Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства.

Содержание

Введение ........................................................................................... 2
Основная часть
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
Российской Федерации ...............................................................
3
1.1Экономическая природа бюджета……………………………….
1.2. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации
3
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации 5
1.4. Принципы бюджетной системы ............................................
6
2. Бюджетная классификация Российской Федерации ………....... 11
2.1 Структура расходов и доходов государственного бюджета 13
2.2 Сбалансированность бюджетов 16
3. Анализ ситуации с внешним долгом Российской Федерации ....
3.1. Анализ альтернативных стратегий 19
3.2. Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга
Заключение ....................................................................................... 26
Список литературы .......................................................................... 28

Работа содержит 1 файл

курсяк Бюджет.doc

— 144.50 Кб (Скачать)
  • налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы
  • налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование
  • налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.

    Налоги также классифицируются на прямые, которыми облагаются непосредственно индивиды и фирмы; и косвенные, это налоги на товары и услуги.

         Государственные расходы также  могут быть разделены на четыре  категории:

  • потребление в государственном секторе
  • государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов
  • трансферты частному сектору, включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи
  • проценты по государственным долгам

     Расходы показывают направление  и цели бюджетных ассигнований.

     Структура бюджетных расходов  и доходов и удельный вес  отдельных статей в государственном  бюджете страны с рыночной  экономикой выглядит приблизительно следующим образом %, 

Расходы

Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели………………………………..40-50

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным  предприятиям, субсидии с/х, расходы  на осуществление государственных  программ……………………………………………………….…10-20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение  внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы  иностранным государствам……………………………………………………………………...…...10-20

Административно–управленческие  расходы: содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и прочих……………..5-10

Платежи по государственному долгу……………………………………...7-8 

Доходы

Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Налоги, в том числе акцизные сборы  и таможенные пошлины, гербовый сбор………………………………………………………………………………...…..75-85

Неналоговые поступления: доходы от государственной  собственности, государственного сектора  в экономике, государственной торговли………………...5-8

Взносы  в государственные фонды социального  страхования, пенсионный, страхования  от безработицы…………………………………………………………10-12

    

2.2 Сбалансированность бюджетов 

     Идеальное исполнение государственного  бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.

    В любом бюджете доходы и расходы  должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы Российской Федерации). Законодательством Российской Федерации установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (государственный долг - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования). 
 
 
 
 

3. Государственный  долг.

      На бюджет, в том числе и  на бюджет России, сильно влияет  государственный долг. Появление его происходит из-за нарастания бюджетного дефицита в экономике. 

     Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за это же время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

     Внешний государственный долг, т.е.  долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится  на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать  какие-нибудь ценные товары, оказывать  определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

      Внутренний долг государства,  т.е. долг своему населению,  приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

     Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно без анализа величины государственного долга. Необходимо так же с другой стороны, для оценки величины государственного долга исследование роста бюджетного дефицита.

     Существует много различных мнений  в отношении к бюджетному дефициту  и государственному долгу. Кейнсианцы, например, рискнули заявить, что  увеличение государственных расходов, приводящие к дефициту бюджета, в период спада производства может привести к стабилизации экономики. Но и сейчас многие экономисты считают рост государственного дефицита и долга недопустимым при любых условиях.

3.1. Анализ альтернативных стратегий

Выбор стратегии управления внешним долгом определяется ответами на три принципиальных вопроса, связанных с установлением:

  • графика платежей и, соответственно, модели отношений с кредиторами;
  • размеров фактических платежей и источниками их финансирования;
  • видов средств платежа.

    Среди экспертов достаточно популярна  точка зрения о необходимости  переговоров с кредиторами по поводу реструктуризации долга. Высказывались  также мнения, что Россия может  в одностороннем порядке пересмотреть часть долговых обязательств и даже пойти на разрыв отношений с кредиторами (дефолт). При сопоставлении всех вариантов управления госдолгом важно учитывать не только сумму фактических платежей по долгу, но и макроэкономические и социально-политические последствия каждого из них. Расчеты показывают: при изменении действующего графика платежей с помощью реструктуризации значительного снижения приведенной стоимости долга не происходит, что означает экономические потери для страны и потому не является оптимальным. Дефолт делает эти потери неприемлемо высокими.

    Прибегать ли для обслуживания долга к новым  заимствованиям? Важно отметить, что  заемные средства для бюджета - ресурс более дорогой, нежели обычные бюджетные  доходы. Если власти занимают для того, чтобы заплатить долг, общие затраты по платежам возрастают (за счет разницы в процентах по новым займам и оплачиваемому долгу).

    Средства  платежа, предлагаемые для использования  в операциях по обслуживанию и  погашению внешнего долга, можно  сгруппировать по шести видам:

  • наличные денежные средства;
  • государственные ценные бумаги;
  • корпоративные ценные бумаги;
  • товарные поставки;
  • долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством;
  • иные государственные активы.

   В реальной жизни, естественно, возможно их сочетание в различных пропорциях. Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или  иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно отложить до более позднего времени.

    Цены  большинства предлагаемых "неклассических" средств платежа по сравнению  с наличными деньгами, получаемыми властями в качестве традиционных бюджетных доходов, весьма низки сегодня, но в перспективе будут возрастать.

    Примером  заведомо неоптимального использования  государственных активов является обсуждаемый ныне обмен части  российского долга на акции российских компаний. Сейчас цены акций крупнейших российских компаний в электроэнергетике, топливной промышленности, металлургии, телекоммуникациях ("голубые фишки") по отношению к бумагам аналогичных компаний даже развивающихся стран занижены в несколько раз. Бумаги компаний "второго эшелона" в машиностроении, лесной, легкой, пищевой промышленности недооценены в еще большей степени. Устойчиво действующая тенденция конвергенции цен российского фондового рынка и фондовых рынков развивающихся стран позволяет надеяться на значительное повышение цен акций отечественных компаний в будущем. Поэтому использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их фактически неизбежном удорожании, к тому же при наличии сегодня гораздо более дорогих альтернатив, несет стране и бюджету существенные экономические потери.

3.2. Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга

    Хотя  Россия и не относится к странам  с исключительно высоким уровнем  внешней задолженности, нынешний уровень  долга отнюдь не является приемлемым. Бремя государственного внешнего долга может и должно быть сокращено. Более того, в странах, подверженных "голландской болезни" (с высокими значениями сальдо платежного баланса и низкой монетизацией экономики), к которым принадлежит и Россия, платежи по внешнему долгу выступают в качестве одного из важных факторов экономического роста. 

    Из  множества альтернативных вариантов  управления внешним долгом наиболее эффективна "классическая" стратегия. Она минимизирует совокупные издержки и сокращает номинальный объем долга, в то же время в максимальной степени ускоряя экономический рост. На практике "классическая" стратегия означает:

  • в отношениях с кредиторами - отказ от пересмотра ныне действующего графика платежей;
  • применительно к графику платежей - фактические выплаты в соответствии с ныне действующим графиком;
  • по объему платежей - равенство чистых выплат по долгу полным выплатам;
  • по источникам средств платежа - бюджетные доходы;
  • по видам средств платежа - денежные средства в наличной форме.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Федерации