Актуальные проблемы финансовых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является рассмотрение актуальных проблем финансовых правоотношений и выяснение способов их регулирования. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие основные задачи:
Дать понятие финансовых правоотношений и их виды.
Выявить особенности бюджетных финансовых правоотношений.

Содержание

ГЛАВА I. Понятие правового регулирования в сфере финансовых отношений 5
1.1 Понятие и особенности финансовых правоотношений 5
1.2. Особенности регулирования бюджетных финансовых отношений 11
1.3. Правовое регулирование налоговых правоотношений 16
1.4. Правовое регулирование валютных правоотношений 23
Глава II. Современные проблемы в финансовых правоотношениях 26
2.1 Проблемы в сфере финансовых правоотношений 26
2.2. Решение проблем в сфере современных финансовых правоотношений 28
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Приложения 35

Работа содержит 1 файл

Акт проблема в фин правоотношениях Курсовая Абросимова(1)2.docx

— 135.80 Кб (Скачать)
ext-align:justify">Субъекты данных правоотношений - это носители бюджетных прав и  обязанностей в области бюджета, а в узком смысле - субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные  правоотношения1.

Значение бюджетного права и правоотношений в этой области определяется той важной ролью, которую играет бюджет государства и местного самоуправления в развитии общества.

Бюджетное регулирование - процесс  межбюджетного перераспределения  финансовых средств в целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней  в соответствии с принципом бюджетного федерализма.

Законодательное разграничение расходов и доходов на постоянной основе между  уровнями бюджетной системы. Распределению  доходов между бюджетами предшествует разграничение их расходов в соответствии с компетенцией или полномочиями, возложенными на каждый уровень власти. Для достижения наибольшего экономического и социального эффекта расходы должны быть максимально приближены к той административной границе, в интересах которой они осуществляются. Бюджетный кодекс РФ разграничил расходы по бюджетам разных уровней, выделив четыре группы расходов:

• расходы, финансируемые исключительно  из федерального бюджета;

• расходы, финансируемые исключительно  из бюджетов субъектов РФ;

• расходы, финансируемые исключительно  из местных бюджетов;

• расходы, финансируемые совместно  из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Однако сфера "совместного ведения" остается слишком широкой. Региональные и особенно местные бюджеты перегружены  финансовыми обязательствами, возложенными на них решениями вышестоящих  органов власти без предоставления источников финансирования.

Практическая реализация данных разграничений  расходов возможна лишь при условии  соответствующего обеспечения доходами. Бюджетным кодексом четко разграничены доходы между бюджетами разных уровней.

Собственные доходы - виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

К собственным доходам бюджетов относятся:

• налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами  государственных внебюджетных фондов;

• неналоговые доходы, за исключением  доходов от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

• безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным  доходом соответствующего бюджета, а также бюджета государственного внебюджетного фонда.

Важный шаг к распределению  налогов между уровнями власти был  сделан в Законе РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации" от 27.12.91 г. № 2118-1, в соответствии с которым все налоги, поступающие в бюджетную систему, подразделялись на федеральные, региональные и местные.

Один из важнейших принципов  организации бюджетной системы - принцип самостоятельности - предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако заложенное в законе распределение не позволяет реализовать этот принцип в полной мере, поэтому возникает необходимость в перераспределении доходов между уровнями бюджетной системы при помощи регулирующих доходов и различных форм финансовой помощи - в бюджетном регулировании.

Регулирующие доходы бюджетов - федеральные  и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года).

Нормативы отчислений определяются законом  о бюджете того уровня, который  передает регулирующие доходы. Нормативы  отчислений могут быть установлены  едиными или дифференцированными. Нормативы отчислений от регулирующих налогов в разрезе региональных бюджетов, как правило, дифференцируются в целях их сбалансирования до минимально необходимого уровня.

Отчисления от федеральных налогов  могут производиться методом  квотирования или методом присоединения  ставок.

Метод квотирования - налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении той административной единицы, на территории которой они собраны, как, например, налог на добавленную стоимость, некоторые акцизы и др. Преимуществами данного метода являются его простота, и наличие гарантий в получении  определенной части поступлений  территориальными бюджетами.

Метод присоединения ставок - территориям  разрешено взимать в дополнение к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным пределом. Этот способ отличается простотой и функционирует эффективнее, поскольку дает простор в выборе конкретных количественных значений надбавок в зависимости от потребности  в средствах, а также решаемых в данный период проблем. При этом территориальные органы заинтересованы в наиболее полном выявлении платежеспособности налогоплательщиков и в своевременном поступлении платежей. Примером может служить распределение налога на прибыль предприятий: федеральными органами власти устанавливается максимальная ставка взимания этого налога в размере 30% и фиксированная ставка его зачисления в федеральный бюджет - 11%. В пределах оставшихся 19% он закрепляется за территориальными органами власти3.

