Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:36, контрольная работа
Цель данной работы рассмотреть вопрос государственного кредита, и заемную деятельность государства на внешнем рынке.
Для раскрытия данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Сущность, значение и функции государственного займа (кредита).
2. Формы государственного займа, классификацию займов
3. Деятельность государства как заемщика на внешнем рынке, кредитора и гаранта.
Введение ……………………………………………………………………..3
1. Сущность, значение и функции государственного займа (кредита)5-10
2. Формы государственного займа, классификацию займов ……….11-16
3. Деятельность государства как заемщика на внешнем рынке, кредитора и гаранта. ……………………………………………………………………..17-18
Заключение ……………………………………………………………...19-21
Список литературы………………………………………………………... 22
Санкт-Петербургский Университет управления и экономики.
Алтайский институт экономики.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Финансы и кредит.
Тема работы: Заемная деятельность государства на внешнем рынке.
Выполнил студент 2531/4-4 группы
Менеджмента
Трубникова Татьяна Юрьевна
Преподаватель
Булаш О.А.
Оценка
Подпись
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Сущность, значение и функции
государственного займа (
2. Формы государственного займа, классификацию займов ……….11-16
3. Деятельность государства
как заемщика на внешнем рынке,
Заключение ……………………………………………………………...19-
Список литературы…………………………………
Ввдение
Признание возможности функционирования несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к расширению использования государственного кредита и росту государственного долга, т.е. в условиях рыночной экономики государственный кредит становится обязательным элементом финансовых потоков. Кроме того, экономическая деятельность невозможна без государственного кредита, так как существует кассовый разрыв между временем поступления доходов в бюджет и временем совершения расходов. Государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может также выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Необоснованное его использование может в то же время привести к существенному росту налогового бремени, утечке капиталов и другим негативным последствиям.
Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последний не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
Признание возможности функционирования несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к расширению использования государственного кредита и росту государственного долга, т.е. в условиях рыночной экономики государственный кредит становится обязательным элементом финансовых потоков. Кроме того, экономическая деятельность невозможна без государственного кредита, так как существует кассовый разрыв между временем поступления доходов в бюджет и временем совершения расходов. Государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может также выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Необоснованное его использование может в то же время привести к существенному росту налогового бремени, утечке капиталов и другим негативным последствиям.
Цель данной работы рассмотреть
вопрос государственного кредита, и заемную деятельность государства
на внешнем рынке.
Для раскрытия данной темы необходимо
решить следующие задачи:
1. Сущность, значение и функции государственного
займа (кредита).
2. Формы государственного займа, классификацию
займов
3. Деятельность государства как заемщика
на внешнем рынке, кредитора и гаранта.
1. Сущность, значение
и функции государственного
Государственный кредит.
Кредит восполняет недостаток
собственных денежных средств, необходимых
для полного и своевременного
финансирования капитальных вложений либо текущих затрат. Кредитные
отношения возникают по поводу получения
или предоставления денежных средств
внутри страны (внутренний кредит) и с
нерезидентами (внешний кредит).
Государственный кредит - отношения по
поводу предоставления временно свободных
денежных средств на условиях платности,
срочности и возвратности, где государство
выступает в качестве заемщика, кредитора,
гаранта.
Государственный кредит выражает отношения
между государством, от имени которого
выступают органы исполнительной власти
федерального уровня с одной стороны,
и хозяйствующими субъектами, физическими
лицами, нерезидентами и иностранными
государствами, с другой, по поводу получения
займов, предоставления кредитов или гарантийного
обеспечения.
Как экономическая категория государственный
кредит имеет ряд особенностей, т.к. находится
на стыке двух видов денежных отношений
- финансов и кредита:
а) в качестве звена финансовой системы
он обслуживает формирование и использование
централизованных денежных фондов государства;
б) в качестве категории кредита, государственный
кредит отличается от классических финансовых
категорий (налоги, субсидии и др.), т.к.
