Субъекты бюджетных правоотношений - непосредственные участники
бюджетной деятельности государства и
муниципальных образований, они принимают
участие в распределении доходов и расходов
между различными видами бюджетов, являются
участниками бюджетного процесса.
В круг субъектов бюджетного права
по действующему законодательству входят:
а) государство и его территориальные
подразделения - Российская Федерация
в целом, ее субъекты, муниципальные образования;
б) территории со специальным правовым
режимом (закрытые административно-территориальные
образования, особые экономические зоны);
в) органы государственной власти
и местного самоуправления - представительные
(законодательные) и исполнительные органы
государственной власти и местного самоуправления;
г) органы денежно-кредитного регулирования,
кредитные организации;
д) главные распорядители, распорядители
и получатели бюджетных средств
в лице учреждений и иных организаций;
е) главные администраторы и администраторы
доходов федерального бюджета.
Субъект бюджетного правоотношения,
как непосредственный участник бюджетной
деятельности государства и муниципальных
образований, должен обладать бюджетной
правосубъектностью. Бюджетная правосубъектность
- это совокупность бюджетной правоспособности,
бюджетной дееспособности и бюджетной
деликтоспособности.
Бюджетная правоспособность предполагает
возможность, способность иметь предусмотренные
бюджетным законодательством права и
обязанности.
Правоспособность выступает в двух качествах:
активная, т.е. правосубъектность, которой
наделены субъекты власти, и пассивная
правосубъектность, носителем которой
являются субъекты подчинения. В данном
аспекте болгарский ученый М. Костов указывает,
что разграничение активных и пассивных
субъектов финансовых правоотношений
нельзя строить по цивилистической модели
«кредитор - должник». В отношениях, строящихся
по принципу «власть - подчинение» и не
допускающих иных видов связи, - а именно
к таким М. Костов относит финансовые правоотношения,
- активным субъектом всегда выступает
орган, который наделен властной компетенцией
независимо от того, уполномочен ли он
собирать (получать) средства или осуществлять
действия по финансированию и субсидированию.
Пассивные субъекты - адресаты властной
компетенции независимо от того, являются
ли они финансовыми должниками или носителями
субъективных публичных прав (требований)
в сфере финансового права.5
У субъектов бюджетных правоотношений
правоспособность и дееспособность
возникают с момента их образования одновременно
и в полном объеме.
Бюджетный кодекс РФ наделяет соответствующими полномочиями
субъектов бюджетных правоотношений отдельно
в области бюджетного регулирования и
бюджетного процесса. При этом указанные
субъекты одновременно могут рассматриваться
участниками и бюджетного процесса, и
бюджетного регулирования. В соответствии
со ст. 6 БК РФ бюджетные полномочия - это установленные
Бюджетным кодексом РФ и принятые в соответствии
с ним правовыми актами, регулирующими
бюджетные правоотношения, права и обязанности
органов государственной власти (органов
местного самоуправления) и иных участников
бюджетного процесса по регулированию
бюджетных правоотношений, организации
и осуществлению бюджетного процесса.
В статье 152 БК РФ выделены участники бюджетного
процесса, чьи полномочия рассматриваются
в следующих главах. В круг участников
бюджетного процесса законодатель не
включил бюджетные полномочия Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных
образований. При этом следует отметить,
что круг субъектов бюджетных правоотношений
шире круга участников бюджетного процесса.6
Российская Федерация,
ее субъекты, муниципальные образования
как субъекты бюджетных правоотношений наделены
полномочиями в области бюджетного регулирования.
К указанным бюджетным полномочиям Российской
Федерации, осуществляемым от ее имени
государственными органами, относится:
- установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
- установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;
- определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;
- определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;
- определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
- определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
- определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
- предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
- определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;
- осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и управление государственными активами Российской Федерации;
- установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;
- установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации;
- установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;
- установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);
- временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
- установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.7
К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации, осуществляемым
органами государственной власти субъектов
Федерации, относится:
- установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, контроль над их исполнением и утверждение отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, контроль над их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
- установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
- установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
- определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;
- установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
- предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
- установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
- осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации и бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации;
- установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;
- временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
- в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.8
К ведению органов местного самоуправления относится:
- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, контроля над его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль над его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
- определение порядка предоставления и предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
- осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий и бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и муниципальными активами;
- установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
- в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
К бюджетным полномочиям
муниципальных районов также
относится:
- в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации установление нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;
- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
- определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
- составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
Органы местного самоуправления
поселений наделены бюджетными полномочиями на установление порядка составления,
утверждения и исполнения смет доходов
и расходов отдельных населенных пунктов,
других территорий, не являющихся муниципальными
образованиями, входящих в состав территории
поселения. Отдельные бюджетные полномочия
финансового органа поселения могут осуществляться
финансовым органом муниципального района
на основе соглашения между местной администрацией
поселения и местной администрацией муниципального
района.
Характеризуя обязанности
Российской Федерации, ее субъектов
и муниципальных образований, законодатель
использует понятие «расходные обязательства».
В соответствии со ст. 6 БК РФ расходные обязательства - это
обусловленные законом, иным нормативным
правовым актом, договором или соглашением
обязанности публично-правового образования
(Российской Федерации, ее субъекта, муниципального
образования) или действующего от его
имени бюджетного учреждения обязанности
предоставить физическому или юридическому
лицу, иному публично-правовому образованию,
субъекту международного права средства
из соответствующего бюджета.9
Согласно п. 1 ст. 84 БК РФ, расходные обязательства Российской
Федерации возникают, в частности, в результате
принятия федеральных законов и (или) нормативных
правовых актов Президента РФ и Правительства
РФ при осуществлении федеральными органами
государственной власти полномочий по
предметам ведения Российской Федерации
и (или) полномочий по предметам совместного
ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации» к полномочиям органов государственной
власти субъектов РФ.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации (ст. 85 БК РФ) возникают в результате:
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени данного субъекта) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Федерации (от имени данного субъекта) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
- заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;
- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти данных субъектов переданных им полномочий Российской Федерации.