подвергнуты расходы  бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными бюджетным кодексом Российской Федерации либо законом (решением) о бюджете, а также расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования. Блокировка иных расходов не допускается. Руководитель финансового органа отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

     Бесспорное  списание бюджетных средств с  лицевых счетов получателей бюджетных средств согласно ст. 285 бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства. Такое постановление принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств. Постановление может быть принято также на основании заключения должностного лица органа Федерального казначейства об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.

     Списание  бюджетных средств осуществляется кредитной организацией либо Федеральным  казначейством с лицевого счета  получателя бюджетных средств, указанного в постановлении о бесспорном списании, в первоочередном порядке.

     Если  на счете Федерального казначейства не достанет денежных средств для  такого списания, оно производится по мере поступления средств на счет бюджета. Когда в пределах срока  действия лимитов бюджетных обязательств, доведенных на период, в котором состоялось решение арбитражного суда, списание осуществить не удалось, остаток средств, не списанных со счета бюджета, включается в лимиты бюджетных обязательств следующего периода.

     Списание  средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения согласно ст. 288 бюджетного кодекса осуществляется в случаях, предусмотренных бюджетным кодексом и другими федеральными законами. Размер средств, списываемых с лицевого счета бюджетного учреждения в порядке принудительного исполнения обязательств бюджетного учреждения, возникших в результате исполнения им заданий органа исполнительной власти, которому подведомственно данное учреждение, не может превышать размер находящихся на данном счете средств.

     При недостаточности таких средств для списания в полном объеме недостающие средства списываются со счетов территориального органа Федерального казначейства, ведущего указанный лицевой счет, в порядке, установленном для списания бюджетных средств со счетов Федерального казначейства. Обращение взыскание на взаимные расчеты федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации применяется в целях погашения их задолженности и удержания сумм, использованных не по целевому назначению. Это взыскание производится в части средств, выделяемых бюджетам других уровней в рамках финансовой помощи31. Взыскание штрафов за нарушения бюджетного законодательства осуществляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В Российском законодательстве, а также в юридической литературе широко применяется термин «бюджетные права» для характеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов власти (или самоуправления) в области бюджета. Однако этот термин не следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правах особого содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского, трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т.д.). Таким образом, в большинстве случаев бюджетное право (правомочие) и обязанность слиты в едином полномочии, эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного праваПравовые нормы, регулирующие бюджетный процесс, предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчета об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов – участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Информация о работе Бюджетный процесс: понятие, функции, стадии