Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:04, реферат
Понятие «бюджетная компетенция» выражает круг субъективных прав и субъективных обязанностей субъекта Российской Федерации в области бюджета.
БЮДЖЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Понятие «бюджетная компетенция» выражает круг субъективных прав и
субъективных обязанностей субъекта Российской Федерации в области
бюджета.
Субъективное право
субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.
Субъективная обязанность – предписанная субъекту мера должного,
необходимого поведения1.
Надо сказать, что финансово-правовая литература в качестве
альтернативного понятию «бюджетная компетенция» довольно часто
использует понятие «бюджетные права субъектов Российской Федерации».
Понятие «бюджетные права» широко использовалось бюджетным
законодательством для обозначения бюджетно-правового статуса
государства и его публично-
времен, когда 30 октября 1959 г. был принят Закон СССР «О бюджетных
правах Союза ССР и союзных республик», на базе которого во всех союзных
республиках были приняты законы о бюджетных правах этих республик и
местных Советов народных депутатов.
Хотя данный термин говорит только о правах, не следует понимать его
буквально. Как отмечает Н. И. Химичева, «в данном случае речь идет о
правах особого содержания…Эти особенности заключаются в том, что
бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях
сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и
обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять
бюджетные средства по основным направлениям расходов и т. д.). Таким
образом, в большинстве случаев бюджетное право (полномочие) и
обязанность слиты в едином полномочии, эти полномочия отражают
неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного права»2.
Бюджетный кодекс Российской Федерации прямо не раскрывает
содержания бюджетной компетенции субъекта Российской Федерации, но
содержит специальную
статью, посвященную компетенции органо
государственной власти субъектов Российской Федерации в области
регулирования бюджетных отношений (ст. 8).
Разумеется бюджетную компетенцию субъекта Российской Федерации
нельзя отождествлять с бюджетной компетенцией его органов, но с другой
стороны, как правильно на наш взгляд, отмечается в литературе, в
конкретном финансовом правоотношении дееспособность субъекта
Российской Федерации приходится на долю представляющих их в данном
правоотношении
В конечном счете выявление
бюджетной компетенции
Российской Федерации производится путем анализа Конституции
Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и
других нормативных правовых актов бюджетного законодательства, а также
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В условиях федеративного устройства государства бюджетная
компетенция субъектов Российской Федерации основывается на
разграничении этой компетенции между федеральным центром и субъектами
Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации различаются 1) сфера
ведения Российской Федерации;
2) сфера совместного ведения
Федерации и субъектов Российской Федерации; 3) сфера ведения субъектов
Российской Федерации.
К сфере ведения Российской Федерации в области бюджета относится:
установление правовых основ единого рынка; финансовое и кредитное
регулирование; федеральные экономические службы, включая федеральные
банки (п. «ж» ст. 71 Конституции); федеральный бюджет; федеральные
налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71
Конституции). Согласно пункта 3 статьи 75 Конституции система налогов,
взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и
сборов в Российской Федерации
устанавливаются федеральным
данные вопросы также отнесены к ведению Российской Федерации. При
этом федеральные законы по вопросам бюджета, принятые Государственной
Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «а»
ст. 106 Конституции Российской Федерации); разработка и организация
исполнения федерального бюджета возложена на Правительство Российской
Федерации, которое также представляет проект бюджета и отчет о его
исполнении на рассмотрение Государственной Думы (п. «а» ст. 114
Конституции Российской Федерации).
Следует иметь в виду, что перечень предметов ведения Российской
Федерации, установленный статьей 71 Конституции Российской Федерации,
является исчерпывающим.
Вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации посвящена статья 72 Конституции Российской
Федерации. Однако, заметим, термин «бюджет» в этой статье не
употребляется. И единственное, что может иметь отношение к
рассматриваемой сфере, так
это «установление общих
налогообложения и сборов в Российской Федерации» (п. «и» ст. 72
Конституции Российской Федерации).
Что же касается предметов ведения субъектов Российской Федерации в
сфере бюджетных отношений, то в соответствии со статьей 73 Конституции
Российской Федерации эти субъекты вне пределов ведения Российской
Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
обладают всей полнотой государственной власти. Об этом же идет речь в
пункте 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, который
устанавливает, что «вне пределов ведения Российской Федерации,
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов
Федерации республики, края, области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа осуществляют собственное
правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных
правовых актов».
Таким образом, бюджетные полномочия субъектов Российской
Федерации конституционно ограничены только предметами ведения
Российской Федерации и её полномочиями по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Это положение получило свое подтверждение в решениях
Конституционного Суда Российской Федерации. Так, его Постановлением от
10 декабря 1997 г. «По
делу о проверке
устава (основного закона) Тамбовской области» определено, что «отнесение
финансового, валютного, кредитного
регулирования к ведению
Федерации не препятствует органам государственной власти субъекта
Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществлять меры по
мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов».
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что в круг
предметов ведения субъекта Российской Федерации входит осуществление
собственного бюджетного регулирования в пределах полномочий,
предусмотренных статьей 73 Конституции Российской Федерации, и это
«согласуется с федеративной природой государства и конституционным
статусом субъекта Российской Федерации и не может трактоваться как
вторжение в сферу ведения и полномочий Российской Федерации».
Надо сказать, что наделение субъектов Российской Федерации правом
принятия законов по вопросам
собственной бюджетной
выражение принципа федерализма в организации бюджетного устройства
страны. Ещё Г. Еллинек, известный юрист-государствовед конца XIX века,
говоря о федеративном устройстве государства, выделял в качестве признака
такого устройства «возможность для субъекта федерации издавать
регулирующие нормы вне контроля высшей власти, то есть властвовать в
силу собственного права»4.
Субъекты Российской Федерации обладают довольно разнообразными
бюджетными правами и обязанностями. Представляется целесообразным их
рассмотреть применительно к трем видам бюджетов: а) собственному
бюджету субъекта Российской Федерации; б) федеральному бюджету; в)
местным бюджетам.
Информация о работе Бюджетная компетенция субъекта Российской Федерации