Принцип равенства
бюджетных прав субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных
полномочий органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, установление
и исполнение расходных обязательств,
формирование налоговых и неналоговых
доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов, определение
объема, форм и порядка предоставления
межбюджетных трансфертов в соответствии
с едиными принципами и требованиями,
установленными настоящим Кодексом. Договоры
и соглашения между федеральными органами
государственной власти и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органами государственной власти и органами
местного самоуправления, не соответствующие
настоящему Кодексу, являются недействительными.
Принцип полноты
отражения доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что все доходы и
расходы бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов и иные обязательные
поступления, определенные налоговым
и бюджетным законодательством Российской
Федерации, законами о государственных
внебюджетных фондах, подлежат отражению
в бюджетах, бюджетах государственных
внебюджетных фондов в обязательном порядке
и в полном объеме. Все государственные
и муниципальные расходы подлежат финансированию
за счет бюджетных средств, средств государственных
внебюджетных фондов, аккумулированных
в бюджетной системе Российской Федерации.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки
по уплате налогов и иных обязательных
платежей полностью учитываются отдельно
по доходам бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов и по расходам бюджетов,
бюджетов государственных внебюджетных
фондов, за исключением отсрочек и рассрочек
по уплате налогов и иных обязательных
платежей, предоставляемых в пределах
текущего финансового года.
Принцип сбалансированности
бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении
бюджета уполномоченные органы должны
исходить из необходимости минимизации
размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности
и экономности использования
бюджетных средств означает, что при составлении
и исполнении бюджетов уполномоченные
органы и получатели бюджетных средств
должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств или достижения
наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего
(совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета
должны покрываться общей суммой доходов
бюджета и поступлений из источников финансирования
его дефицита. Доходы бюджета и поступления
из источников финансирования его дефицита
не могут быть увязаны с определенными
расходами бюджета, за исключением доходов
целевых бюджетных фондов, средств целевых
иностранных кредитов, а также в случае
централизации средств из бюджетов других
уровней бюджетной системы Российской
Федерации.
Принцип гласности
означает:
- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности
бюджета означает надежность показателей
прогноза социально-экономического развития
соответствующей территории и реалистичность
расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности
и целевого характера бюджетных
средств означает, что бюджетные средства
выделяются в распоряжение конкретных
получателей бюджетных средств с обозначением
направления их на финансирование конкретных
целей. Любые действия, приводящие к нарушению
адресности предусмотренных бюджетом
средств либо к направлению их на цели,
не обозначенные в бюджете при выделении
конкретных сумм средств, являются нарушением
бюджетного законодательства Российской
Федерации.
Заключение
Государственный бюджет, являясь
основным финансовым планом государства,
главным средством аккумулирования
финансовых средств, дает политической
власти реальную возможность осуществления
властных полномочий, дает государству
реальную экономическую и политическую
власть. С одной стороны, бюджет,
являясь всего лишь комплексом документов,
разрабатываемых одной ветвью власти
и утверждаемых другой, выполняет
довольно утилитарную функцию - фиксирует
избранный государством стиль осуществления
управления страной. Бюджет по отношению
к осуществляемой властью экономической
политике является производным продуктом,
он полностью зависит от избранного
варианта развития общества и самостоятельной
роли не играет. Однако именно бюджет,
показывая размеры необходимых
государству финансовых ресурсов и
реально имеющихся резервов, определяет
налоговый климат страны, именно бюджет,
фиксируя конкретные направления расходования
средств, процентное соотношение расходов
по отраслям и территориям, является
конкретным выражением экономической
политики государства. Через бюджет
происходит перераспределение национального
дохода и внутреннего валового продукта.
Бюджет выступает инструментом регулирования
и стимулирования экономики, инвестиционной
активности, повышения эффективности
производства, именно через бюджет
осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя
в себе основные финансовые категории
(налоги, государственный кредит, государственные
расходы), является ведущим звеном финансовой
системы любого государства и
играет как важную экономическую, так
и политическую роль в любом современном
обществе.
Список использованной
литературы и источников
- Федеральный закон от 23.12.2004 № 173-ФЗ “О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2005 ГОД” // КонсультантПлюс:ВерсияПроф: справочно-правовая система [электронный ресурс]. – электр. дан. – [М.:ЗАО “Консультант Плюс”, 2007].
- Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ “О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2006 ГОД” // КонсультантПлюс:ВерсияПроф: справочно-правовая система [электронный ресурс]. – электр. дан. – [М.:ЗАО “Консультант Плюс”, 2007].
- Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ “О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2007 ГОД” // КонсультантПлюс:ВерсияПроф: справочно-правовая система [электронный ресурс]. – электр. дан. – [М.:ЗАО “Консультант Плюс”, 2007].
- Федеральный закон от 19.12.2006 № 234-ФЗ “О БЮДЖЕТЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 ГОД” // Консультант Плюс:ВерсияПроф: справочно-правовая система [электронный ресурс]. – электр. дан. – [М.:ЗАО “Консультант Плюс”, 2007].
- Федеральный закон от 19.12.2006 № 236-ФЗ “О БЮДЖЕТЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2007 ГОД” // КонсультантПлюс:ВерсияПроф: справочно-правовая система [электронный ресурс]. – электр. дан. – [М.:ЗАО “Консультант Плюс”, 2007].
- Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ “О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2007 ГОД” // КонсультантПлюс:ВерсияПроф: справочно-правовая система [электронный ресурс]. – электр. дан. – [М.:ЗАО “Консультант Плюс”, 2007].
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.98. в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ / Уральское юридическое издательство, 2000.
- Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд., испр. и переработ. – М.: Юрайт, 2000. – 615 с.
- Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2001.
- Постановление Правительства РФ 08.07.1997 № 838 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” // КонсультантПлюс:ВерсияПроф: справочно-правовая система [электронный ресурс]. – электр. дан. – [М.:ЗАО “КонсультантПлюс”, 2007].
- Бородушко И.В., Васильев Э.К., Кузин Н.Н., Финансы. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2009.- 192с.: ил. – (Серия «Краткий курс»).
- Бюджетная система Российской Федерации: конспект лекций – 2-е изд.,перераб. и доп.- М.: Высшее образование, 2009,-138с.
- Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации учебник: [для вузов по экономическим специальностям] – М.: Дашков и Ко, 2005. – 336с.
- Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2002. – 340 с.
- Ермасова Н.Б., Бюджетное право и процесс: Учебник / В.А.Парыгина, А.А.Тедеев. – М.: Эксмо, 2005. – 384 с.
- Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж.Э., Тедеев А.А. и др. Бюджетная система России. М.: Эксмо, 2006. – 752 с.