Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Экономические законы определяются как необходимые, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи, внутренне присущие экономическим отношениям. Финансы, как уже было выяснено, являются распределительной категорией, участвующей в процессе общественного воспроизводства, т.е. есть все основания, исходя из этой посылки, говорить о взаимосвязи финансов и экономических законов. Но при этом следует сразу отметить, что финансы отражают более широкий круг отношений, чем экономические законы, в которых воплощены наиболее существенные черты производственных отношений

Содержание

Введение

1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
2. Финансы и цена. Финансы и заработная плата. Механизм их взаимодействия и формы проявления

3. Финансы и кредит
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Финансы (тема 3) ГОТОВАЯ.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ПОЛНВЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО» 
 
 

               КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА 

ПО ПРЕДМЕТУ: Финансы

НА ТЕМУ: «Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА_2_КУРСА

ЧЕТВЕРТЫЙ  СЕМЕСТР

САВЕЛЬЕВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА 
 
 
 

      ДУШАНБЕ 2010г 

СОДЕРЖАНИЕ

    

    Введение

  
1. Взаимосвязь  финансов с экономическими законами   
2. Финансы  и цена. Финансы и заработная  плата. Механизм их взаимодействия  и формы проявления  
  
3. Финансы  и кредит   
    Заключение   
    Список использованных источников   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Для понимания сущности финансов и возможностей их использования как инструмента воздействия на экономику и социально-экономическое развитие необходимо проанализировать их взаимоотношения не только с другими распределительными категориями, но и с экономическими законами.

    Экономические законы определяются как необходимые, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи, внутренне присущие экономическим отношениям. Финансы, как уже было выяснено, являются распределительной категорией, участвующей в процессе общественного воспроизводства, т.е. есть все основания, исходя из этой посылки, говорить о взаимосвязи финансов и экономических законов. Но при этом следует сразу отметить, что финансы отражают более широкий круг отношений, чем экономические законы, в которых воплощены наиболее существенные черты производственных отношений.

    В этой связи следует учитывать, что  в определенных пределах существует известная альтернативность в механизме использования экономических законов и таких рычагов, как деньги, финансы, кредит. Опыт показывает, что все они используются для решения экономических и социальных задач. Однако на каждом конкретном этапе приоритет может отдаваться тому или иному методу. Государственное регулирование экономики предполагает грамотное использование законов и рычагов с учетов их взаимосвязи и адресного использования.

    Таким образом, именно возможность воздействия  финансов на экономику и в том  числе развитие социальной инфраструктуры определяет их значимость для государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Взаимосвязь финансов  с экономическими  законами

     

      Социалистическая экономическая наука содержала указания на следующие, присущие социалистической формации экономические законы: основной экономический закон; закон планомерного, пропорционального развития; закон стоимости; закон распределения по труду; закон денежного обращения. Из приведенного перечня экономических законов два — закон стоимости и закон денежного обращения являются общеформационными законами. Поэтому остановимся именно на связи финансов с указанными законами.

    Закон стоимости выражает основные устойчивые денежно-ценовые взаимосвязи, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления ВВП. Поскольку финансовые отношения представляют собой систему денежных отношений, то можно считать, что закон стоимости в обобщающем виде характеризует закономерности финансовых отношений.

    Закон стоимости определяет общественно  необходимые затраты на производство продукции и в соответствии с делением стоимости . Это означает, что он действует не извне, т.е. не из сферы обращения, а в самом производстве, в процессе которого происходит соединение средств труда и рабочей силы, перенос стоимости и создание новой стоимости.

    Главная функция закона стоимости состоит  в обеспечении обмена продукции. Эта функция реализуется через механизм ценообразования От того, насколько полно цены учитывают затраты труда и потребительскую стоимость товара, во многом зависит проявление главной функции закона стоимости и надежность финансовых показателей, т.е. возможность использования прибыли и других финансовых измерителей для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятии.

    В системе финансовых отношений находит воплощение один из важнейших принципов действия закона стоимости - эквивалентность обмена. На уровне отдельного предприятия она выражается в достижении необходимой рентабельности производства, а также установлении связи между конечными результатами и размерами средств, выделяемых на расширение производства. Эквивалентность предъявляет также определение требования и к бюджетным отношениям, являющимся частью финансовых отношений. Бюджетные ассигнования на развитие производственной сферы подчиняются тем же законам, что и собственные средства: они возмещаются через кругооборот основных доходов и обеспечивают определенную рентабельность.

    Закон стоимости диктует необходимость  соблюдения определенных соотношении при распределении фонда потребления. Из закона стоимости вытекает целесообразность ограничения предоставления дотаций, потому что в масштабах всего общества это обязательно связано с предварительным получением из производственной сферы или из других источников соответствующих средств. Дотации, устанавливаемые по товарам, создаваемым в производственной сфере, свидетельствуют о том, что часть затрат не учтена и не нашла отражен в ценах конечной реализации этих товаров В результате в процессе потребления этих товаров не принимается во внимание их реальная стоимость. Возникает необоснованная дешевизна, что ведет к отрыву спроса и потребления этих товаров от достигнутого объема их производства.

    В наиболее синтетическом, количественно  определенном виде действие закона стоимости проявляется в объеме и источниках роста финансовых ресурсов, как у государства, так и у субъектов хозяйствования.

