Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:58, лекция
Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. В то же время им присущи и некоторые особенности, свойственные только этому виду финансовых правоотношений, касающиеся их содержания и субъектного состава.
Бюджетные правоотношения
В соответствии со ст. 1 БК предметом
бюджетного права являются отношения
между участниками бюджетного процесса,
возникающими при составлении, рассмотрении,
утверждении, исполнении республиканского
бюджета, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов,
составлении, рассмотрении и утверждении
отчетов об их исполнении, определении
прав и обязанностей участников бюджетного
процесса, осуществлении заимствований
в бюджеты, в межбюджетных отношениях,
а также при осуществлении контроля за
исполнением бюджетов и применении ответственности
за нарушение бюджетного законодательства.
Несмотря на различия в определении
объема общественных отношений, входящих
в круг бюджетно-правового
Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. В то же время им присущи и некоторые особенности, свойственные только этому виду финансовых правоотношений, касающиеся их содержания и субъектного состава:
- они возникают
в связи с образованием, распределением
и использованием
- в бюджетных
правоотношениях обязательно
- бюджетные правоотношения, как правило, не могут длиться более одного года и прекращаются в конце соответствующего года, что обусловлено ежегодностью принятия такого основополагающего акта в бюджетной сфере как закон о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. В то же время нельзя с формально-догматической точки зрения подходить к постулированию данного признака. В рамках наличия такого правового института бюджетного права как бюджетный процесс, опосредованного понятием бюджетного цикла, который, как правило, длиться около двух лет, можно вести в некоторых случаях и о более длительном временном аспекте бюджетных правоотношений.
Дополнительно:
Главное значение бюджета состоит в том, что через него происходит мобилизация финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов. Именно наличие бюджета как главного централизованного фонда страны должно исключить формирование различных параллельных денежных фондов государства (практика создания государственных целевых внебюджетных фондов должна быть сведена к минимуму, а в перспективе и полностью исключена в контексте однократного исполнения гражданами своей налоговой обязанности), которые могут привести как к нарушению процесса эффективного образования и использования финансовых ресурсов в национальной экономике, так и к узурпации управленческих решений по вопросам распределения денежных средств.
Бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет есть неотъемлемый признак государства, он вместе с налогами обеспечивает реализацию суверенитета путем создания финансовой основы для деятельности государства. В настоящее время бюджет необходим каждому государству для удовлетворения государственных и общественных потребностей в денежных средствах.