Заемные средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:00, доклад

Описание работы

Для финансирования бюджетного дефицита органы государственного управления вынуждены привлекать заемные средства, займы.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного .займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами — граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

Работа содержит 1 файл

РусланЗайм.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Для финансирования бюджетного дефицита органы государственного управления вынуждены привлекать заемные средства, займы.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного .займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами — граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

РФ мобилизует заемные  средства в основном двумя путями:

1)размещением долговых ценных бумаг;

2) получением кредитов в специализированных финансово-кредитных институтах.

Внутренние займы обычно выпускаются  в национальной валюте и кредиторами по ним преимущественно выступают резиденты данного государства (физические и юридические лица).

По возможности обращения на рынке внутренние долговые обязательства делятся на:

1. рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (свободно продаются и покупаются). В 2005 г. Министерство финансов РФ разместило облигации федерального займа (ОФЗ) и государственные сберегательные облигации (ГСО).

2. нерыночные, выпущенные в счет финансирования задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.)

Субъекты РФ имеют право заимствовать средства из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели. В основном выпускаются среднесрочные и краткосрочные субфедеральные ценные бумаги.

Внешние займы РФ можно  разделить на 4 категории.

1) Задолженность перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства взаймы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в госструктурах (основная сумма долга РФ (50 млрд. долл.)). Эта задолженность приходится на Парижский клуб, который состоит из официальных представителей основных стран-кредиторов (около 2 десятков государств).

2) Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, который объединяет банкиров-кредиторов на неформальной основе (более 600 коммерческих банков).

3) Задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг.

4) Долги международным валютно-финансовым организациям.

Внешние займы могут  использоваться в трех формах:

1) финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики (финансовое размещение – самый эффективный способ);

2) финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в т. ч. обслуживание внешнего долга (бюджетное использование – самый неэффективный способ использования внешнего долга. Используется в РФ);

3) смешанное бюджетно-финансовое размещение.

Основным методом регулирования  внешнего долга РФ является его реструктуризация на приемлемых для России условиях – т. е. составление нового графика выплаты долга по сравнению с первоначальными схемами (замена коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые).

РФ размещает на международных  рынках капиталов внешние облигационные  займы в виде российских еврооблигаций. Выпуск еврооблигаций позволяет  перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше (в худшем случае 25 % годовых), чем внутреннего.

Субъекты РФ не имеют  права прибегать к внешним  кредитам и займам. До кризиса 1998 года Москва, Санкт-Петербург и Нижегородская  область успели разместить внешние валютные займы.

В результате заемной  деятельности образуется государственный долг.

Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. В этом заключается экономическая сущность госдолга.

С юридической точки зрения государственный  долг РФ – долговые обязательства  РФ перед физическими,юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Внутренний долг – обязательства органов госуправления перед резидентами, внешний – перед нерезидентами.

По уровню управления государственный  долг делится на государственный  долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Во всех оценках ситуации с государственными заимствованиями фигурирует бюджетная задолженность федерального правительства, хотя говоря о государственном долге, следовало бы включать задолженность региональных и муниципальных органов власти.

Государственный долг возникает  в результате заимствования в денежной форме и выпуска долговых обязательств. Погашение долга может осуществляться денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности, принятием задолженности другим органом. При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о: 1) замене обязательств по долгу другими обязательствами; 2) объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств (унификации); 3) изменении доходности займов; 4) увеличении срока действия займа (консолидации) Государство может отсрочить или аннулировать погашение займа. 

 

Классификация государственных  займов. В основе классификации ряд  признаков:

1. По эмитентам —  займы, размещаемые центральными  и территориальными органами управления.

2. В зависимости от  места размещения — внутренние  и внешние займы.

3. В зависимости от  обращения на рынке — рыночные  и нерыночные займы. Рыночные  займы свободно продаются и  покупаются. Они являются основными  при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4. В зависимости от  срока привлечения средств —  краткосрочные (со сроком погашения  до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (от пяти лет и выше).

Краткосрочные займы  используются для финансирования временных  разрывов в поступлении доходов  и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти — муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3, 6, 12 месяцев, в Японии — 60 дней, в Великобритании — 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет.

В ряде стран для привлечения  средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые  получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются  со сроком погашения два—три года, в США — от одного до десяти лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

5. В зависимости от  обеспеченности долговых обязательств  — закладные и беззакладные. Закладные  облигации обеспечиваются конкретным  залогом, например, определенным  имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого  дохода — долговые обязательства  выигрышные, процентные, с нулевым  купоном. Выплата дохода по  выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные  инструменты государства не имеют  купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства, весь доход по которым выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. В зависимости от  метода определения дохода —  долговые обязательства с твердым  или плавающим доходом. В ряде  случаев фиксированная ставка  по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы  при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20—30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобной ситуации позволяют два варианта.

1) Покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу.

2) Систематический пересмотр  процента, выплачиваемого по ценным  бумагам. В этом случае решаются  все названные проблемы. В качестве  базы расчета обычно используется ставка по межбанковским кредитам/ в стране. Однако такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы.

8. В зависимости от  обязанности заемщика твердо  соблюдать сроки погашения займа,  установленные при его выпуске, — обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном  погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом 12\%, а через год ставка упала и составила 6\%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый заем и погасив старый.

Возможны два способа  погашения задолженности: единовременно  и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения  суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:

1) равными частями  в течение определенного срока,  например, четырех лет. Так, если  сумма займа составила 10 млн.  долл. США, то ежегодно будет  выплачиваться 2,5 млн. долл.;

2) возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй — 2 млн. долл., в третий — 3 млн. долл., в четвертый — 4 млн. долл. Такая система удобна при нарашивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлении или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;

3) снижающимися долями. Например, в первый год гасится  долг на 4 млн. долл., во второй  год — на 3 млн. и т. д. Такая  система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

 

 

Список используемой литературы

 

1 http://eup.ru/Documents/2006-07-04/3F5DA-1.asp Сущность государственного кредита

2 http://bugabooks.com/book/292-finansy/44-82-gosudarstvo-kak-zaemshhik-klassifikaciya-gosudarstvennyx-zajmov.html -государство как заемщик, классификация государственных займов




Информация о работе Заемные средства