Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 00:41, контрольная работа
К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт в России.
В контрольной работе рассмотрены основные понятия и принципы использования пластиковых карточек как современного платежного инструмента на международном и российском рынках.
Введение………………………………………….………………………………….………..3
Глава 1. Основные понятия использования пластиковых карт…………..……….5
Зарубежный опыт и история пластиковых карт в России…………………….…..5
Понятие пластиковых карт…………………………………………………………..6
Классификация пластиковых карт………………………………………………….7
Глава 2. Современное положение пластиковых карт в России………………...….9
Глава 3. Законодательная база по пластиковым картам…………………..….…....12
Законодательная база…………………………………………………………..…...12
Разработка уголовного законодательства по пластиковым картам………………15
Заключение................................................................................................................................16
Использованная литература…………………………
Постепенно
ситуация стала меняться в лучшую
сторону. В восстановлении и динамичном
развитии российского рынка пластиковых
карт заинтересованы многие: международные
платежные системы, которые не смирились
с потерей капиталов в России,
международные страховые
На конец 2001 года общее число эмитированных банковских карт в России составило 10,5 млн. карт, в 2002 году - количество выпущенных карт увеличилось до 15,5 млн., а в 2009 - до 29 млн. По состоянию на начало 2010 года, в России эмитировано почти 34 млн. карт. Интересный факт, что соотношение международных и российских систем составляют соответственно 48% и 52%. Наибольшее количество выпущенных карт и объем операций с их использованием приходится на международные платежные системы Visa и Europay/MasterCard, что объясняется, прежде всего, развитой инфраструктурой, предназначенной для осуществления операций с использованием карт этих платежных систем как на территории России, так и за ее пределами. Наряду с этим в России действуют отечественные платежные системы: Золотая Корона, Union Card, ACOORD, STB Card и ряд других небольших систем.
Рынок платежных
карт всё больше становится полем
конкурентной борьбы между российскими
банками. Операции по банковским карточкам
относятся к числу наиболее доходных
видов банковской деятельности. В
среднем доход на единицу затрат
в карточном бизнесе выше, чем
по другим видам операций. Во-первых,
нужно отметить такие доходные проекты
как реализация зарплатных схем, столь
популярных в России и некоторых
странах СНГ. Издержки обслуживания
подобных проектов для банка минимальны
вследствие высокой степени автоматизации
процесса. Во-вторых, весьма существенными
могут быть для банка комиссионные
отчисления за проведение платежей при
использовании пластиковых
Специфика российского
рынка состоит в том, что рынок
развивается в основном не за счет
индивидуальных вкладчиков и держателей
карт, а за счет зарплатных проектов.
Суть которых - обслуживание банком процесса
начисления и выдачи заработной платы
сотрудникам предприятия с
Однако, стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.
Тем не менее,
несмотря на наличие препятствий
и трудностей, а также на довольно
крупные начальные затраты, связанные
с запуском и отработкой технологий
использования пластиковых
Как утверждают сами экономисты: "Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами". И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.
Глава 3. Законодательная база по пластиковым картам
3.1 Законодательная база
Положение "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием"
В статье 1 данного Положения указаны используемые термины и определения, согласно которым "банковская карта – средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента".
Согласно общим положениям данного Положения эмиссию банковских карточек на территории РФ могут осуществлять только кредитные организации – резиденты, при наличии лицензии на осуществление банковских операций, предусматривающей проведение операций по счетам указанных в ней лиц в соответствующей валюте. Распространение карточек международных платежных систем осуществляется по специальному разрешению ЦБ РФ.
В Положении
перечислены безналичные
Проект Федерального Закона "Об использовании банковских карт в Российской Федерации".
Закон регулирует
правоотношения, возникающие в связи
с эмиссией банковских карт, совершением
операций с их использованием, а
также произведением расчетов по
указанным операциям на территории
РФ. В законопроекте
Гражданско-правовое регулирование.
В Положении №23-П отмечено, что банковская карта выдается клиенту на основании заключенного с ним договора.
Отношения между
держателем карточки и эмитентом
относятся к чисто гражданско-
3.2 Разработка
уголовного законодательства
Необходимость усиления борьбы с мошенничеством в области пластиковых карт сомнению не подлежит. Усиление этой борьбы без участия правоохранительных органов практически невозможно, а их деятельность в значительной степени парализована отсутствием законодательства по пластиковым картам.
В настоящее
время лиц, уличенных в незаконном
использовании пластиковых
Международный опыт показывает, что принятие соответствующего уголовного законодательства существенно снижает затраты на доказательство противоправной деятельности и практически сразу дает положительные результаты, выражающиеся в существенном снижении потерь от мошенничества. Так, в Италии этот показатель принятия нового законодательства по пластику снизился в два раза.