    Тесные  взаимосвязи существуют между законом  стоимости и законом денежного  обращения. Они, в свою очередь, предопределяют основные взаимоотношения денежного обращения с финансами. Весь процесс производства, распределения и перераспределения ВВП и НД опосредуется движением денег, которые выполняют функции меры стоимости, средства обращения, средства платежа, накопления, сбережения, мировых денег.

    Закон денежного обращения в обобщающем виде в соответствии с функциями денег определяет ах качество, необходимое для оборота ВВП и его отдельных частей этого закона следуют определенные количественные соотношения между стоимостью ВВП и совокупной денежной массой. При нарушении этих соотношений происходит обесценение денег, и они не могут в полной мере выполнять свою функцию меры стоимости, что осложняет возможности их использования для регулирования народного хозяйства.

    Для обеспечения стабильности финансовых отношений особое значение имеет то, что закон денежного обращения определяет экономически целесообразные пределы денежной эмиссии и в случае выхода за эти рамки эмиссия превращается из фактора, способствующего перераспределению НД и финансовому обеспечению экономики, в фактор, снижающий реальную покупательную способность денег.

    Таким образом, взаимосвязь финансов с  денежным обращением следует рассматривать в том смысле, что закон денежного обращения как бы подытоживает действие всех других экономических законов и закона стоимости. Это обусловлено тем, что основным объектом действия экономических законов является ВВП и все законы в той или иной мере связаны с его движением в денежной форме.

    Соблюдение  требований этого закона обеспечивает более полное проявление функций денег, ведь сумма денег, находящихся на счетах предприятий, в известной мере, наряду с показателями прибыли, рентабельности, характеризует его успехи в хозяйственной и финансовой деятельности.

    В этой связи следует учитывать, что  в определенных пределах существует известная альтернативность в механизме использования экономических законов и таких рычагов, как деньги, финансы, кредит. Опыт показывает, что все они используются для решения экономических и социальных задач. Однако на каждом конкретном этапе приоритет может отдаваться тому или иному методу. Государственное регулирование экономики предполагает грамотное использование законов и рычагов с учетов их взаимосвязи и адресного использования.

    Денежная  система подвержена такому серьезному «заболеванию» как инфляция.  

    2. Финансы и цена. Финансы и заработная  плата. Механизм  их взаимодействия  и формы проявления 

    В достижении высоких конечных народнохозяйственных результатов, обеспечении сбалансированности экономики усилении действенности экономических рычагов и стимулов важное значение имеет согласованность финансовой и ценовой политики государства. Для этого необходимо выяснить особенности взаимодействия цен и финансов и определить области преимущественного использования каждого экономического инструмента Цена есть основа и начало распределительного процесса, поскольку в ней отражены основные элементы стоимости. Финансы такой всей объемлемостью не обладают.

    Цена  предопределяет всю совокупность макроэкономических показателей, так как государство и рынок «просчитывают» ВВП. НД. прибыль, добавленную стоимость в стоимостном выражении, а цена, как известно, есть денежное выражение стоимости. Цена позволяет количественно определить размер финансовых ресурсов, так как одним из элементов цены является чистый доход, являющийся объектом финансового распределения. Если через цены происходит первичное распределение стоимости ВВП, то через финансы происходит распределение части стоимости ВВП: чистого дохода. Однако и совокупность распределительных и перераспределительных отношении, присущих финансам, так же реализуется через цену и ее структурообразующие элементы, налоги, амортизацию, начисления на заработную плату, страхование, находящие выражение в себестоимости и прибыли. Таким образом, механизм ценообразования объективно включается в систему финансовых отношений как форма их проявления.

    Под влиянием цен происходит в основном формирование стоимостных пропорций первичного распределения ВВП и НД. Вместе с тем через механизм отклонения цен товаров от их стоимости цены используются и для перераспределения НД. Однако их влияние на процессы перераспределения ограниченно, поскольку зависит от реализации товаров Поэтому финансы являются более универсальным и гибким средством перераспределения, чем цены, поскольку на их основе осуществляется безвозмездное перераспределение ресурсов из одного звена хозяйственной системы в другое.

    Теснейшая взаимосвязь финансов и цены предопределяет зависимость размера финансовых ресурсов от ценового механизма, однако и финансы способны оказывать на цены определенное воздействие. Так, при уменьшении или увеличении размера налоговых ставок происходит соответствующая корректировка цены. Возьмем банальный пример. В цене на водку 80 процентов составляет акциз. Значит, путем изменения ставки можно воздействовать на цену водки. От цены зависит реализация этого любимого народом напитка, а, следовательно, и доходы государства.

    Цена  и финансы являются важнейшими инструментами  регулирования экономики. Во многих странах государство компенсирует производителям потери в связи со своим вмешательством в ценообразование. Интересен в этом отношении опыт США, где с помощью государственного регулирования цен, займов и бюджетных ассигнования поддерживается стабильность сельскохозяйственного сектора и вместе с рынком достигается сбалансированность спроса и предложения на зерно и хлопок.

    Министерство  сельского хозяйства США разрабатывает  на каждый год программу. В ней указана цена на зерно, которую министерство готово уплатить фермерам. Фермеры решают, участвовать или не участвовать в программе Фермер, согласившийся участвовать в программе, получает от министерства как займ всю стоимость будущего урожая по указанной цене. Если осенью рыночные цены окажутся выше цен программы, фермер может продать зерно на рынке, выплатить займ с процентами. Если рыночные цены окажутся ниже программы, то фермер не погашает займ, а сдает зерно государству. Условие участия в программе - размеры посевных площадей устанавливает не фермер, а министерство.

Информация о работе Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями