Заемная деятельность государства на внешнем рынке.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть вопрос государственного кредита, и заемную деятельность государства на внешнем рынке.
Для раскрытия данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Сущность, значение и функции государственного займа (кредита).
2. Формы государственного займа, классификацию займов
3. Деятельность государства как заемщика на внешнем рынке, кредитора и гаранта.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1. Сущность, значение и функции государственного займа (кредита)5-10
2. Формы государственного займа, классификацию займов ……….11-16
3. Деятельность государства как заемщика на внешнем рынке, кредитора и гаранта. ……………………………………………………………………..17-18
Заключение ……………………………………………………………...19-21
Список литературы………………………………………………………... 22

Работа содержит 1 файл

фин и кредит.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Университет управления и экономики.

Алтайский институт экономики.

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Финансы и кредит.

Тема работы: Заемная деятельность государства  на внешнем рынке.

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 2531/4-4 группы

Менеджмента

Трубникова Татьяна  Юрьевна

Преподаватель

Булаш О.А.

Оценка


Подпись


 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

1. Сущность, значение и функции  государственного займа (кредита)5-10 

2. Формы государственного  займа, классификацию займов  ……….11-16

3. Деятельность государства  как заемщика на внешнем рынке,  кредитора и гаранта. ……………………………………………………………………..17-18

Заключение ……………………………………………………………...19-21

Список литературы………………………………………………………... 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ввдение

Признание возможности функционирования несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к расширению использования государственного кредита и росту государственного долга, т.е. в условиях рыночной экономики государственный кредит становится обязательным элементом финансовых потоков. Кроме того, экономическая деятельность невозможна без государственного кредита, так как существует кассовый разрыв между временем поступления доходов в бюджет и временем совершения расходов. Государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может также выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Необоснованное его использование может в то же время привести к существенному росту налогового бремени, утечке капиталов и другим негативным последствиям.

Государственный кредит - это совокупность экономических  отношений между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой, при  которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последний не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Признание возможности  функционирования несбалансированных государственных бюджетов для целей  стабилизации экономики привело  к расширению использования государственного кредита и росту государственного долга, т.е. в условиях рыночной экономики государственный кредит становится обязательным элементом финансовых потоков. Кроме того, экономическая деятельность невозможна без государственного кредита, так как существует кассовый разрыв между временем поступления доходов в бюджет и временем совершения расходов. Государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может также выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Необоснованное его использование может в то же время привести к существенному росту налогового бремени, утечке капиталов и другим негативным последствиям.

Цель данной работы рассмотреть  вопрос государственного кредита, и заемную деятельность государства на внешнем рынке. 
Для раскрытия данной темы необходимо решить следующие задачи:  
1. Сущность, значение и функции государственного займа (кредита).  
2. Формы государственного займа, классификацию займов   
3. Деятельность государства как заемщика на внешнем рынке, кредитора и гаранта.

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, значение  и функции государственного займа  (кредита).

Государственный кредит.

Кредит восполняет недостаток собственных денежных средств, необходимых  для полного и своевременного финансирования капитальных вложений либо текущих затрат. Кредитные отношения возникают по поводу получения или предоставления денежных средств внутри страны (внутренний кредит) и с нерезидентами (внешний кредит). 
Государственный кредит - отношения по поводу предоставления временно свободных денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности, где государство выступает в качестве заемщика, кредитора, гаранта.  
Государственный кредит выражает отношения между государством, от имени которого выступают органы исполнительной власти федерального уровня с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения. 
Как экономическая категория государственный кредит имеет ряд особенностей, т.к. находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита: 
а) в качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства; 
б) в качестве категории кредита, государственный кредит отличается от классических финансовых категорий (налоги, субсидии и др.), т.к. его основой является возвратность, срочность, платность; 
в) в отличии от банковского кредита, обеспечением государственного кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы; 
г) как финансовая категория выполняет все функции финансов. 
Категория «государственный кредит» имеет следующие особенности в отличие от других форм кредитования: 
- в качестве обеспечения возвратности кредита обычно выступает все имущество, находящееся в собственности государства или муниципального образования;  
- на уровне Федерации государственные займы не имеют конкретного целевого назначения;  
-сроки государственного кредита, как правило, достаточно длительные, но согласно Закону «О государственном внутреннем долге РФ» не могут превышать 30 лет. 
Деятельность государства в качестве заемщика. Управление государственным долгом. 
Для покрытия бюджетного дефицита государство привлекает заемные средства. Одновременно оно выступает в качестве кредитора. В отдельных случаях государство выступает гарантом, принимая на себя ответственность за погашение кредитов, взятых хозяйствующими субъектами.  
Как форма кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей: 
- государственный кредит, как правило, не имеет конкретного залогового обеспечения. В качестве обеспечения возвратности кредита выступает гарантия государства, т.е. все имущество, находящееся в государственной собственности; 
- государственный кредит обычно имеет потребительскую, а не производственную форму. Проценты за кредит выплачиваются не из доходов, полученных за счет обращения кредита, а за счет бюджетных поступлений;

- на уровне Федерации  государственный кредит, как правило, не имеет конкретного целевого характера; 
- сроки предоставления государственного кредита более длительные по сравнению с другими формами кредитования.

