Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:23, контрольная работа
Плата за пользование водными ресурсами существовала в России еще в -30-е годы XX в. и взималась с единицы орошаемой поверхности для возмещения расходов по эксплуатации водохозяйственных систем. Плательщиками являлись юридические и физические лица, а облагаемой базой - сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен. С 1949 по 1956 г. в СССР платили за воду, подаваемую оросительными системами.
Биктагиров Р.И. 426 группа
Водный налог и плата за пользование водными объектами. Их роль в формировании доходов бюджета.
Плата за пользование водными ресурсами существовала в России еще в -30-е годы XX в. и взималась с единицы орошаемой поверхности для возмещения расходов по эксплуатации водохозяйственных систем. Плательщиками являлись юридические и физические лица, а облагаемой базой - сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен. С 1949 по 1956 г. в СССР платили за воду, подаваемую оросительными системами. Размер платы определялся пропорционально эксплуатационным расходам управлений оросительных систем. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.
До того, как Водный кодекс РФ вступил в силу, плата за пользование водными объектами взималась в форме платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, которую уплачивали организации еще в советское время.
Водный кодекс Российской Федерации был принят 16 ноября 1995 г. Им была предусмотрена система платежей, связанная с пользованием водными объектами:
· плата за пользование водными объектами;
· плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.
6 мая 1998 г. был принят Федеральный закон № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами», который объединил плату за пользование водными объектами и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов, в один платеж - плату за пользование водными объектами.
Данный платеж был призван, наряду с чисто фискальными целями, решить две важнейшие задачи. Во-первых, задачу повышения эффективности и рациональности использования налогоплательщиками водного пространства и повышения экологического равновесия. Во-вторых, не менее половины собираемых сумм федеральные и региональные органы власти обязаны направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.
Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» действует до конца 2004 года, а с 1 января 2005 года вступила в силу новая глава НК РФ - глава 25.2 "Водный налог". Этот налог заменил существующую плату за пользование водными объектами.
Новый Водный кодекс, вступивший в силу с 1 января 2007 года, упразднил действовавшее с 1995 года лицензирование водопользования. Теперь водные объекты предоставляются в пользование по договору водопользования или на основании решения о предоставлении такого объекта в пользование, принимаемого Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти или органом местного управления. При этом договором водопользования должна предусматриваться неналоговая плата за пользование водными объектами (ст. 20 Водного кодекса).
Кроме того, с 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации». Закон внес дополнение в статью 333.8 главы 25.2 «Водный налог» НК РФ. Теперь плательщиками водного налога не являются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении указанных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.
В остальном порядок исчисления и уплаты водного налога остался прежним. Таким образом, с 2007 года в России одновременно взимаются два вида платежей за пользование водными объектами — водный налог и неналоговая плата. Причем при определенных условиях один и тот же водопользователь может уплачивать и водный налог, и неналоговую плату — только по разным водным объектам.
Например, организация в текущем
году пользуется двумя водными объектами.
По первому объекту у нее есть
действующая лицензия, выданная до
1 января 2007 года. До истечения срока
действия или аннулирования лицензии
организация уплачивает в отношении
этого объекта водный налог. По второму
объекту срок лицензии закончился.
Организация в установленном
порядке заключила договор
Можно сделать вывод, что водный
налог постепенно (пока не истекут
сроки действия ранее выданных лицензий
на водопользование) будет вытеснен
неналоговой платой. Речь идет исключительно
о той части налога, которая
взимается за пользование поверхностными вод
Статьей 11 Водного кодекс
РФ устанавливается, в каких случаях
необходимо, а в каких нет необходимости,
заключать договор
Предельный срок действия договора — не более 20 лет. Это касается и тех договоров, которые по каким-либо причинам заключаются на более длительный период. Их действие после истечения 20 лет автоматически прекращается (ст. 14 Водного кодекса).
Правительство РФ приняло два постановления:
Правила, утвержденные постановлением
№ 764, устанавливают порядок расчета
и взимания платы за пользование
поверхностными водными объектами
для таких видов
Для других целей водные объекты предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения (ч. 2 и 3 ст. 11 Водного кодекса). Плата за водопользование в таких случаях не взимается.
