Задачи и источники ревизии внеоборотных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

В составе внеоборотных активов, охватывающих вещественные и невещественные средства труда (последние выступают в виде нематериальных и приравненных к ним активов), преобладающее место занимают основные средства, которые составляют основу материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Работа содержит 1 файл

Контроль и ревизия.docx

— 23.52 Кб (Скачать)
Задачи  и источники ревизии  внеоборотных активов
В составе  внеоборотных активов, охватывающих вещественные и невещественные средства труда (последние выступают в виде нематериальных и приравненных к ним активов), преобладающее место занимают основные средства, которые составляют основу материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Отсюда важнейшими задачами контроля и ревизии основных средств в организациях являются: проверка состояния их хранения, сохранности  и эффективности использования, выявление соблюдения действующего порядка приобретения и списания, а также отражения их наличия  и движения в бухгалтерском учете, бухгалтерской, статистической и налоговой  отчетности. Наряду с этим в ходе контроля и ревизии основных средств изучается обеспеченность ими предприятия, устанавливается наличие излишних, не используемых объектов и намечаются меры по улучшению использования имеющихся основных средств. Необходимо также регулярно контролировать формирование и использование нематериальных активов, играющих все более заметную роль в финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций.

Выполнение  указанных задач обеспечивается проведением в определенной последовательности контрольно-ревизионных работ, что  имеет особое значение при осуществлении  документальных ревизий и проверок.

Сначала рекомендуется выявить состояние  хранения и сохранности основных средств на фермах, в бригадах, цехах  и других внутрихозяйственных подразделениях предприятия. В ходе решения этой задачи как можно шире следует  практиковать проведение контрольных  инвентаризаций отдельных объектов основных средств в местах их постоянного  или временного хранения.

Затем изучается целесообразность приобретения, выявляются полнота, своевременность  и правильность оприходования поступивших в хозяйство основных средств.

Далее необходимо проверить хозяйственные  операции по выбытию и списанию основных средств, чтобы установить, соблюдается  ли установленный порядок осуществления  и целесообразности этих операций.

В процессе дальнейшего проведения контроля и  ревизии выявляются эффективность  использования основных средств, соблюдение действующего порядка начисления и  использования амортизационных  отчислений, смет по текущему и капитальному ремонту, а также наличие излишних и неиспользуемых на данном предприятии  отдельных машин, оборудования и  других объектов. Отдельной проверке подвергаются наличие, поступление  и использование нематериальных активов.

Заканчивается ревизия или проверка внеоборотных активов проверкой соответствия данных по их текущему учету бухгалтерской и иной отчетности предприятия. При этом в качестве основных источников контрольных данных привлекаются первичные документы и карточки учета основных средств и нематериальных активов, данные аналитического и синтетического учета по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы», соответствующие данные бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, а также результаты фактического осмотра объектов в натуре.

 
 
 
 

3. Ревизия поступления  товарно-материальных  ценностей. 
 
           Ревизия может проводиться по нескольким направлениям. Остановимся на двух важнейших из них. 
1). Выборочная документальная проверка отнесения ТМЦ (поступивших за последний отчетный год) к материалам.  
Ревизор выборочным методом проверяет обоснованность отнесения объектов к материалам. В табличной форме представляются результаты проверки, которые позволяют оценить правильность (обоснованность): 
применения критерия для отнесения объектов к материалам; 
установление производственного и непроизводственного характера приобретенных материалов; 
документального оформления учета материалов (наличие накладных на получение материалов; документов, подтверждающих право собственности; инвентарных карточек учета материалов). 
2). Документальная проверка учета поступающих ТМЦ.  
При ревизии поступления материалов следует иметь в виду, что первичные документы по поступлению материалов играют важную роль в организации учета материалов, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляется контроль за поступлением ТМЦ. Материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших эти материалы за наличный расчет, от списания пришедших в негодность основных средств, из собственного производства. 
       Ревизор проверяет порядок учета поступающих материалов, в частности, наличие утвержденного плана материального обеспечения, наличие в отделе снабжения ведомостей оперативного учета выполнения договоров поставки или журнала учета поступающих грузов (материалов) (ф. № МХ-4), в которых указываются: регистрационный номер и дата договора; дата записи; наименование поставщика, дата и номер транспортного документа; дата и номер счета; род груза; дата приходного ордера или акта о приемке, запроса о розыске груза. Ревизор должен также выявить факты недопоставки и излишней поставки товаров путем сверки фактически поступивших материалов в части ассортимента, количества, цены с данными договоров поставки. 
        
