Воздействие финансов на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявить качественное и количественное воздействие финансов на экономику и социальную сферу. Данная цель реализуется путём решения следующих задач:
1) Сущность финансов и их функции.
2) Финансовый механизм, его роль в финансовой политике.
3) Влияние финансов и их роль в экономике и социальной сфере.

Содержание

стр
Введение …………………………………………………………………. 3
1. Сущность финансов и их
2. Теории инфляции, её причины и формы
2.1 Причины инфляции
2.2 Виды инфляции
2.3 Другие виды инфляции
3. Экономические и социальные последствия инфляции
4. Центральный Банк во время инфляции
4.1 Роль Центрального Банка во время инфляции
4.2 Таргетирование
5. Антиинфляционное регулирование
5.1 Мировой опыт борьбы с инфляцией
5.2 Антиинфляция по-российски
Заключение


Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Оксана.docx

— 31.78 Кб (Скачать)

 Введение

     Актуальность  темы курсовой работы состоит в том, что осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. Правильное понимание направлений развития теории финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное функционирование всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения.

     На  основе теоретических положений  сущности финансов дается представление  о финансовой системе, управлении финансами, раскрывается механизм их влияния на социально-экономические процессы, особенности функционирования финансов субъектов хозяйствования, государственных  и муниципальных финансов. Такой  подход позволяет показать особенности  организации финансовых отношений в России на микро и макро-уровнях, а также современные тенденции развития финансов. Изучение этих вопросов играет важную роль в подготовке специалистов, которые, обладая достаточными теоретическими и практическими знаниями, должны быть готовы активно их использовать в профессиональной деятельности в финансовых, налоговых, казначейских органах, органах государственного финансового контроля.

     Цель  – выявить качественное и количественное воздействие финансов на экономику  и социальную сферу. Данная цель реализуется  путём решения следующих задач:

 1) Сущность  финансов и их функции.

 2) Финансовый  механизм, его роль в финансовой  политике.

 3) Влияние  финансов и их роль в экономике  и социальной сфере.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 I Сущность финансов  и их функции

     Налоговые и неналоговые платежи в бюджет; выплаты пенсий, пособий, стипендий; размещение средств в ценные бумаги, банковские депозиты; получение доходов  по ним; привлечение коммерческими  организациями на долевых и долговых началах средств для осуществления  их деятельности; получение средств  некоммерческими организациями  для оказания услуг; формирование и  использование прибыли организации  — все это принято называть финансовыми операциями. Возникает  вопрос о том, какие общие черты  объединяют их многообразие.

     Во-первых, все названные операции происходят в денежной форме. Это позволяет  выделить первый признак финансовых операций — их денежный характер, при  этом существует некоторая обособленность движения денежных средств от движения товаров. Функция денег как средства платежа, с которой связаны финансовые операции, предполагает некоторую оторванность денежных средств во времени от движения товаров. Тем не менее нельзя говорить о полной без эквивалентности финансовых операций, поскольку деньги — это всеобщий эквивалент.

     Во-вторых, все финансовые операции предполагают перемещение средств от одних  экономических субъектов к другим: от организаций и домохозяйств к  государству и наоборот; между  организациями; между организациями  и домохозяйствами и т.п. С помощью  такого перемещения происходит распределение  стоимости валового внутреннего  продукта, а также доходов от внешнеэкономической  деятельности. Следовательно, можно  говорить о распределительном характере  финансовых операций.

     Распределение — это процесс формирования и  использования денежных доходов. В  результате распределения стоимости  произведенных товаров и услуг  происходит формирование денежных доходов  у экономических субъектов: организаций, государства, а так же домохозяйств. У экономических субъектов в процессе распределения формируются денежные доходы, поступления и накопления, обеспечивающие их функционирование, использующиеся для решения экономических и социальных задач, направляющиеся в конечном счете на потребление и дальнейшее накопление (теперь уже не только в денежной форме), которые принято называть финансовыми ресурсами. Процесс распределения является стадией общественного воспроизводства, связывающей производство, обмен и потребление.

     Все сказанное позволяет определить финансы как совокупность денежных отношений по поводу распределения  стоимости валового внутреннего  продукта, доходов от внешнеэкономической  деятельности и части национального  богатства, в результате которого формируются  денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и  социальных задач .

