Всемирный банк: основные понятия, структура и роль в развитии мировой экономической структуры.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:53, реферат

Описание работы

После кризисов 30-х годов, потрясших буквально весь мир и в результате потерь от Второй мировой войны, мировое хозяйство оказалось разбалансированным. Страны ввязывались в торговые конфликты друг с другом, финансовая, валютная и кредитная система пришла в упадок. Но к середине ХХ века постепенно возникало понимание того, что мировое хозяйство не в состоянии стабильно функционировать без каких -то общих для всех стран механизмов координации и управления. На макроуровне в течении десятилетия возникла целая система межгосударственных экономических и финансовых организаций, наблюдающих за мировым экономическим развитием, предупреждающих о возникших дисбалансах и оказывающих странам в случае необходимости всестороннюю поддержку. В их числе - МВФ, Всемирный банк, Мировая торговая организация и т.д.

Содержание

I. Введение

1. Группа Всемирного Банка

2. Международный банк реконструкции и развития

2.1. Структура МБРР

2.2. Деятельность Банка

3. Международная Ассоциация развития

3.1. Цели и структура МАР

3.2. Деятельность МАР

4. Международная финансовая корпорация

4.1. Структура МФК

4.2. Деятельность МФК

5. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям

5.1. Структура МАИГ

5.2. Деятельность МАИГ

II. Заключение

III. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат межд. банки.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

     2. Займы для беднейших стран, которые являются обычно не кредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых рынках.

     В этих случаях займы предоставляются  Международной Ассоциацией Развития  - членом Группы Всемирного банка. Более 30 государств-членов МАР периодически предоставляют деньги для финансирования подобных кредитов (об этом еще будет  сказано подробнее в следующей главе).

     Основными партнерами Банка являются правительства  государств-членов. Дело в том, что  в соответствии с Уставом, Банка  предоставляет займы только правительствам государств-членов или под их гарантии. Кроме того, именно правительства обладают большей частью информации, необходимой для нормальной работы Банка и все проекты реализуются в соответствии с национальными законодательствами и под национальной юрисдикцией. Банк поощряет правительства работать в тесном контакте с неправительственными организациями (в настоящее время они сотрудничают в приблизительно половине поддержанных банком проектов). Многие из Миссий Банка даже имеют в штате специалистов по связи с неправительственными организациями, чтобы облегчить это сотрудничество.

     Одним из приоритетов Банка - содействие стимулированию частного сектора. Причиной подобного  внимания является то обстоятельство, что частный сектор - основной источник экономического роста и высоких  доходов. Устав запрещает МБРР предоставление займов непосредственно частному сектору. Этим занимается другой член Группы Всемирного Банка - Международная Финансовая Корпорация. Она создана специально для вложения капитала в предприятия частного сектора. Так, в 1997 финансовом году, МФК вложила больше чем $8 миллиардов. Подобная деятельность, в частности, помогает правительствам приватизировать принадлежащие государству предприятия и укрепляет финансы предприятий.

     Предоставление  займов - значительная составляющая деятельности Всемирного Банка. Однако работа Банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание технической помощи. Подобное содействие может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или рекомендации по использованию дорогого строительного оборудования. Ежегодно Банк финансирует несколько проектов посвященных исключительно обучению специалистов. Помимо этого, Институт экономического развития МБРР обучает людей из государств-заемщиков как создавать и выполнить программы развития.

     Критерии  Банка, по котором оценивается успешность реализация его проектов исключительно  строги. Например, прежде, чем проект может квалифицироваться как  успешный, он должен обеспечивать не менее  чем 10-ти процентную экономическую отдачу. Этот тариф намного выше чем минимум, который требуется в соответствии со многими двусторонними двустороннего заимствования, по которым обычно экономическая отдача должна соответствовать 5-6 процентам.

     Экономическое развитие и риск - часто две стороны одной и той же медали. Если бы проекты, необходимые для подъема жизненного уровня в развивающихся странах были бы всегда свободны от проблем, потребность бы в организациях типа Всемирного Банка была бы минимальной. В действительности, наиболее необходимые проекты, часто обуславливаются высокими рисками. Другой неизбежный источник неопределенности - система долгосрочных займов, согласно которой Банк ссуды предоставляются на срок до 40 лет.

     Оценка  результатов выполнения проектов осуществляется в два этапа. На первом, каждая операция по завершению оценивается персоналом, ответственным за реализацию проекта. Далее , Департамент по оценке деятельности проводит независимую оценку результатов завершенного проекта, его успешность и уровень эффективности.

     Существует  только две оценки эффективности - удовлетворительная и неудовлетворительная. Удовлетворительная эффективность означает, что проект достиг большинства поставленных целей, без принципиальных замечаний.

     Источники финансирования: МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

     Проектный цикл у МБРР состоит из шести этапов: определение объекта, подготовительная работа, предварительная оценка стоимости, переговоры и предоставление проекта руководству Банка, практическое осуществление и контроль за ним, оценка результатов.

     Инспекционная группа, состоящая из лиц, отбираемых на основе их знаний и опыта в области развития, может при соответствующей просьбе рассматривать жалобы о случаях несоблюдения Банком своих политики и процедур.

     Институт  экономического развития занимается организацией и провидением учебных курсов и семинаров для служащих из развивающихся стран. Он оказывает помощь учебным и исследовательским институтам управления, подготавливает, издает и распространяет учебные материалы.

