Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:11, курсовая работа
Цель представленной курсовой работы заключается в исследовании комплекса теоретических и практических аспектов государственного внутреннего дола, а также осуществить анализ и оценку современного состояния внутреннего государственного долга РФ.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующее задачи:
раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
детализировать понятие государственного внутреннего долга;
провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга
рассмотреть основные методы управления государственным внутренним долгом.
ВВЕДЕНИЕ
Государственный
долг играет существенную и многогранную
роль в макроэкономической системе
любого государства. Это объясняется
тем, что отношения по поводу формирования,
обслуживания и погашения государственного
долга оказывают значительное влияние
на состояние государственных
С переходом к формированию рыночной экономики Россия столкнулась с отсутствием отечественного опыта по организации и ведению долговых операций, адекватного работе в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, обращаясь к опыту развитых стран, имеющих богатую историю долговых отношений, а также использовать забытую уже советскую практику внутренних заимствований.
Для
современной России проблема эффективного
управления государственным долгом
как внутренним, так и внешним
является одной из самых актуальных
на макроуровне, это связано с
тем, что государственные
Цель представленной курсовой работы заключается в исследовании комплекса теоретических и практических аспектов государственного внутреннего дола, а также осуществить анализ и оценку современного состояния внутреннего государственного долга РФ.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующее задачи:
Теоретической
основой работы явились труды
и публикации отечественных и
зарубежных ученых, работающих в области
управления внутренним государственным
долгом. В данной курсовой работе использовались
труды Поляка Г.Б, Макаровой Л.А., Николаевой
Т.П., Ковалева В.В., а также информационную
базу исследования составили законодательные
и нормативные акты Российской Федерации,
статистические данные официальных сайтов
Министерства финансов РФ и другие источники.
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ:
СОДЕРЖАНИЕ
И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
1.1. Сущность
и понятие государственного
Основой существования любого
государства является его
В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний.
Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных расходов по другим направлениям.
Большая часть государственного долга обычно возникает внутри страны. В основном займы поступают от предприятий и более или менее зажиточных домашних хозяйств. Таким образом, граждане тем или иным образом способом оплачивают издержки государственного долга, в частности путем уплаты налогов, предоставляя государству возможность платить проценты по государственному долгу.
Следует отметить, что дефицит государственного бюджета не всегда покрывается только за счет увеличения абсолютного размера государственного долга. Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночного типа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета. Однако все-таки привлечение займов для некоторых государств легче, так как в большинстве случаев они не предполагают разработки масштабных мероприятий по значительному изменению практически всей политики государства в области экономики.
Государственный
или муниципальный долг – обязательства,
возникающие из государственных
или муниципальных
Государственный долг России возникает, прежде всего, в результате государственных заимствований России, под которыми согласно п. 1 ст. 103 Бюджетного Кодекса РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.
Другой составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией.
Третьей составляющей государственного долга России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего Союза ССР, принятых на себя Россией.
Процесс
смены социально-экономической
До
введения в действие Бюджетного кодекса
Российской Федерации законодательную
основу в сфере управления государственным
долгом составляли два основных закона:
«О государственном внутреннем долге
Российской Федерации» от 13 ноября 1992
года №3877–1 и «О государственных
внешних заимствованиях Российской
Федерации и государственных
кредитах, предоставляемых Российской
Федерацией иностранным государствам,
их юридическим лицам и
Правовые основы системы государственных займов заложены в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом были определены Федеральным конституционным Законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). В соответствии с положениями вышеуказанного закона Правительство Российской Федерации осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. При этом отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций регулировались и продолжают в настоящее время прописываться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка.
Однако, по сути, единой, целостной системы управления государственным долгом до настоящего времени не создано, и первостепенную роль в этой ситуации играет несовершенство российского законодательства.
Ведущими методами финансирования государственного долга являются денежно- кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.
Наиболее
целесообразным является выпуск государственных
ценных бумаг, но в этом случае перед
государством возникает серьезнейшая
задача, связанная с поиском
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.
Во-первых,
выплата процентов по государственному
долгу увеличивает неравенство
в доходах, поскольку значительная
часть государственных
Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).
В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны, это связано с тем, что в таком государстве проводится такая политика, согласно которой руководство страны не может поддерживать уровень развития государства на должном уровне.
В-пятых, когда правительство берёт заем на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.