При проведении документальной проверки учета поступающих ТМЦ ревизору следует обратить внимание на следующие моменты: 
1. Нужно установить соответствие порядка выдачи, составления и использования доверенностей на получение ТМЦ требованиям нормативных документов. По данным журнала учета доверенностей на получение ТМЦ выявляются случаи выдачи доверенностей лицам, не работающим в ревизуемой организации, контролируется порядок оформления доверенностей (заполненных полностью или частично, без образцов подписей лиц, на имя которых они выписаны), правила их выдачи (новая доверенность выписывается одному и тому же лицу после представления отчета об использовании ранее полученной доверенности), определяется, нет ли нарушения
инструкции о порядке выдачи доверенностей на получение ТМЦ. 
2. При ревизии поступлений материалов на склады организации автотранспортом проводится сверка журнала учета поступающих материалов с данными автотранспортных накладных, приходных ордеров и карточек учета материалов. Журнал учета поступающих материалов должен находиться в отделе снабжения, автотранспортные накладные и приходные ордера — в материальном отделе бухгалтерии, карточки учета материалов — у кладовщика. На всех первичных документах проверяются подписи, дата, сумма, цена. Обороты материалов по журналу учета поступающих материалов и первичным документам сверяются с оборотами ведомости № 10 «Учет материалов на складе». Если в организации действует пропускная система, то для сверки могут быть взяты данные пропусков, которые, как правило, хранятся в материальном отделе бухгалтерии. 
3. Если материалы вывозятся со склада продавца своим автотранспортом, то ревизор обязан провести дополнительно сверку с корешками доверенностей, выданных работникам организации для получения ТМЦ на складе продавца, или с журналом регистрации доверенностей. 
4. При наличии актов приемки материалов формы № М-7 вместо приходных ордеров ревизор проводит их экспертизу. Он проверяет полномочия членов приемочной комиссии, поставивших свои подписи в акте. Для этого изучается приказ по основной деятельности о создании приемочной комиссии, в котором зафиксированы фамилии и должности ответственных лиц. Далее проверяется работа юридической службы организации по работе с претензиями поставщику, зафиксированными в акте. 
5. При доставке ТМЦ железнодорожным транспортом также осуществляется сверка данных журнала учета поступающих материалов (журнала регистрации доверенностей) с данными железнодорожных накладных, приходных ордеров; карточек учета материалов, корешков доверенностей, выданных материально ответственным лицам на получение груза на товарной станции. 
6. Если ревизор при проверке информации о поставках материальных ценностей железной дорогой обнаруживает коммерческие акты, по которым принимаются ТМЦ, то необходимо провести экспертизу юридической силы таких актов. Для этого проверяются подписи, даты, соответствие названий материальных ценностей данным железнодорожной накладной и договора поставки. Далее исследуется порядок работы с коммерческими актами претензионной службы организации.
 
