Внутренняя финансовая среда предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:17, доклад

Описание работы

Любое предприятие находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы.
Финансовая среда предпринимательства - это комплекс взаимных многосторонних деловых связей предприятия с субъектами и объектами финансовых отношений. Система финансовых взаимоотношений хозяйствующего субъекта включает в себя отношения в сфере образования, формирования, распоряжения и использования финансовых ресурсов. Эти отношения могут быть как в рамках хозяйственной горизонтали, так и вертикали. В настоящее время отношения с вышестоящими организациями развиты на предприятиях с федеральной и муниципальной собственностью и на государственных предприятиях. Подобные отношения возродили на новой основе и внутри финансовых холдингов. Это отношения дочерних и зависимых предприятий с головной компанией - держателем их контрольного пакета акций (паев). Каждый хозяйствующий субъект является, с одной стороны, поставщиком продукции (работ, услуг), а с другой - их покупателем.

Работа содержит 1 файл

оклад.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

МУРМАНСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 

Очная форма обучения

ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКИ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

 

 

Доклад

 

по дисциплине: «Финансовая среда предприятия и предпринимательские риски»

 

на тему: «Внутренняя финансовая среда предпринимательской деятельности»

 

 

ВЫПОЛНИЛ(А):

Студент(ка)           Лабикова Анастасия 

                                                                                     Группа 9-3511/4-4                                                                                            Курс  4

 

                                                                            

 

ПРОВЕРИЛ

Преподаватель     Воробьёва В.Г.

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

 

 

 

 

 

Внутренняя финансовая среда предпринимательской деятельности.

 

Любое предприятие находится и  функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций  возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы.

Финансовая среда предпринимательства - это комплекс взаимных многосторонних деловых связей предприятия с  субъектами и объектами финансовых отношений. Система финансовых взаимоотношений  хозяйствующего субъекта включает в  себя отношения в сфере образования, формирования, распоряжения и использования финансовых ресурсов. Эти отношения могут быть как в рамках хозяйственной горизонтали, так и вертикали. В настоящее время отношения с вышестоящими организациями развиты на предприятиях с федеральной и муниципальной собственностью и на государственных предприятиях. Подобные отношения возродили на новой основе и внутри финансовых холдингов. Это отношения дочерних и зависимых предприятий с головной компанией - держателем их контрольного пакета акций (паев). Каждый хозяйствующий субъект является, с одной стороны, поставщиком продукции (работ, услуг), а с другой - их покупателем.

 

 

  1. Понятие и виды финансовой среды предприятия

 

Финансовая среда представляет собой совокупность неподдающихся контролю сил, с учетом которых фирмы должны разрабатывать свои программы. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или общую, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия) (8, С. 181).

 

 Под внутренней средой понимается  хозяйственный организм фирмы,  включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

 

Финансовая среда складывается из микросреды и макросреды.

 

  • Микросреда представляется силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры.

 

  • Макросреда представляется силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду.

 

Изучение рабочей среды предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии, это: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры. Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала организации и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, структура управления.

 

Изучение рабочей среды предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с которыми организация находится  в непосредственном взаимодействии, это: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры. Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала организации и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, структура управления.

 

  Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка — две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней среды фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное, внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя.

 

 В качестве внутренней среды  предприятия принято рассматривать все внутрифирменные составляющие, формирующие ее в единую систему и поддающиеся некоторому определенному управляющему воздействию со стороны сотрудников фирмы (руководителей и исполнителей).

Внутренние переменные – это  ситуационные факторы внутри организации.

 

Любая фирма, действует в окружении  контактных аудиторий 7 типов:

 

1. Финансовые круги - оказывают  влияние на способность фирмы  обеспечивать себя капиталом  (банки, инвестиционные компании, фондовые биржи и другие). Фирма  добивается благорасположения этих аудиторий, публикует годовые отчеты, дает ответы на вопросы и предоставляет прочие доказательства своей финансовой устойчивости.

 

2. Контактная аудитория средств  информации. Фирма заинтересована, чтобы СМИ больше и лучше  освещали ее деятельность посредством статей о качестве продукции, ее потребительских свойствах, совершенствах технологий, благотворительной деятельности и прочее.

 

3. Контактная аудитория государственных  учреждений.

 

4. Гражданские группы. Маркетинговые  решения, принятые фирмой могут вызвать вопросы со стороны организаций-потребителей, групп защитников окружающей среды и других.

 

5. Местная контактная аудитория  - окрестные зрители.

 

6. Широкая публика. Задача фирмы  состоит в том, чтобы создать  благоприятное мнение о фирме у широкой публики.

 

7. Внутренняя контактная аудитория  (работники, служащие, добровольные  помощники, управляющие, члены  совета директоров).