его основой является возвратность, срочность,
платность;
в) в отличии от банковского кредита, обеспечением
государственного кредита служит все
имущество, находящееся в его собственности,
имущество данной территориальной единицы;
г) как финансовая категория выполняет
все функции финансов.
Категория «государственный кредит» имеет
следующие особенности в отличие от других
форм кредитования:
- в качестве обеспечения возвратности
кредита обычно выступает все имущество,
находящееся в собственности государства
или муниципального образования;
- на уровне Федерации государственные
займы не имеют конкретного целевого назначения;
-сроки государственного кредита, как
правило, достаточно длительные, но согласно
Закону «О государственном внутреннем
долге РФ» не могут превышать 30 лет.
Деятельность государства в качестве
заемщика. Управление государственным
долгом.
Для покрытия бюджетного дефицита государство
привлекает заемные средства. Одновременно
оно выступает в качестве кредитора. В
отдельных случаях государство выступает
гарантом, принимая на себя ответственность
за погашение кредитов, взятых хозяйствующими
субъектами.
Как форма кредита, государственный кредит
имеет ряд особенностей:
- государственный кредит, как правило,
не имеет конкретного залогового обеспечения.
В качестве обеспечения возвратности
кредита выступает гарантия государства,
т.е. все имущество, находящееся в государственной
собственности;
- государственный кредит обычно имеет
потребительскую, а не производственную
форму. Проценты за кредит выплачиваются
не из доходов, полученных за счет обращения
кредита, а за счет бюджетных поступлений;
- на уровне Федерации
государственный кредит, как правило, не имеет конкретного
целевого характера;
- сроки предоставления государственного
кредита более длительные по сравнению
с другими формами кредитования.
По договору государственного
займа государство выступает
в качестве заемщика, а юридические и физические лица- в качестве
кредитора.
Государственные займы могут характеризовать
состояние государственного бюджета страны.
Чем больше займы - тем хуже обстоит дело
с бюджетом, чем выше доля государственного
долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис
государства. Таким образом, функционирование
механизма государственного кредита приводит
к появлению государственного долга.
Государственный долг – вся сумма задолженности
по обязательствам государства, проценты
по ней, и неисполненные финансовые обязательства
государства перед субъектами экономики.
Государственный долг подразделяется
на две части - капитальный и текущий.
- Капитальный долг
включает все долговые
- Текущий государственный
долг состоит из предстоящих
платежей по всем долговым
обязательствам, срок погашения
которых наступает в отчетном периоде (году).
В зависимости от места размещения средств,
государственный долг делится на внутренний
и внешний.
Государственный внутренний долг - заемная
деятельность на внутреннем рынке страны,
осуществляемая, главным образом посредством
выпуска государственных ценных бумаг.
Обслуживание государственного внутреннего
долга РФ производится ЦБ РФ и его учреждениями
посредством погашения долговых обязательств
и выплаты по ним доходов в виде процентов
или в иной форме.
Основные виды
государственных ценных бумаг:
1. Облигации государственного российского
республиканского внутреннего займа 2000
г. - выпущены 1.01.2000 срок - 16 лет. Номинал
- 5000, 10000, 25000, 100000 руб. Размещались среди
юридических лиц. Доход - фиксирован в
размере 5 % от номинала и выплачивается
1 раз в год;
2.Облигации российского внутреннего выигрышного займа 2005 г. выпущены 1.10.2005 г. сроком на 10 лет. Номинал - 500 и 1000 руб. Доход выплачивается в форме выигрышей из расчета 30 % в год. В течение 10 лет предусмотрен выигрыш 32 % всех облигаций. Остальные облигации по истечении этого срока погашаются по номиналу;
3. Государственные краткосрочные бескупонные облигации. (ГКО) Выпускались в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо номиналом 1 тыс. руб. со сроком погашения 3, 6, 12 мес. Размещение ГКО происходит с дисконтом - а погашение по номинальной стоимости;
4. Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ВЭБ) эмитированы Министерством финансов РФ в 2007 г. для компенсации валютных средств предприятий, находящихся на счетах вл ВЭБ. Облигации выпущены в бумажной форме с номиналом в 1000, 10 000, и 100 000 долл. в виде семи серий со сроками погашения 14 мая 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг. По облигациям начисляется 3 % годовых. Один раз в год при предъявлении купона;
5. Облигация государственного федерального займа с переменным купоном (ОФЗ - ПК) - выпускается в бездокументарной форме номинальной стоимостью 1 тыс. руб. Рыночная стоимость определяется номинальной стоимостью облигации и накопленным купонным процентом;
6. Облигации Государственного сберегательного займа являются государственными ценными бумагами на предъявителя и предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости при их погашении. Срок обращения 1 год. Номиналы - 100 и 500 руб. При этом каждая облигация имеет 4 купона.
