Водный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Плата за пользование водными ресурсами существовала в России еще в -30-е годы XX в. и взималась с единицы орошаемой поверхности для возмещения расходов по эксплуатации водохозяйственных систем. Плательщиками являлись юридические и физические лица, а облагаемой базой - сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен. С 1949 по 1956 г. в СССР платили за воду, подаваемую оросительными системами.

Работа содержит 1 файл

Водный Налог.docx

— 44.13 Кб (Скачать)

Биктагиров  Р.И. 426 группа

 

Водный налог и плата за пользование  водными объектами. Их роль в формировании доходов бюджета.

 

    1. История возникновения и развития водного налога и платы за пользование водными объектами.

 

Плата за пользование водными  ресурсами существовала в России еще в -30-е годы XX в. и взималась с единицы орошаемой поверхности для возмещения расходов по эксплуатации водохозяйственных систем. Плательщиками являлись юридические и физические лица, а облагаемой базой - сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен. С 1949 по 1956 г. в СССР платили за воду, подаваемую оросительными системами. Размер платы определялся пропорционально эксплуатационным расходам управлений оросительных систем. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

До того, как Водный кодекс РФ вступил в силу, плата за пользование  водными объектами взималась  в форме платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, которую  уплачивали организации еще в  советское время.

Водный кодекс Российской Федерации был принят  16 ноября 1995 г. Им была  предусмотрена система  платежей, связанная с пользованием водными объектами:

· плата за пользование водными объектами;

· плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

6 мая 1998 г. был принят Федеральный закон № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами», который объединил плату за пользование водными объектами и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов, в один платеж - плату за пользование водными объектами.

Данный платеж был призван, наряду с чисто фискальными целями, решить две важнейшие задачи.  Во-первых,  задачу повышения эффективности и рациональности использования налогоплательщиками водного пространства и повышения экологического равновесия. Во-вторых, не менее половины собираемых сумм федеральные и региональные органы власти обязаны направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.

Федеральный закон «О плате за пользование  водными объектами» действует до конца 2004 года, а с 1 января 2005 года вступила в силу новая глава НК РФ - глава 25.2 "Водный налог". Этот налог заменил существующую плату за пользование водными объектами.

Новый Водный кодекс, вступивший в силу с 1 января 2007 года, упразднил действовавшее с 1995 года лицензирование водопользования. Теперь водные объекты предоставляются в пользование по договору водопользования или на основании решения о предоставлении такого объекта в пользование, принимаемого Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти или органом местного управления. При этом договором водопользования должна предусматриваться неналоговая плата за пользование водными объектами (ст. 20 Водного кодекса).

Кроме того, с 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации». Закон внес дополнение в статью 333.8 главы 25.2 «Водный налог» НК РФ. Теперь плательщиками водного налога не являются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении указанных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.

В остальном порядок исчисления и уплаты водного налога остался прежним. Таким образом, с 2007 года в России одновременно взимаются два вида платежей за пользование водными объектами — водный налог и неналоговая плата. Причем при определенных условиях один и тот же водопользователь может уплачивать и водный налог, и неналоговую плату — только по разным водным объектам.

Например, организация в текущем  году пользуется двумя водными объектами. По первому объекту у нее есть действующая лицензия, выданная до 1 января 2007 года. До истечения срока  действия или аннулирования лицензии организация уплачивает в отношении  этого объекта водный налог. По второму  объекту срок лицензии закончился. Организация в установленном  порядке заключила договор водопользования. В отношении данного объекта  в 2007 году перечисляется неналоговая  плата.

Можно сделать вывод, что водный налог постепенно (пока не истекут  сроки действия ранее выданных лицензий на водопользование) будет вытеснен неналоговой платой. Речь идет исключительно  о той части налога, которая  взимается за пользование поверхностными водными объектами. Что касается подземных водных объектов, то нормативная база взимания налога в отношении такого водопользования не изменилась. В 2007 году налог за пользование подземными водными объектами исчисляется и уплачивается в прежнем порядке.

 

    1. Нормативно-правовое регулирование формирования доходов бюджетов за счет водного налога и платы за пользование водными объектами.

 

Статьей 11 Водного кодекс РФ устанавливается, в каких случаях  необходимо, а в каких нет необходимости, заключать договор водопользования. Статьей 12 определяется понятие договора водопользования (договор между  исполнительным органом государственной  власти или местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект за плату). Статья 13 определяет, что должен содержать договор водопользования (сведения о водном объекте, цель, виды и условия использования водного объекта, срок действия договора, размер платы, порядок прекращения договора, ответственность сторон). Статья 20 Водного Кодекса определяет, что ставки платы за пользование водными объектами устанавливаются органами государственной власти в зависимости от права собственности на объект водопользования. 

Предельный срок действия договора — не более 20 лет. Это касается и  тех договоров, которые по каким-либо причинам заключаются на более длительный период. Их действие после истечения 20 лет автоматически прекращается (ст. 14 Водного кодекса).

Правительство РФ приняло два постановления:

  • от 14.12.2006 № 764 «Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»
  • от 30.12.2006 № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»

Правила, утвержденные постановлением № 764, устанавливают порядок расчета  и взимания платы за пользование  поверхностными водными объектами  для таких видов водопользования (на основании соответствующих договоров):

  • забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей;
  • использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии;
  • использование акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей.