По договору государственного займа государство выступает  в качестве заемщика, а юридические и физические лица- в качестве кредитора.  
Государственные займы могут характеризовать состояние государственного бюджета страны. Чем больше займы - тем хуже обстоит дело с бюджетом, чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис государства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга. 
Государственный долг – вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней, и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики. 
Государственный долг подразделяется на две части - капитальный и текущий.

- Капитальный долг  включает все долговые обязательства  государства на определенную  дату (начало года) - непогашенную  часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу.

- Текущий государственный  долг состоит из предстоящих  платежей по всем долговым  обязательствам, срок погашения  которых наступает в отчетном периоде (году). 
В зависимости от места размещения средств, государственный долг делится на внутренний и внешний. 
Государственный внутренний долг - заемная деятельность на внутреннем рынке страны, осуществляемая, главным образом посредством выпуска государственных ценных бумаг. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится ЦБ РФ и его учреждениями посредством погашения долговых обязательств и выплаты по ним доходов в виде процентов или в иной форме.

Основные виды государственных ценных бумаг: 
1. Облигации государственного российского республиканского внутреннего займа 2000 г. - выпущены 1.01.2000 срок - 16 лет. Номинал - 5000, 10000, 25000, 100000 руб. Размещались среди юридических лиц. Доход - фиксирован в размере 5 % от номинала и выплачивается 1 раз в год;

2.Облигации российского внутреннего выигрышного займа 2005 г. выпущены 1.10.2005 г. сроком на 10 лет. Номинал - 500 и 1000 руб. Доход выплачивается в форме выигрышей из расчета 30 % в год. В течение 10 лет предусмотрен выигрыш 32 % всех облигаций. Остальные облигации по истечении этого срока погашаются по номиналу;

3. Государственные краткосрочные бескупонные облигации. (ГКО) Выпускались в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо номиналом 1 тыс. руб. со сроком погашения 3, 6, 12 мес. Размещение ГКО происходит с дисконтом - а погашение по номинальной стоимости;

4. Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ВЭБ) эмитированы Министерством финансов РФ в 2007 г. для компенсации валютных средств предприятий, находящихся на счетах вл ВЭБ. Облигации выпущены в бумажной форме с номиналом в 1000, 10 000, и 100 000 долл. в виде семи серий со сроками погашения 14 мая 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг. По облигациям начисляется 3 % годовых. Один раз в год при предъявлении купона;

5. Облигация государственного федерального займа с переменным купоном (ОФЗ - ПК) - выпускается в бездокументарной форме номинальной стоимостью 1 тыс. руб. Рыночная стоимость определяется номинальной стоимостью облигации и накопленным купонным процентом;

6. Облигации Государственного сберегательного займа являются государственными ценными бумагами на предъявителя и предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости при их погашении. Срок обращения 1 год. Номиналы - 100 и 500 руб. При этом каждая облигация имеет 4 купона.

Государственный внешний  долг - заемная деятельность государства  на внешенем рынке. 
На мировом финансовом рынке государство, прибегая к внешним заимствованиям выступает в качестве заемщика. Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно утверждается в форме федерального закона. 
Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов. Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета. 
Методы управления государственным долгом: 
1. рефинансирование – погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;  
2. новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством;

3. конверсия – изменение доходности займов; 

4. консолидация – изменение срока обращения уже выпушенных займов; 

5. унификация – объединение нескольких выпущенных ранее однотипных займов в один в целях сокращения расходов по их управлению;

6. отсрочка погашения займа – это консолидация, сопровождающаяся отказом государства от выплаты процентов по займам; 

7. аннулирование долга – отказ государства от всех выпущенных ранее обязательств. Как правило, данный инструмент используется в двух случаях: при смене государственной власти и в случае банкротства государства.

В случае если государство - заемщик не может платить долги  и проценты по ним, а кредиторы  не желают давать отсрочку, то кредиторы  могут объявить страну банкротом. Тогда  производится арест всех зарубежных активов страны, всех находящихся в зарубежных портах судов и грузов в уплату кредиторам.

Польша оказавшаяся  неплатежеспособной в начале 2006 г. столкнулась  с параличом промышленности зависевшей от импорта материалов и полуфабрикатов, галопирующей инфляцией и увеличением товарного дефицита. 
В 2009 г. Россия была близка к состоянию банкротства. Платежи по обязательствам страны должны были составлять 20,8 млрд. дол., при активе торгового баланса около 8 млрд. долл и золотовалютных резервах 5 млрд. долл. Рублёвый эквивалент этих платежей превысил 21 трлн руб. при общей сумме доходов бюджета 25 трлн руб. В этой ситуации нормальные платежи по внешнему долгу ограничились крайним минимумом, а остальное регулировалось мерами чрезвычайного характера. В одних случаях условия погашения обязательств нарушались: частью платежи не производились вообще, частью их самовольно переносили на более поздние времена. В других случаях удавалось убедить кредиторов в невозможности своевременного выполнения обязательств и получить от них согласие на официальную отсрочку. Наконец, российские власти шли на всё, чтобы западные страны продолжили предоставление России валютных кредитов.Эту критическую стадию, близкую к международному банкротству, так или иначе удалось пройти, и сейчас проблема внешних долгов выглядит менее напряженной. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы государственного кредита. Классификация займов.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы  являются основной формой государственного кредита.

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Информация о работе Заемная деятельность государства на внешнем рынке.