Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:00, курсовая работа
Одна из главных проблем в нынешних условиях – обеспечение стабильного
функционирования денежной системы, составной частью которой является денежно-
кредитная политика. В настоящее время ситуация в кредитной сфере в республике
определяется двумя факторами. Во-первых, кризисными процессами в экономике,
во-вторых, недостаточной отработанностью самих кредитных отношений,
переживающих новый этап своего функционирования в рыночной среде.
В рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать
непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны
незамедлительно поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулировать в
кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело,
размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных
капиталовложениях. Кредит представляет собой движение ссудного капитала,
осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.
Введение.....................................................................3-4
1. Кредитная система РК..................................................4-7
2. Понятие кредитной системы как совокупности кредитных отношений и
кредитных учреждений................................... 7-13
3. Становление и развитие кредитной системы в Казахстане 13-18
4. Действующая банковская система РК.............................. 18-22
Заключение.................................................................22-24
Список использованной литературы...................................... 24-25
отраслях народного хозяйства.
В 1991 г. произошли значительные изменения в структуре кредитных вложений.
Так, снизился удельный вес кредитов, направленных на мероприятия, связанные с
решением продовольственной программы с 49,0 до 26,8 %, социальных программе
19,2 до 14,2 %, а также
увеличением производства
потребления и расширением услуг населения соответственно с 6,6 до 6,3 % и с
1,5 до 1,1 %, что свидетельствует о недостаточной эффективности кредитных
отношений в республике.
Резко продолжают уменьшаться объемы краткосрочных кредитов, предоставляемых
населению, потребительской кооперации, а также тем, кто занимается
индивидуальной трудовой деятельностью и кооперативам, поскольку возросли
размеры процентных ставок. Естественно, при таких высоких процентных ставках,
кредитами, как правило, пользуются лишь торгово-посреднические структуры, у
которых выше оборачиваемость денежных средств и доходность производимых
операций и услуг. Большая сеть коммерческих банков занималась в основном
кредитованием мелких частных коммерческих структур, деятельность которых
заключалась в перепродаже одних и тех же товаров, в основном завозимых извне,
а также в обналичивании части безналичности со счетов в банке и выпуске их на
потребительский рынок, где не имелось достаточной товарной массы для их
покрытия. В этой связи деньги оседали в личных сбережениях, не вступали в
"кругооборот", тем самым подпитывали новый виток инфляции.
Резкое относительное снижение доли кредитных вложений, предоставленных
правительству Казахстана в 1992 г.' по сравнению с 1991г. (с 24,0 до 3,5 %),
объясняется некоторым улучшением финансового положения государства за счет
усиления тяжести налогового бремени, вызванного стремительным ростом цен, что
резко отрицательно сказалось на финансовом положении государственных
предприятий, так как рост цен опережал рост их прибыли.
В этой связи одна из главных проблем экономики Казахстана состоит не только в
общем объеме кредитной эмиссии, но и в том, что эмитированные кредиты в
значительной части выдаются на цели, противоречащие экономической природе
кредита: на покрытие дефицитов финансов государственных предприятий и
правительственного бюджета. Каждое восьмое предприятие закончило 1992 г. с
убытками, каждое второе - в бытовом обслуживании, каждое третье - в торговле и
коммунальном хозяйстве. Значительная часть предоставляемых предприятиям
кредитов превращалась в многотысячные зарплаты. К примеру, в начале 1993
г. выплата заработной платы рабочих и служащих обеспечивалось за счет эмиссии
денег Национального банка.
В последние годы в условиях либерализации цен и нарастания кризисных явлений
в экономике усилилось давление со стороны министерств и предприятий
государственного сектора на Национальный банк республики в части разрешения
предоставления банковских кредитов, причем, как правило, на льготной основе.
Такое положение препятствует стабилизации экономики и обеспечению
устойчивости функционирования
финансово-кредитной системы
Таким образом, как свидетельствуют результаты анализа, экономические
процессы, происходящие в условиях перехода к рынку и глобальной либерализации
цен, начиная с января 1992г., определили новые тенденции в развитии денежного
оборота и кредитных отношений Республики Казахстан. Все это вызвало весьма
противоречивые явления в развитии кредитных отношений, обусловленные началом
вхождения Казахстана в рынок.
Каковы же причины такого положения?
1. Огромная дебиторская
задолженность за
особенно России. Дело в том, что предприятия Казахстана не смогли быстро
приспособиться к работе в рыночных условиях, отгружая свою продукцию за
пределы Казахстана, они не получали оплату за отгруженные материальные
ценности. В этой связи у них возникает дефицит финансовых ресурсов,
вследствие чего они вынуждены искать источники финансирования своей
деятельности. Такими источниками, как правило, за неимением других, являлись
кредиты коммерческих банков. В свою очередь, коммерческие банки свои
кредитные ресурсы формировали в значительной мере за счет централизованных
кредитных ресурсов Национального Банка Республики Казахстан.
