Финансы и право
Вопрос о соотношении
финансов и права есть частный
вопрос общей проблемы соотношения
базиса и надстройки или объектных
экономических явлений и закономерностей
с субъективной деятельностью людей.
Экономический базис государства
существует объективно, независимо от
воли и сознания людей, однако они
активно воздействуют на экономику.
Конкретное проявление этого взаимодействия
проявляется в том, что многие
экономические отношения в той
или иной мере регламентируются государством,
закрепляются в правовых нормах.
Наиболее существенные стороны
экономических отношений закрепляются
в Основном законе государства. Достаточно
вспомнить принятые в республике
законы о разгосударствлении и приватизации,
о банках и банковской деятельности
и некоторые другие для того, чтобы
стало ясно их фундаментальное значение
для развития экономических отношений
и возникновения новых. Право
имеет свойство не только закреплять
уже сложившиеся отношения, но и
вызывать новые, к которым законодатель
сознательно стремится. Таким образом,
право "не выдумывает" экономические
категории, а придает активным экономическим
отношениям и процессам нормативную
форму.
Финансы как экономическая
категория выражают объективные
экономические отношения в области
распределения и перераспределения
ВВП и НД. Распределение происходит
в результате деятельности государственных
органов. Поясним это на следующем
примере. Что представляет собой
такое финансовое отношение, как
уплата налога на прибыль, если отбросить
все, что регламентировано государством:
плательщиков, ставку, порядок исчисления,
сроки уплаты, льготы.
Осталась лишь необходимость
в изъятии частичного дохода предприятия
для финансирования государственных
расходов. Без государства эта
необходимость никогда не материализуется.
Рассмотрим финансы с
точки зрения влияния на них субъективного
фактора. Финансы как элемент
экономических отношений меняются
в зависимости от хозяйственной
конъюнктуры, положения государства
как хозяйствующего субъекта. Причем
нормальное функционирование экономики
предполагает наличие соответствующего
финансового механизма, значит последний
должен "подстраиваться" под экономику.
В успешном разрешении этого
противоречия исключительно важная
роль принадлежит государству, которое
на основании познания экономических
законов и в соответствии с
их требованиями, используя правовые
институты, меняет в той или иной
степени правовую форму финансовых
отношений. Следовательно, государство
и право выступают как субъективные
факторы совершенствования форм
объективных финансовых отношений.
История становления и
развития финансов изобилует массой
примеров разрешения государством противоречий
между базисом и надстройкой
посредством совершенствования
форм финансовых отношения. Правда, известны
и примеры, когда некоторые формы
финансовых отношений, сыгравшие положительную
роль в определенный период, становились
тормозом развития экономики. Из истории
развития финансов известны и такие
факты, когда при установлении определенных
правовых форм финансовых отношений
недоучитывались требования экономических
законов.
По отношению к государственным
финансам их государственно-правовая
форма, таким образом, не должна вызывать
каких-либо возражений. Сложнее обстоит
дело в доказательстве наличия такой
формы применительно к финансам
предприятий. В сфере хозяйственной
деятельности предприятий объективно
присутствуют такие стоимостные
категории, как прибыль, амортизация
и др. которые сами по себе финансовыми
категориями не являются. Но в условиях,
когда государство выступает
субъектом хозяйства, оно, руководствуясь
экономическими законами, сознательно
организует их рациональное использование
при формировании и использовании
децентрализованных денежных фондов.
Естественно, что это предполагает
необходимость придания этим категориям
регламентированного характера, в
связи с чем прибыль, амортизация
и т.п. приобретают специфические
черты финансовых категорий и финансовых
отношений, связанных с регулированием
государством формирования и использования
определенных денежных фондов.
Следовательно, признавая
финансы особым видом экономических
отношений, при анализе их сущности
нельзя абстрагироваться от государства.
Влияние государства на все стороны
общественной жизни несомненно. Но
в то же время не следует бросаться
в другую крайность, утверждая, что
государство регламентирует все
денежные отношения. Указание на регламентированный
характер денежных отношений позволяет
отделить финансы от денежных отношений,
которые к ним не относятся, но
отнюдь не от других экономических
категорий.
Цены и финансы в
процессе стоимостного распределения
функционируют в тесной взаимосвязи.
Их место в единой системе стоимостных
экономических категорий определяется
масштабом отражения совокупности производственных
отношений. Место цены в этой системе,
как денежного выражения стоимости, обусловливает
то, что она формирует реальный базис для
реализации финансовых отношений. Цены выступают основой финансового
метода распределения стоимости, а финансы
исходя из пропорций распределения, сложившихся
на базе цен (их структуры), является инструментом,
реализующим эти пропорции, корректируя
их с учетом развития экономики. Цена является
одним из центральных звеньев рыночного
механизма. Вместе с тем сама цена состоит
из финансовых категорий – себестоимости,
прибыли, НДС, акциза и некоторых других
элементов. От того, как и насколько достоверно
определяются и исчисляются эти финансовые
категории, будет зависеть и правильность
определения цены. Существует и обратная
связь. Нередко в условиях рынка цена,
сложившаяся под воздействием множества
рыночных факторов, диктует величину издержек,
размер прибыли и других элементов цены.
В этом случае затраты на производство
и остальные составляющие цены “подстраиваются”
под тот уровень цены, который диктует
рынок и при котором товар может быть продан.
Таким образом, существует как прямая,
так и обратная связь и взаимозависимость
финансовых показателей и цены. Поэтому
отделение и тем более противопоставление
финансов и цен, как это нередко имело
место прежде, необоснованно и неправомерно.