Следует отметить, что далеко не все  налоговые обязанности сторон имеют  равную степень регламентации. Так, действующее законодательство детально регулирует обязанности налогоплательщиков, устанавливая неоправданно высокие  санкции за их нарушение, при том, что государственные налоговые  органы не несут никакой ответственности  за несвоевременный возврат средств  из бюджета, за неправильно взысканные налоги, ущерб налогоплательщику  не компенсируется по нормам гражданского права с учетом упущенной выгоды и убытков.

Одна из главных причин нарушений  налогового законодательства лежит  в принципиально неправильном подходе  к оценке экономической деятельности налогоплательщика. Субъективные причины  нарушений налогового законодательства лежат также и в низком уровне правосознания налогоплательщиков, отсутствии национальных традиций законопослушания, криминализации бизнеса.

 Формирование конкурентоспособной  налоговой системы должно стать  – в комплексе с другими  направлениями реформ – одним  из условий достижения устойчиво  высоких показателей роста российской  экономики и качественного обновления  ее структуры. В связи с этим  необходим определенный пересмотр  приоритетов налоговой реформы  с точки зрения решения этой  задачи.

1.3. Правовое регулирование налоговых правоотношений

Сначала, наверное, нужно сказать о налоговых  правоотношениях, а потом - о других понятиях. Вы, что рассматриваете «налог» -??? Посмотрите на Ваш последующий  текст….

 Налоговые правоотношения - это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

 В литературе налоговые правоотношения, как правило, определяются как  вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами налогового  права, представляющих собой совокупность  следующих правовых отношений: 

 по установлению, введению и  взиманию налогов и сборов  в РФ;

 возникающих в процессе исполнения  соответствующими лицами своих  налоговых обязанностей по исчислению  и уплате налогов или сборов;

 возникающих в процессе налогового  контроля и контроля за соблюдением  налогового законодательства РФ;

 возникающих в процессе защиты  прав и законных интересов  участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов,  государства и др.), то есть  в процессе обжалования актов  налоговых органов, действий (бездействий)  их должностных лиц, а также  в процессе налоговых споров;

 возникающих в процессе привлечения  к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налоговое правоотношение обладает следующими особенностями :

 - это общественное отношение, то есть отношение между юридическими или физическими лицами, имеющее общественную значимость. Личные взаимоотношения, например, конкретного налогоплательщика - индивидуального предпринимателя и руководителя какого-либо налогового органа не имеют общественной значимости и не нуждаются в специальном правовом регулировании нормами налогового права;

 - правовое отношение по поводу денежных средств, возникающее (развивающееся и прекращающееся) исключительно в сфере налогообложения;

социально значимое отношение - регулируется нормами налогового права. Налоговые  правоотношения по существу являются нормативными правовыми отношениями; они неразрывно связаны с нормами  налогового права - возникают и прекращаются на основе, в соответствии и в  рамках норм налогового права;

 - представляет собой юридическую связь субъектов таких правовых отношений посредством субъективных прав и юридических обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу (например, налоговому органу), которое обладает определенными правомочиями. Носитель юридической обязанности является в правоотношении обязанным лицом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства определенные юридически значимые действия либо воздержаться от каких-либо действий;

- основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве.

Под составом конкретного налогового правоотношения понимается совокупность его участников, то есть субъектов  налоговых правоотношений. При этом в соответствии с системным подходом права и обязанности указанных  субъектов (налогоплательщиков и др.) в составе налогового правоотношения выступают в качестве их юридических  свойств.

Под структурой налоговых правоотношений понимается внутреннее

строение и взаимосвязь элементов  такого правового отношения. Структуру  налоговых правоотношений, как впрочем, и структуру любых правовых отношений  образуют следующие три элемента:

    • субъекты правоотношения;
    • содержание правоотношения;
    • объект правоотношения.

Субъекты налоговых правоотношений - это его участники (стороны). Юридическое  содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъектов - участников рассматриваемых общественных отношений. При этом материальное содержание налоговых правоотношений представляет собой поведение сторон (действие либо

 бездействие), связанное с реализацией  принадлежащих им прав и обязанностей. Объектом налоговых правоотношений  выступает то, по поводу 

чего или ради чего субъекты правовых отношений в сфере налогообложения вступают в правовую связь. В качестве объекта правоотношений выступают разнообразные материальные И нематериальные блага.

Налоговое законодательство устанавливает, что ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать взносы и  платежи, обладающие установленными признаками налогов или сборов, не предусмотренные  Законом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Законом. Смысл этой нормы состоит в  том, что платёж независимо от данного  ему названия должен оцениваться  по существу, с учетом характеристик  налога, указанных в законе.

Так что же такое налоговые правоотношения? Это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием  налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

Установленные в законном порядке  налоги реализуются через налоговые  правоотношения, которые возникают  по поводу взимания этих налогов с  организаций и граждан.

Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика  внести в бюджетную систему или  внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов.1. В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации - банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права.

Информация о работе Актуальные проблемы финансовых правоотношений