Продолжение ныне действующей системы кредитных отношений не способствует
эффективному размещению финансовых и кредитных ресурсов Казахстана, а
загоняет проблему острого недостатка денежных ресурсов вглубь, поскольку
заимствование под высокие процентные ставки кредитных ресурсов у других стран
Содружества способствует увеличению размеров внешнего долга республики перед
другими государствами Содружества, что усиливает экономическую зависимость от
этих стран. Складывается парадоксальная ситуация - предприятия, скажем
России, должны Республике Казахстан за отгруженные товары, а Казахстан, в
свою очередь, должен России, точнее Центральному банку России, по полученным
у него кредитам.
Следует обратить внимание еще на одно весьма актуальное и совершенно новое
явление в деле развития кредитных отношений. Если до 1 июля 1992г., решая
вопрос о выдаче централизованных кредитов, республика не придавала этому
особого значения, поскольку никакого контроля со стороны Центрального банка
России за кредитной эмиссией стран Содружества практически не было, то теперь
обстоятельства и экономические условия в корне изменились. С 1 июля 1992г.
кредитная эмиссия стран Содружества взята под контроль Центрального банка
России и строго учитывается, что способствует сдерживанию безудержной
инфляции. Конечно, чисто теоретически Нацбанк Республики Казахстан может по-
прежнему выдать кредит коммерческим банкам сколько угодно и создать тем самым
видимое благополучие у предприятий. т.е. у них будут свободные средства на
расчетных счетах, кредитовое сальдо на корреспондентских счетах коммерческих
банков, но использовать эти средства предприятия смогут только при наличии
товарно-материальных ценностей в Казахстане, либо при наличии свободных
средств на корреспондентских счетах в Центральных банках стран СНГ, либо за
счет кредита, полученного от соответствующей страны для пополнения
корреспондентского счета республики.
Следовательно, проблемы сохранения, приумножения, эффективного управления
государственной собственностью приобретают особую актуальность в связи с
переходом к рыночным отношениям. В мире накоплен богатый опыт эффективного
управления государственным имуществом, который следует внимательно изучить и
с учетом реальной экономики использовать в хозяйственной практике.
Как видно из анализа состояния финансовых и денежно-кредитных отношений,
ценовой фактор оказал негативное влияние на всю финансово-кредитную сферу
республики.
Однако нельзя не отметить и о главных положительных моментах перехода на
свободные цены. К ним в первую очередь следует отнести достижение некоторой
сбалансированности между денежной и товарной массой. Известно, что до начала
либерализации цен, ни один товар не стоил так дешево как деньги. Это был
единственный товар, в котором не было дефицита. Главной задачей предприятий в
тех условиях было выбить фонды на материальные ресурсы, а деньги, как
правило, были всегда в избытке либо их легко можно было взять в банке.
Таким образом, произошло принципиальное изменение роли денег, финансов и
кредита в народном
хозяйстве и поведения
стоимостным категориям. Внимание предприятий переключилось с поиска
дефицитных ресурсов к поиску путей сбыта собственной продукции,
платежеспособного потребителя. Экономика из традиционно ориентированной на
затраты становится ориентированной на спрос. Ресурсоограниченная экономика
заменяется спросоограниченной экономикой. Это радикальное изменение всей
системы приоритетов
в поведении хозяйственных
повышает реальные
возможности государства
финансы и кредит.
Экономическая и финансовая стабилизация в республике связана с поиском
стратегии и выработкой
эффективной денежно-кредитной
условиях, которая должна быть направлена на ограничение и сдерживание
денежной и кредитной эмиссии. Проведение политики жесткой денежно-кредитной,
рестрикции связано с нарастанием диспропорций в сфере производства и в сфере
обращения, ростом цен и инфляции.
В этих условиях правительство и Нацбанк, в принципе правильно выбрали
основные направления своей политики на стабилизационный период: снижение
темпов падения производства и темпов инфляции, укрепление покупательной
способности национальной валюты и т. д .Указанные направления в. основном
базируются па регулировании денег в обращении с помощью активной монетарной
политики, проводимой правительством и Нацбанком республики.
Одним махом проблему стабилизации денежно-кредитной системы в целом и
национальной валюты, в частности, решить невозможно. Стабильность в указанной
сфере связана с уровнем экономического развития. Необходимо насытить
внутренний рынок товарами и услугами в самое ближайшее время, создать сильный
экспортный потенциал, поддержать платежеспособный спрос, осуществить
налоговую реформу, реформу цен и оздоровить бюджет. На все это нужно время.
Поэтому введение может быть только поэтапным. Причем, к каждому следующему
этапу можно будет переходить, только получив реальные экономические
результаты от предыдущих.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ БАНКОВСКАЯ
СИСТЕМА РК
Ключевое звено кредитной системы, контролирующее основную массу кредитных и
финансовых операций, представляет банковская система.
Банковская система Казахстана, пройдя в соответствии с Законом о банках и
банковской деятельности в Казахской ССР от 07 декабря 1990 г. стадию
реформирования, перешла от чисто государственной модели к смешанной. В
<