Следовательно финансовый и ценовой механизмы
тесно связаны между собой, так как все
экономические, финансовые отношения основаны
на использовании цен и их составляющих.
В рыночном механизме финансы и цены выполняют
как общие, так и специфические функции,
присущие либо только финансам, либо только
ценам. К общей функции финансов и цен прежде всего относиться
их взаимодействие в формировании и распределении
чистого дохода общества. В результате
распределения и перераспределения формируются финансовые ресурсы. На их динамику и структуру
большое воздействие оказывают изменения
в сфере производства. Вместе с тем огромную
роль в формированиифинансовых ресурсов играют уровень и структура
цены, а также финансовые нормативы. Так,
на увеличении доли обязательных отчислений
сказалось повышение соответствующих
нормативов и отражение их в ценах. Главным
финансовым инструментом распределения
и перераспределения является госбюджет,
который отражает основные пропорции
перераспределения национального
дохода. В результате распределения
и перераспределения образуются фонды
возмещения, накопления и потребления.
На всех стадиях, от первичного распределения
до образования конечных доходов, цены
и финансы активно участвуют в этом процессе.
Тесной связью характеризуется также
стимулирующая функция финансов и цен.
Так стимулирование или ограничение потребления
определенных видов потребительских товаров
происходит путем изменения розничных
цен и оказывает значительное влияние
на размер финансовых ресурсов государства.
Сфера действия финансов весьма широка,
она практически охватывает все секторы
и отрасли экономики, в то время как цены
в большей мере выполняют свои специфические
функции – распределительную, учетную,
согласование спроса и предложения. То
обстоятельство, что цена является денежным
выражением стоимости, отражает глубокую
сущность взаимосвязи цен и финансов. Так
же как цена немыслима вне денежных отношений,
так и финансы могут функционировать только
на основе цен. Сумма реализованных цен
является источником финансовых ресурсов,
а цены выступают как результат производства,
рыночной продажи,организация которых возможна лишь на основе
использования основных и оборотных средств. Структура и уровень цен, несмотря
на свободу их формирования и влияния
на них многих рыночных факторов, в значительной
степени определяются финансовыми нормативами
и потребностью в финансовых источниках
для конкретного предприятия или фирмы.
Так, налоги или другие обязательные платежи, образующие
доходы государства в целом или отдельных
регионов, возмещаются частично из себестоимости,
частично из прибыли и являются надбавкой
к цене (акциз). С другой стороны, реализованные
цены образуют выручку и денежные накопления
предприятия или фирмы, которые являются
источниками вышеперечисленных платежей
и финансовых ресурсов фирмы. Платежи
и отчисления, относимые в состав затрат
на производство взаимосвязаны с ценами
двояким образом. Во-первых, они как всякие
налоговые платежи через себестоимость
находят отражение в составе цены продукции
и реализуют, таким образом, ее перераспределительную
функцию. Во-вторых, эти платежи и отчисления
сами являются ценами соответствующих
видов ресурсов. Цена является денежным
выражением стоимости, отражает глубокую
сущность взаимосвязи цен и финансов. Так
же как цена немыслима вне денежных отношений,
так и финансы могут функционировать только
на основе цен. Сумма реализованных цен
является источником финансовых ресурсов,
а цены выступают как результат производства,
рыночной продажи, организация которых
возможна лишь на основе использования
основных и оборотных средств. Конкретные
возможности ценообразования в значительной
степени предопределяютфинансовую политику фирмы. Цена выступает объектом
энергичной конкуренции, результаты которой
во многом предопределяют и финансовые
итоги рыночной деятельности, что существенно
повышает ответственность менеджмента
фирмы за качество хозяйственных решений,
которые так или иначе, прямо или косвенно
связаны с управлением ценами. Финансы
создают условия для нормирования фонда заработной платы и других фондов оплаты труда.
Эти категории создают предпосылки для
воспроизводства рабочей силы; во взаимодействии
стимулируют воспроизводственный процесс.
Различия заработной платы и финансов:
1. Границы финансового распределения
значительно шире; заработная плата касается
только компенсации затрат. 2. Финансы
участвуют в одностороннем движении стоимости,
а заработная плата во встречном ее движении.
С помощью финансов формируется множество
фондов, а с помощью заработной платы -
фонд заработной платы и премиальный фонд.
Они составляют фонд оплаты труда. Заработная
плата - основа для уплаты налогов. Источником заработной платы
являются финансовые ресурсы, а фонд заработной
платы при его экономии сам становится
источником финансовых ресурсов. Фонды
банков формируются на стадии перераспределения,
т.е. кредит завершает распределительный
процесс. Кредитные ресурсы формируются
в результате того, что появляется несоответствие
в наличии собственных средств и их потребностью.
Кредит дополняет финансовые ресурсы
и позволяет происходить процессу расширенного
воспроизводства. Особенное в функционировании
финансов и кредита: 1. средства банка выдают
на определенный срок; на определенных
условиях и при условии возвратности.
2. средства при финансировании выдаются
на определенные цели; бесплатно безвозвратно.
С помощью кредита происходит перераспределение
финансовых ресурсов между предприятиями,
организациями и гражданами. Постоянно
происходит переливание кредитных ресурсов
в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды
предприятия концентрируются на счетах
в банках и являются источниками ссудных
фондов банков для выдачи кредитов. Между
кредитом и финансами много общих черт,
но основной является широкое использование
обеих в кругообороте и воспроизводственном
процессе.