Бюджетная компетенция субъекта Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

Понятие «бюджетная компетенция» выражает круг субъективных прав и субъективных обязанностей субъекта Российской Федерации в области бюджета.

Работа содержит 1 файл

Фин.право.docx

— 16.45 Кб (Скачать)

БЮДЖЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ  СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Понятие «бюджетная компетенция» выражает круг субъективных прав и

субъективных обязанностей субъекта Российской Федерации в  области

бюджета.

Субъективное право рассматривается  теорией права как принадлежащая

субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Субъективная обязанность  – предписанная субъекту мера должного,

необходимого поведения1.

Надо сказать, что финансово-правовая литература в качестве

альтернативного понятию  «бюджетная компетенция» довольно часто

использует понятие «бюджетные права субъектов Российской Федерации».

Понятие «бюджетные права» широко использовалось бюджетным

законодательством для обозначения  бюджетно-правового статуса

государства и его публично-территориальных  образований еще с советских

времен, когда 30 октября 1959 г. был принят Закон СССР «О бюджетных

правах Союза ССР и  союзных республик», на базе которого во всех союзных

республиках были приняты  законы о бюджетных правах этих республик  и

местных Советов народных депутатов.

Хотя данный термин говорит  только о правах, не следует понимать его

буквально. Как отмечает Н. И. Химичева, «в данном случае речь идет о

правах особого содержания…Эти особенности заключаются в том, что

бюджетные права по своим  юридическим свойствам во многих случаях

сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и

обязанностями (например, право  утверждать бюджет, право распределять

бюджетные средства по основным направлениям расходов и т. д.). Таким

образом, в большинстве  случаев бюджетное право (полномочие) и

обязанность слиты в едином полномочии, эти полномочия отражают

неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного права»2.

Бюджетный кодекс Российской Федерации прямо не раскрывает

содержания бюджетной  компетенции субъекта Российской Федерации, но

содержит специальную  статью, посвященную компетенции органов

государственной власти субъектов Российской Федерации в области

регулирования бюджетных  отношений (ст. 8).

Разумеется бюджетную  компетенцию субъекта Российской Федерации

нельзя отождествлять  с бюджетной компетенцией его  органов, но с другой

стороны, как правильно  на наш взгляд, отмечается в литературе, в

конкретном финансовом правоотношении дееспособность субъекта

Российской Федерации  приходится на долю представляющих их в данном

правоотношении государственных  органов3.

В конечном счете выявление  бюджетной компетенции субъектов

Российской Федерации  производится путем анализа Конституции

Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и

других нормативных правовых актов бюджетного законодательства, а также

нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации.

В условиях федеративного  устройства государства бюджетная

компетенция субъектов Российской Федерации основывается на

разграничении этой компетенции  между федеральным центром и  субъектами

Российской Федерации.

Согласно Конституции  Российской Федерации различаются 1) сфера

ведения Российской Федерации; 2) сфера совместного ведения Российской

Федерации и субъектов  Российской Федерации; 3) сфера ведения  субъектов

Российской Федерации.

К сфере ведения Российской Федерации в области бюджета  относится:

установление правовых основ  единого рынка; финансовое и кредитное

регулирование; федеральные  экономические службы, включая федеральные

банки (п. «ж» ст. 71 Конституции); федеральный бюджет; федеральные

налоги и сборы; федеральные  фонды регионального развития (п. «з» ст. 71

Конституции). Согласно пункта 3 статьи 75 Конституции система налогов,

взимаемых в федеральный  бюджет, и общие принципы налогообложения  и

сборов в Российской Федерации  устанавливаются федеральным законом, т. е.

данные вопросы также  отнесены к ведению Российской Федерации. При

этом федеральные законы по вопросам бюджета, принятые Государственной

Думой, подлежат обязательному  рассмотрению в Совете Федерации (п. «а»

ст. 106 Конституции Российской Федерации); разработка и организация

исполнения федерального бюджета возложена на Правительство  Российской

Федерации, которое также  представляет проект бюджета и отчет  о его

исполнении на рассмотрение Государственной Думы (п. «а» ст. 114

Конституции Российской Федерации).

Следует иметь в виду, что перечень предметов ведения  Российской

Федерации, установленный  статьей 71 Конституции Российской Федерации,

является исчерпывающим.

Вопросам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов

Российской Федерации  посвящена статья 72 Конституции  Российской

Федерации. Однако, заметим, термин «бюджет» в этой статье не

употребляется. И единственное, что может иметь отношение  к

рассматриваемой сфере, так  это «установление общих принципов

налогообложения и сборов в Российской Федерации» (п. «и» ст. 72

Конституции Российской Федерации).

Что же касается предметов  ведения субъектов Российской Федерации  в

сфере бюджетных отношений, то в соответствии со статьей 73 Конституции

Российской Федерации  эти субъекты вне пределов ведения  Российской

Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного

ведения Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации

обладают всей полнотой государственной  власти. Об этом же идет речь в

пункте 4 статьи 76 Конституции  Российской Федерации, который

устанавливает, что «вне пределов ведения Российской Федерации,

совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации республики, края, области, города федерального значения,

автономная область и  автономные округа осуществляют собственное

правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных

правовых актов».

Таким образом, бюджетные  полномочия субъектов Российской

Федерации конституционно ограничены только предметами ведения

Российской Федерации  и её полномочиями по предметам совместного

ведения Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации.

Это положение получило свое подтверждение в решениях

Конституционного Суда Российской Федерации. Так, его Постановлением от

10 декабря 1997 г. «По  делу о проверке конституционности  ряда положений

устава (основного закона) Тамбовской области» определено, что  «отнесение

финансового, валютного, кредитного регулирования к ведению Российской

Федерации не препятствует органам государственной власти субъекта

Российской Федерации  в пределах своих полномочий осуществлять меры по

мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов».

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что  в круг

предметов ведения субъекта Российской Федерации входит осуществление

собственного бюджетного регулирования в пределах полномочий,

предусмотренных статьей 73 Конституции Российской Федерации, и это

«согласуется с федеративной природой государства и конституционным

статусом субъекта Российской Федерации и не может трактоваться как

вторжение в сферу ведения  и полномочий Российской Федерации».

Надо сказать, что наделение  субъектов Российской Федерации  правом

принятия законов по вопросам собственной бюджетной деятельности есть

выражение принципа федерализма  в организации бюджетного устройства

страны. Ещё Г. Еллинек, известный  юрист-государствовед конца XIX века,

говоря о федеративном устройстве государства, выделял в  качестве признака

такого устройства «возможность для субъекта федерации издавать

регулирующие нормы вне  контроля высшей власти, то есть властвовать  в

силу собственного права»4.

Субъекты Российской Федерации  обладают довольно разнообразными

бюджетными правами и  обязанностями. Представляется целесообразным их

рассмотреть применительно  к трем видам бюджетов: а) собственному

бюджету субъекта Российской Федерации; б) федеральному бюджету; в)

местным бюджетам.


Информация о работе Бюджетная компетенция субъекта Российской Федерации