     История термина «финансы» прошла несколько  этапов. По мнению проф. Б.М. Сабанти, сегодня  трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин. Первоначально  в XIII—XV вв. он обозначал денежный платеж. Несколько позднее в научной  литературе (с XVI по XIX в.) финансы стали  связывать с формированием государственных  доходов и их расходованием. В  России на рубеже XIX-XX вв. наука о  финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы  в области государственных доходов  и расходов.

     Тесно связана с распределительной  контрольная функция. По мнению В. М. Родионовой, финансы обладают свойством  количественно отображать воспроизводственный  процесс в целом и различные  его фазы, благодаря чему способны постоянно «сигнализировать» о  том, как складываются распределительные  пропорции, обеспечивается ли непрерывность  воспроизводственного процесса. Правильный выбор финансовых показателей для оценки экономического состояния позволяет принимать эффективные управленческие решения. При этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, поскольку осуществление финансового контроля — это функции соответствующих органов (институтов), а не абстрактного понятия, под которым в данной главе понимаются финансы.

     Исходя  из выше сказанного можно сделать  следующий вывод, что финансы - это  совокупность экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств (ФДС). Сущность финансов проявляется  в их функциях. Признано, что финансы  выполняют две главные функции: распределительную и контрольную. Сущность распределительной функции  состоит в том, что финансы  участвуют в распределении и  перераспределении национального  дохода. Национальный доход создается  в сфере материального Контрольная  функция заключается в своевременном  и действенном контроле за образованием фондов денежных средств, за их правильным распределением со всех точек зрения, за целевым и эффективным использованием. К числу прочих функций финансов можно отнести обеспечивающую функцию, которая состоит в своевременном  и в полном объеме обеспечении  финансовыми ресурсами всех направлений  деятельности государства.  
 
 
 
 

 II. Финансовый механизм, его роль в реализации  финансовой политики

     Финансовый  механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

     Вид организации финансовых отношений  является исходным, первичным элементом  финансового механизма, поскольку  определяет способ их выражения и  проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов; каждый из которых  является результатом распределительного процесса, как на макро-уровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций -доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

     Под формой организации финансовых отношений  понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования  финансовых ресурсов и условий его  реализации на практике. В ходе организации  бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств  в процессе межбюджетного распределения  и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов  бюджета в порядок их образования  будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых  льгот и санкций, а также порядок  уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового  обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

     Методами  организации финансовых отношений  в финансовой науке называются способы  формирования финансовых ресурсов и  практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно  выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

 1) финансовый  метод используется для формирования  финансовых ресурсов преимущественно  на безвозвратной и безвозмездной  основе. Финансовым методом, как  правило, формируются собственные  финансовые ресурсы коммерческих  и некоммерческих организаций  (аккумулирование членских взносов  в некоммерческих организациях  соответствующих организационно-правовых  форм; формирование амортизационных  отчислений и прибыли в коммерческих  организациях происходит на безвозмездной  и безвозвратной основах);

 2) метод  кредитования связан с предоставлением  денежных средств на условиях  срочности, возвратности и платности.  На макро-уровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микро-уровне - при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76—77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;

 3) налоговый  метод подразумевает аккумулирование  денежных средств для финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований  в форме денежных платежей (налогов)  юридических и физических лиц  на обязательной, принудительной  и безвозмездной основах. В  условиях функционирования рыночной  экономики налоговый метод является  преобладающим при формировании  финансовой базы деятельности  органов государственной власти  и местного самоуправления. Однако  при его использовании следует  обеспечивать необходимый баланс  между объемом аккумулируемых  с помощью налогов финансовых  ресурсов на макро-уровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

 4) страховой  метод предполагает формирование  финансовых ресурсов за счет  поступления страховых взносов,  Его использование в рыночной  экономике, характеризующейся проявлением  многих элементов стихийности  в ходе ее функционирования, непосредственно  связано с особенностями осуществления  финансовой деятельности субъектами  хозяйствования и органами власти  в условиях, когда возрастает  возможность наступления непредвиденных  событий в социально-экономической  жизни общества. В этой ситуации  страховые фонды, созданные в  денежной форме, позволяют обеспечить  устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

     Методы  практического осуществления операций, непосредственно связанных с  формированием и использованием финансовых ресурсов, которые также  входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе  отдельных функциональных элементов  управления финансами (методы финансового  планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).

     Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих  мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и не фондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

     Итак, финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных  образований. Используя различные  элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

Информация о работе Воздействие финансов на экономику