Международные платежные системы уже обобщили опыт зарубежных стран в этой области и подготовили свои рекомендации для стран, не имеющих национального законодательства в области пластиковых карт. Нам нужно объединить усилия для того, чтобы убедить законодательные органы в России в необходимости разработки и скорейшего принятия такого российского закона. Для этого следует использовать все имеющиеся возможности российской банковской системы, прессы правоохранительных органов.
Конечная цель законодательства, которое касается кредитных и дебетных карточек - способствовать расследованию и преследованию в уголовном порядке преступлений властями. По этой причине любое новое законодательство должно содержать уголовные наказания, а не просто регламентирующие положения, относящиеся к коммерческому поведению. Закон должен касаться преступного поведения частных лиц и организаций.
Мы обязаны ясно дать понять любому законодательному органу, что это вопрос уголовного права, а не вопрос защиты потребителей сам по себе. Это различие имеет решающее значение в достижении конечной цели, поскольку принятие законодательства будет значительно менее ценным, если оно не будет ясно говорить правоохранительному сообществу, что законодательный орган придает постепенное значение преследованию злоупотреблений по кредитным и дебетным карточкам.
Крайне необходимо обратить внимание на важность этого вида законов в конечной защите как потребителей, так и делового сообщества. Необходимо подчеркнуть, что уголовное законодательство не заменяет коммерческое регламентирование и законы по защите потребителя, а скорее служит для усиления того и другого.
Поскольку главной нашей целью является эффективное предотвращение злоупотреблений по кредитным и дебетным карточкам, мы не должны игнорировать законы, которые уже существуют в стране. Предлагаемое законодательство подробно излагает и объясняет законы в данной области и делает это таким образом, чтобы поощрять энергичное правоприменение.
Текущее законодательство, относящееся к злоупотреблениям по кредитным и дебетным карточкам в нижеуказанных странах регламентируется следующими документами:
Финляндия - Закон Е/III/015
Франция - Закон 91-1382 (принят 30.12.1991.)
Италия - Закон № 72/90 Статья № 12
США - Акт 1984 года по злоупотреблениям по кредитным карточкам (Кодекс США, Title 18, глава 47, 1602 (а))
"Виза
Интернэшнл" окажет Членам любую
возможную помощь в их усилиях
в отношении законодательства. Эта
помощь может быть оказана
в форме свидетельств
В настоящее
время в индустрии карточек рассматриваются
изменения направленные на защиту системы
изнутри и на пресечение этой преступной
деятельности. Поскольку неподвижные
мишени очень заманчивы, способы
обеспечения безопасности будут
меняться. Однако осуществлять перемены
всегда нелегко. Дело не в технологии.
Существуют технологии, которые используются
или могут быть использованы для
обеспечения безопасности карточек.
Самая большая проблема - это масштабы
внедрения технологии и время, которое
необходимо для внесения изменений
во все карточки и терминалы. Однако,
поскольку проблема злоупотреблений
по кредитным карточкам
Помимо мер, предпринимаемых индустрией для защиты системы от злоупотреблений, для борьбы с преступной деятельностью необходимы уголовное законодательство, работа следственных и судебных органов. Сегодняшние масштабы этой проблемы и ее потенциальные возможности привести к еще большей нестабильности указывают на необходимость принятия профилактических мер в соответствии с законодательством с целью защиты общества от злоупотреблений по кредитным и дебетным карточкам. Если мошенническое использование карточки не считается государственным преступлением, преступники могут продолжать осуществлять свою деятельноcть безнаказанно, и система правосудия не может эффективно решать эту проблему. Необходимо понять, что эти кусочки пластмассы - практически то же, что и наличные деньги, и их подделка аналогична подделке валюты, и принятие правоохранительных мер необходимо.
Заключение
В условиях
обострившейся конкуренции на рынке
розничных услуг, банки и платежные
системы стали больше внимания уделять
повышению качественных характеристик
своих продуктов, стимулируя клиентов
совершать покупки с
С 1949 года, времени
создания первой массовой расчетной
системы, технология этих операций усовершенствована
настолько, что сегодня без них
невозможно себе представить финансовые
системы большинства стран
К основным платежным системам относятся, например, система "Золотая Корона", MasterCard, STB card, Интернет, собственные платежные системы банков России.
На конец 2001 года общее число эмитированных банковских карт в России составило 10,5 млн. карт, в 2002 году - количество выпущенных карт увеличилось до 15,5 млн., а в 2009 - до 29 млн. По состоянию на начало 2010 года, в России эмитировано почти 34 млн. карт. Интересный факт, что соотношение международных и российских систем составляют соответственно 48% и 52%.
Cтимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.
Тем не менее,
несмотря на наличие препятствий
и трудностей, а также на довольно
крупные начальные затраты, связанные
с запуском и отработкой технологий
использования пластиковых
Как утверждают сами экономисты: "Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами". И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.
Подводя итоги,
можно сделать вывод, что положительные
тенденции, складывающиеся на рынке
пластиковых карт, несмотря на имеющиеся
проблемы, позволяют строить
Информация о работе Законодательная база по пластиковым картам