Государственный внешний
долг - заемная деятельность государства
на внешенем рынке.
На мировом финансовом рынке государство,
прибегая к внешним заимствованиям выступает в качестве
заемщика. Предельный размер государственных
внешних заимствований ежегодно утверждается
в форме федерального закона.
Управление государственным долгом представляет
собой комплекс мер, предпринимаемых государством
в лице его уполномоченных органов по
определению мест и условий размещения
и погашения государственных займов. Целью
управления государственным долгом является
оптимизация затрат, связанных с финансированием
дефицита государственного бюджета.
Методы управления государственным долгом:
1. рефинансирование – погашение основной
задолженности и процентов за счет средств,
полученных от размещения новых займов;
2. новация – соглашение между заемщиком
и кредитором по замене обязательства
по указанному финансовому кредиту другим
обязательством;
3. конверсия – изменение доходности займов;
4. консолидация – изменение срока обращения уже выпушенных займов;
5. унификация – объединение нескольких выпущенных ранее однотипных займов в один в целях сокращения расходов по их управлению;
6. отсрочка погашения займа – это консолидация, сопровождающаяся отказом государства от выплаты процентов по займам;
7. аннулирование долга – отказ государства от всех выпущенных ранее обязательств. Как правило, данный инструмент используется в двух случаях: при смене государственной власти и в случае банкротства государства.
В случае если государство - заемщик не может платить долги и проценты по ним, а кредиторы не желают давать отсрочку, то кредиторы могут объявить страну банкротом. Тогда производится арест всех зарубежных активов страны, всех находящихся в зарубежных портах судов и грузов в уплату кредиторам.
Польша оказавшаяся
неплатежеспособной в начале 2006 г. столкнулась
с параличом промышленности зависевшей
от импорта материалов и полуфабрикатов, галопирующей инфляцией
и увеличением товарного дефицита.
В 2009 г. Россия была близка к состоянию
банкротства. Платежи по обязательствам
страны должны были составлять 20,8 млрд.
дол., при активе торгового баланса около
8 млрд. долл и золотовалютных резервах
5 млрд. долл. Рублёвый эквивалент этих
платежей превысил 21 трлн руб. при общей
сумме доходов бюджета 25 трлн руб. В этой
ситуации нормальные платежи по внешнему
долгу ограничились крайним минимумом,
а остальное регулировалось мерами чрезвычайного
характера. В одних случаях условия погашения
обязательств нарушались: частью платежи
не производились вообще, частью их самовольно
переносили на более поздние времена.
В других случаях удавалось убедить кредиторов
в невозможности своевременного выполнения
обязательств и получить от них согласие
на официальную отсрочку. Наконец, российские
власти шли на всё, чтобы западные страны
продолжили предоставление России валютных
кредитов.Эту критическую стадию, близкую
к международному банкротству, так или
иначе удалось пройти, и сейчас проблема
внешних долгов выглядит менее напряженной.
2. Формы государственного кредита. Классификация займов.
Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.
Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.
Государственные займы являются основной формой государственного кредита.
По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.
Информация о работе Заемная деятельность государства на внешнем рынке.