     Банк  осуществляет большую программу  исследований для поддержки своей оперативной деятельности и принятия надлежащих мер в ответ на острые проблемы, с которыми сталкиваются его члены. С 1995 года МБРР является членом консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Нидерландами, США, АзБР, МФСР и Фондом развития капитала ООН для координации деятельности стран-кредиторов по систематическому финансированию программ и для обеспечения стран-кредиторов и стран-заемщиков необходимым инструментарием. Фонд институционального развития представляет собой своего рода инструмент быстрого реагирования для финансирования небольших, ориентированных на динамичные действия планов, определяемых в ходе общеэкономической и отраслевой работы Банка и его политического диалога, в странах с низким и средним уровнем доходов населения. Глобальный фонд окружающей среды является  механизмом финансирования, с помощью которого развивающимся странам предоставляются средства на проекты и деятельность по охране окружающей среды.

     Всемирный банк является одним из спонсоров  Консультативной группы по международным сельскохозяйственным  исследованиям (КГМСИ), созданной в целях использования современной науки в интересах развития устойчивого сельского хозяйства в бедных странах.

     Региональные  миссии Банка функционируют в  Африке, Азии, Европе и Латинской Америке. 

     3. Международная Ассоциация  развития 

     Международная ассоциация развития была создана  в 1960 году как филиал МБРР. В качестве специализированного учреждения она  принадлежит к системе Объединенных Наций. МАР во многих отношениях не отличается от МБРР. Обе организации финансируют проекты развития, имеют один и тот же штат, а президент Банка является одновременно президентом МАР. Главное различие между этими двумя организациями заключается в том, как они приобретают финансовые средства для кредитования, и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. В отличие от МБРР, МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты. Ее источниками финансирования являются взносы стран-доноров. 

     3.1  Цели и структура  МАР

  • Целями МАР является:
  • Содействие экономическому развитию
  • Повышение производительности труда
  • Повышение уровня жизни в развивающихся странах (членах МАР)

     Членами  МАР являются 159 государств[3]. Членство открыто для всех стран - членов МБРР в сроки и на условиях, которые  могут устанавливаться МАР. 

     Структура МАР:

    • Совет управляющих
    • Исполнительный директорат
    • Президент

     Члены Совета управляющих, Исполнительного  директората и президент в  силу занимаемой должности, а также  должностные лица и штатные служащие МБРР по совместительству выполняют  аналогичные обязанности в Международной ассоциации развития. Штат сотрудников МАР разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования. 

     3.2 Деятельность МАР

     Кредиты МАР предназначаются для беднейших  и наименее кредитоспособных стран и выделяются с учетом размеров территории страны, годового дохода на душу населения и степени эффективности экономической политики.  Только страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее чем 1305 долл. США, могут пользоваться займами МАР. Большинство кредитов МАР предоставляются странам с годовым доходом на душу населения в размере 800$ США или меньше. Погашение займов начинается по истечении 10-летнего льготного периода; они предоставляются на 35 или 40 лет и без процентов.

     Каждый  финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его территории.

     В рамках программы специальной помощи осуществляется поддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и высокими долгами. Директора-исполнители публикуют нормы и условия предоставления кредитов МАР.

     Основная  часть финансовых ресурсов МАР поступает  из трех источников: переводов из прибыли  МБРР; капитала, подписчиками которого являются госсударства8члены; взносов в основном более богатых членов  МАР, включая ряд стран со средним уровнем доходов (пополнение средств происходит, как правило, каждые три года). 34 государства-члена согласились предоставить 18 млрд. $ США в ходе Десятого привлечения средств МАР (МАР-10), проходившего в 1993-1996 годах, в целях наращивания усилий по борьбе с нищетой, проведения экономических реформ, улучшения менеджмента и обеспечения экологически устойчивого развития. 

     4. Международная финансовая корпорация

     МФК была создана в качестве филиала  МБРР в 1956 году путем ратификации  устава МФК. Эта учреждение является самостоятельным юридическим лицом  и финансовой организацией, входящей в Группу Всемирного банка и принадлежащей  к системе Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. 170 государств являются членами МФК[4]

     Цель  МФК - содействие экономическому росту  стран-членов путем поощрения предпринимательства  в производственной сфере, дополняя таким образом деятельность МБРР. 

     4.1 Структура МФК

     1.  Совет управляющих.

     2.  Директорат.

     3.  Президент, исполнительный вице-президент.

     4.  Банковская консультативная комиссия.

     5.  Деловой консультативный комитет.

     Высшим  органом МФК является Совет управляющих. Каждый управляющий и заместитель управляющего МБРР, назначаемые членом Банка, являющимся одновременно членом МФК, являются в силу занимаемой должности управляющим и заместителем управляющего в составе ее совета управляющих. За исключением отдельных полномочий, сохраняемых согласно уставу МФК только за членами Совета, управляющие делегировали свои полномочия Директорату. Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с ежегодным собранием МБРР.

     Директорат, состоящий из 24 директоров, которыми по должности являются  все директора-исполнители Банка (и их заместители), назначаемые и избираемые членом или группой членов Корпорации, отвечает за проведение текущей деятельности МФК.

     Президентом Корпорации является президент Всемирного Банка. Исполнительный вице-президент  отвечает за общее управление и текущие операции. В процессе планирования и принятия решений он опирается на группу менеджеров, включающую семь вице-президентов. Три вице-президента по операциям  осуществляют надзор за работой региональных и отраслевых департаментов. Кроме того, каждый вице-президент курирует отдельную сферу деятельности. Вся работа ведется через пять региональных (Африки южнее Сахары; Азии; Средней Азии; Ближнего Востока и Северной Африки; Европы; Латинской Америки и Карибского бассейна) и четыре отраслевых (агробизнеса, химии, нефтехимии и удобрений; инфраструктуры; нефти, газа и горнодобывающей промышленности) департамента.

Информация о работе Всемирный банк: основные понятия, структура и роль в развитии мировой экономической структуры.