В Постановлении № 876 указаны ставки платы за забор водных ресурсов только из поверхностных водных объектов по речным бассейнам конкретных рек или рек бассейнов соответствующих морей. Внутри каждого такого бассейна ставки различаются в зависимости от субъекта Российской Федерации. Например, по бассейну реки Волга установлены ставки при заборе воды с указанием субъектов РФ: Республика Татарстан (294 рубля за 1 тыс. куб. м., Кировская область (282 рубля) и т.д.
В разделе II постановления № 876 ставки платы установлены по водным объектам в пределах территориального моря России. А в разделе III указаны ставки платы за использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Наконец, в IV разделе постановления № 876 указаны ставки платы (в тысячах рублей) в год за использование 1 кв. км акватории поверхностных водных объектов. Эти ставки, как и в разделе III постановления, установлены по речным бассейнам основных рек, а также по рекам бассейнов морей и Тихого океана.
Исходя из правил, утвержденных постановлением № 764, размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки. Платежная база устанавливается в договоре по каждому виду водопользования. Она рассчитывается отдельно по каждому водному объекту или его части. Платежной базой является:
Водный налог
В главе 25.2 в части 2 Налогового кодекса РФ «Водный налог» определены правовые основы формирования данного налога в настоящее время. Пока не истекли сроки ранее выданных лицензий на водопользование, организациями физическими лицами , получившими эти лицензии, до сих пор уплачивается водный налог за пользование поверхностными водными объектами. В отношении подземных водных объектов по-прежнему будет взиматься водный налог.
В статье 333.9 определены виды водопользования, которые являются объектами налогообложения водным налогом:
1) забор воды из водных объектов
2) использование акватории водных объектов
3) использование водных объектов для целей гидроэнергетики
4) использование водных объектов для целей сплава древесины
Также в этой статье даны виды водопользования, не облагаемые налогом.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду водопользования: по первому виду – это объем забранной воды за налоговый период, при использовании акватории – это используемая площадь, по третьему виду – это количество произведенной электроэнергии. По четвертому виду – это деленное на сто произведение объема сплавляемой древесины и расстояния сплава.
В статье 333.12 определены налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.
2.1. Классификация доходов бюджетов от
водного налога и платы за пользование
водными объектами.
Код бюджетной классификации |
Наименование кода |
000 1 12 05010 01 0000 120 |
Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности |
000 1 12 05020 02 0000 120 |
Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации |
000 1 12 05040 04 0000 120 |
Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности городских округов |
000 1 12 05050 05 0000 120 |
Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности муниципальных районов |
000 1 12 05050 10 0000 120 |
Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности поселений |
182 1 07 030000 01 1000 110 |
Водный налог |
Водный налог:
Норматив зачисления водного налога – 100% в федеральный бюджет.
182 - Федеральная налоговая служба – главный администратор водного налога.
1 –группа «налоговые и неналоговые доходы»
07 – подгруппа «налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами»
01- федеральный бюджет
1000 – сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)
110 – классификация КОСГУ «налоговые доходы»
Плата за пользование водными объектами:
Администратором платежей за пользование водными объектами является Федеральное агентство водных ресурсов.
1 - группа налоговые и неналоговые доходы
12 – платежи при пользовании природными ресурсами
01 – федеральный бюджет
120 – классификация КОСГУ «доходы от собственности»
Плата за пользование водными объектами зачисляется в зависимости от права собственности на объект. Если объект находится в федеральной собственности – плата зачисляется в федеральный бюджет, если в собственности субъекта федерации – в региональный бюджет, если в муниципальной собственности – в муниципальный бюджет.
3.1. Место и роль водного налога и платы за пользование водными объектами в бюджетной системе РФ
2009 г. (млрд. руб.) |
2010 г. (млрд. руб.) |
2011 г. (млрд.руб.) | |
Водный налог |
8,1 |
6,2 |
3,9 |
Доходы федерального бюджета - всего |
7337,5 |
8305,5 |
11367 |
Доля водного налога в федеральном бюджете (%) |
0,11 |
0,07 |
0,03 |
2009 г. (млрд. руб.) |
2010 г. (млрд. руб.) |
2011 г. (млрд.руб.) | |
Плата за пользование водными объектами |
5,5 |
8,3 |
9,9 |
Доходы федерального бюджета - всего |
7337,5 |
8305,5 |
11367 |
Доля платы за пользование водными объектами в федеральном бюджете (%) |
0,07 |
0,09 |
0,08 |