Для других целей водные объекты  предоставляются в пользование  либо на основании решений, либо вообще не требуют заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения (ч. 2 и 3 ст. 11 Водного кодекса). Плата за водопользование в таких случаях не взимается.

В Постановлении № 876 указаны ставки платы за забор водных ресурсов только из поверхностных водных объектов по речным бассейнам конкретных рек или рек бассейнов соответствующих морей. Внутри каждого такого бассейна ставки различаются в зависимости от субъекта Российской Федерации. Например, по бассейну реки Волга установлены ставки при заборе воды с указанием субъектов РФ: Республика Татарстан (294 рубля за 1 тыс. куб. м., Кировская область (282 рубля) и т.д.

В разделе II постановления № 876 ставки платы установлены по водным объектам в пределах территориального моря России. А в разделе III указаны ставки платы за использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической  энергии.

Наконец, в IV разделе постановления  № 876 указаны ставки платы (в тысячах рублей) в год за использование 1 кв. км акватории поверхностных водных объектов. Эти ставки, как и в разделе III постановления, установлены по речным бассейнам основных рек, а также по рекам бассейнов морей и Тихого океана.

Исходя  из правил, утвержденных постановлением № 764, размер платы определяется как  произведение платежной базы и соответствующей  ей ставки. Платежная база устанавливается  в договоре по каждому виду водопользования. Она рассчитывается отдельно по каждому  водному объекту или его части. Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов, — объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов (в том числе для передачи абонентам) за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты без забора (изъятия) водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой за платежный период электроэнергии;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов, — площадь предоставленной акватории водного объекта (его части).

 Водный налог

В главе 25.2 в части 2 Налогового  кодекса РФ «Водный налог» определены правовые основы формирования данного налога в настоящее время.  Пока не истекли сроки ранее выданных лицензий на водопользование, организациями физическими лицами , получившими эти лицензии, до сих пор уплачивается водный налог за пользование поверхностными водными объектами.  В отношении подземных водных объектов по-прежнему будет взиматься водный налог.

В статье 333.9 определены  виды водопользования, которые являются объектами налогообложения водным налогом:

1) забор воды из водных объектов

2) использование акватории водных объектов

3) использование водных объектов  для целей гидроэнергетики

4) использование водных объектов  для целей сплава древесины 

Также в этой статье даны виды водопользования, не облагаемые налогом.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду водопользования: по первому виду – это объем забранной воды за налоговый период, при использовании акватории – это используемая площадь,  по третьему виду – это количество произведенной электроэнергии.  По четвертому виду – это деленное на сто  произведение объема сплавляемой древесины и расстояния сплава.

В статье 333.12 определены налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

 

 

2.1. Классификация доходов бюджетов от водного налога и платы за пользование водными объектами. 

Код бюджетной классификации

Наименование кода

000 1 12 05010 01 0000 120  

Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности

000 1 12 05020 02 0000 120  

Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов  Российской Федерации

000 1 12 05040 04 0000 120  

Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности городских  округов

000 1 12 05050 05 0000 120  

Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности муниципальных  районов

000 1 12 05050 10 0000 120  

Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности поселений

182 1 07 030000 01 1000 110

Водный налог 


 

 

Водный налог:

Норматив зачисления водного налога – 100% в федеральный бюджет.

182 - Федеральная налоговая служба – главный администратор  водного налога.

1 –группа «налоговые и неналоговые доходы»

07 – подгруппа «налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами»

01- федеральный бюджет

1000 – сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

110 – классификация КОСГУ «налоговые доходы»

Плата за пользование водными объектами:

Администратором платежей за пользование водными объектами является Федеральное агентство водных ресурсов.

1 - группа налоговые и неналоговые доходы

12 – платежи при пользовании природными ресурсами

01 – федеральный бюджет

120 – классификация КОСГУ «доходы от собственности»

Плата за пользование водными объектами зачисляется в зависимости от права собственности на объект. Если объект находится в федеральной собственности – плата зачисляется в федеральный бюджет, если в собственности субъекта федерации – в региональный бюджет, если в муниципальной собственности – в муниципальный бюджет.

 

3.1. Место и роль водного налога и платы за пользование водными объектами в бюджетной системе РФ

 

        1. Роль водного налога в федеральном бюджете

 

 

2009 г. (млрд. руб.)

2010 г. (млрд. руб.)

2011 г. (млрд.руб.)

Водный налог

8,1

6,2

3,9

Доходы федерального бюджета - всего

 

7337,5

 

8305,5

 

11367

Доля водного налога в федеральном  бюджете (%)

 

0,11

 

0,07

 

0,03


 

  1. Роль платы за пользование водными объектами в федеральном бюджете

 

 

2009 г. (млрд. руб.)

2010 г. (млрд. руб.)

2011 г. (млрд.руб.)

Плата за пользование водными объектами

 

5,5

 

8,3

 

9,9

Доходы федерального бюджета - всего

 

7337,5

 

8305,5

 

11367

Доля платы за пользование водными объектами в  федеральном бюджете (%)

 

0,07

 

0,09

 

0,08

Информация о работе Водный налог