7. При ревизии поступлений материалов на склады организации от подотчетных лиц проверяется сверка журнала учета поступающих материалов с товарными чеками, приходными ордерами и карточками учета материалов. Товарный чек—документ, подтверждающий факт приобретения и стоимость товара, приобретенного подотчетным лицом за наличный расчет. Товарные чеки прилагаются к авансовому отчету подотчетного лица и хранятся в материальном отделе бухгалтерии организации. 
8. При ревизии поступления на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от ликвидации основных средств, и пр. проводится сверка данных журнала учета поступающих материалов с данными накладных на внутреннее перемещение и карточек учета материалов. Все подобные поступления на склады оформляются накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписываются подразделением-сдатчиком в двух экземплярах, один является основанием для списания материалов с подразделения-сдатчика, другой направляется на склад и используется в качестве приходного документа. При выявлении в ходе ревизии акта формы № М-35 («Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений») ревизор проверяет правомочие подписей, количество, сумму, наименование ТМЦ. Все данные акта сверяются с данными акта формы № ОС-4 ("Акт на списание основных средств"), формы № ОС-6 ("Инвентарная карточка учета основных средств"). Акт по форме № М-35 составляется в том случае, если разборку здания или сооружения проводит подрядчик. Ревизор может сделать запрос подрядчику о подтверждении данных акта по форме № М-35. Далее данные акта сверяются с оборотами в журналах-ордерах № 11 и № 13. 
9.
При обнаружении оформления оприходования на склад материальных ценностей требованием-накладной формы № М-11 необходимо изучить причины и определить ответственность должностных лиц, допустивших отпуск со склада излишних материалов, сдаваемых теперь на склад. Перемещение материальных ценностей с одного склада на другой также оформляется требованием-накладной формы № М-11. Таким случаям ревизор должен дать экономическую оценку, установить экономическую целесообразность действий должностных лиц, допустивших перемещение грузов с одного склада на другой. 
10. Ревизор проверяет полноту оприходования на складах организации ТМЦ путем исследования актов, составленных на расхождения в количестве и качестве, выявленные при приемке ТМЦ, поступивших без счета поставщика, карточки учета претензий. Каждый случай недопоставки товаров против количества, указанного в сопроводительных документах, исследуется с даты возникновения недостачи до времени ее погашения.  

Система внутреннего контроля – совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности1.

Хозяйственные операции по учету МПЗ относятся  к операциям с повышенным уровнем  риска по следующим причинам: 1. Вероятность  санкционированного списания МПЗ под  несуществующие заказы и объемы выпуска  в целях увеличения себестоимости  выпуска и снижения налогов на прибыль и имущество. 2. Высокий  риск хищения. 3. Огромный объем операций и соответственно большой массив первичной учетной документации, следствием чего могут стать отсутствие некоторых оправдательных документов, несанкционированное списание МПЗ (отсутствие реквизитов, придающих  документам юридическую силу), а  также утеря бумаг. 4. Искажение  фактов списания МПЗ из-за технических  ошибок при подсчете и измерении  совершаемых операций на стадии сбора  и регистрации информации.

Чтобы оценить  уровень указанных рисков, аудитор  проверяет эффективность системы  внутреннего контроля за организацией учета по данному разделу на предприятии, в частности:

  • наличие должным образом организованного места хранения МПЗ (как оно защищено от доступа посторонних лиц; имеются ли охрана и пожарная сигнализация; существует ли контроль выдачи и вывоза ценностей);
  • проведение инвентаризации материальных ценностей (обязательной, плановой, внезапной), оформление ее результатов соответствующими документами;
  • установление круга лиц, отвечающих за сохранность, приемку и отпуск МПЗ; заключение с данными людьми договоров о материальной ответственности;
  • соблюдение порядка оформления первичных документов, в том числе применение унифицированных форм первичной документации, составление приходных и расходных документов на каждую операцию в день ее совершения, заполнение всех обязательных реквизитов;
  • своевременное и полное отражение операций с МПЗ в регистрах бухгалтерского учета, проведение проверки полноты оприходования материалов, применения системы нормирования расхода материалов;
  • раскрытие принципов учета материалов с помощью положений учетной политики, способы ведения учета операций, связанных с движением МПЗ, используемые счета, методы оценки и др., применение учетной политики последовательно от периода к периоду;
  • проведение регулярной сверки данных ведомостей, журналов-ордеров с Главной книгой (если учет не автоматизирован);
  • осуществление оприходования материалов, полученных от ликвидации основных средств, определение стоимости указанных материалов по рыночным ценам;
  • наличие нетипичных операций с МПЗ.

Информация о работе Задачи и источники ревизии внеоборотных активов