 

 По определению P. Яблyкoвa  «Финансовая среда предпринимательства  - это комплекс взаимных многосторонних деловых связей предприятия с субъектами и объектами финансовых отношений. Система финансовых взаимоотношений хозяйствующего субъекта включает в себя отношения в сфере образования, формирования, распоряжения и использования финансовых ресурсов.

 

 

  1. Факторы формирования финансовой среды предприятия.

В зависимости от характера влияния  отдельных условий и факторов, а также возможностей их контроля со стороны предприятия в процессе осуществления финансовой деятельности в составе общей финансовой среды  его функционирования следует выделять отдельные виды:

 

  • внешнюю финансовую среду непрямого влияния;
  • внешнюю финансовую среду непосредственного влияния;
  • внутреннюю финансовую среду.

 

        Внешняя финансовая  среда непрямого влияния характеризует  систему проявляемых на макроуровне условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности предприятия в долгосрочном периоде, прямой контроль над которыми оно осуществлять не имеет возможности. Этот вид внешней финансовой среды не носит характера индивидуальных особенностей проявления по отношению к конкретному предприятию. В формировании условий внешней финансовой среды непрямого влияния существенную роль играет государственная финансовая политика и государственное регулирование финансовой деятельности предприятия.

 

      Внешняя финансовая  среда непосредственного влияния,  характеризует систему условий  и факторов, воздействующих на  организацию, формы и результаты  финансовой деятельности, которые  формируются в процессе финансовых  отношений предприятия с контрагентами по финансовым операциям и сделкам и на которые оно может оказывать влияние в процессе непосредственных коммуникативных связей. Осуществление эффективных финансовых отношений с такими контрагентами по финансовой деятельности позволяет предприятию управлять системой соответствующих условий и факторов в благоприятном для него направлении.

 

       Внутренняя финансовая  среда характеризует систему  условий и факторов,  определяющих  выбор организации и форм финансовой  деятельности с целью достижения наилучших ее результатов, которые находятся под непосредственным контролем руководителей и специалистов финансовых служб предприятия. Она заключает в себе тот финансовый потенциал, который позволяет предприятию достигать поставленных целей и задач в стратегическом периоде .

    

Таким образом, под финансовой средой функционирования предприятия понимается система условий и факторов, влияющих на организацию, формы и результаты его финансовой деятельности.

 

3.Методы оценки финансовой  среды предприятия

 

 Разработка основных элементов  стратегического набора в сфере  финансовой деятельности предприятия  базируется на результатах стратегического  финансового анализа. Стратегический  финансовый анализ целесообразно  проводить в разрезе внешней  финансовой среды непрямого и непосредственного влияния, внутренней финансовой среды. Конечным продуктом стратегического финансового анализа является модель стратегической финансовой позиции предприятия, которая всесторонне и комплексно характеризует предпосылки и возможности его финансового развития в разрезе каждой из стратегических доминантных сфер финансовой деятельности.

 

 Особенностью  осуществления стратегического  финансового анализа является  то, что он является не только  ретроспективным, но и прогнозным, т.е. оценивает перспективное состояние финансового потенциала предприятия под воздействием возможных изменений отдельных факторов и условий. Это определяет необходимость использования специальных методов проведения такого анализа, которые составляют основу его методического аппарата.

 

1.Портфельный  анализ основан на использовании  «портфельной теории», в соответствии  с которой уровень прибыльности  портфеля фондовых инструментов  рассматривается в одной связке  с уровнем риска портфеля. В  системе стратегического финансового анализа этот метод используется обычно как вспомогательный.

 

2. Сценарный  анализ характеризует метод комплексной  оценки основных факторов на  прогнозируемое значение конкретного  результативного финансового показателя  при различных возможных условиях (сценариях) изменения финансовой среды – от наилучших до наихудших. В процессе использования этого метода стратегического финансового анализа все факторы исследуются с учетом их взаимосвязи.

 

3.Сравнительный  финансовый анализ базируется  на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этого метода стратегического финансового анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В разработке финансовой стратегии наибольшее распространение получили следующие методы сравнительного финансового анализа .

 

  • Сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и среднеотраслевых показателей.

 

  • Сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий-конкурентов.

 

  • Сравнительный анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия (его «центров ответственности»).

 

  • Сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей.

 

4.Анализ финансовых коэффициентов (R-анализ) базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности предприятия между собой.

 

5. Экспертный  анализ используется в том  случае, если на предприятии отсутствуют  необходимые информационные данные для прогнозирования факторов внешней финансовой среды. Методы этого стратегического финансового анализа базируются на опросе привлекаемых квалифицированных специалистов.

 

Существуют  другие общенаучные и специфические  методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, изучение документов, анкетирование.

 

Таким образом, финансовая среда складывается из микросреды и макросреды: микросреда представляется силами, имеющими непосредственное отношение  к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры; макросреда представляется силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду.


Информация о работе Внутренняя финансовая среда предпринимательской деятельности