Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:04, реферат
В ходе внешнеэкономической деятельности предприятия и организации, как правило, одновременно выступают и в качестве должников, и в качестве кредиторов, привлекая и предоставляя необходимые кредиты.
Кредитование внешней торговли служит средством повышения конкурентоспособности национальных компаний, способствует укреплению позиций финансовых организаций стран, стимулирует расширение внешней торговли, создавая дополнительный спрос на рынке для поддержания конъюнктуры.
1. Введение……………………………………………………………………....2
2. Понятие и содержание внешнеторговой деятельности………...……….....4
3. Необходимость кредитования внешнеторговой деятельности…...……....10
4. Формы кредитования внешней торговли и их совершенствование...........13
5. Заключение………………………………………..…………………….……20
6. Список литературы………………………...…………………………….......22
1. Введение…………………………………………………………
2. Понятие и содержание внешнеторговой деятельности………...……….....4
3. Необходимость кредитования внешнеторговой деятельности…...……....10
4. Формы кредитования внешней торговли и их совершенствование...........13
5. Заключение………………………………………..………
6. Список литературы………………………...……………………
В последние годы во внешней торговле России существенно возросло значение кредита, т.е. предоставление заемных средств в денежной или товарной форме на условиях срочности, возвратности и платности для осуществления внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту товаров. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства. Процесс изменений, наблюдаемый в настоящее время в России, проник во все сферы экономической жизни. Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности, для валютной самостоятельности фирм.
Международная торговля - старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей.
Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделения труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества.
У предприятий всех форм собственности все чаще возникает потребность привлечения заемных средств для осуществления своей деятельности и извлечения прибыли. Наиболее распространенной формой привлечения средств является получение банковской ссуды по кредитному договору. Кредит играет важную роль в развитии международного товарооборота. Создавая дополнительный спрос на рынке со стороны заемщиков, он способствует увеличению объемов мировой торговли. Условия кредитования экспорта являются важным фактором конкурентной борьбы отдельных фирм и государств за рынки сбыта. Особенно активно кредитование внешней торговли стало развиваться в послевоенный период. С начала 60-х годов экспортный кредит стал нормой международной торговли многими видами товаров, и в первую очередь машинами и оборудованием.
В настоящее время кредит обслуживает большинство видов внешнеэкономических связей - внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-технические связи и т. д. В ходе внешнеэкономической деятельности предприятия и организации, как правило, одновременно выступают и в качестве должников, и в качестве кредиторов, привлекая и предоставляя необходимые кредиты. Кредитование внешней торговли служит средством повышения конкурентоспособности национальных компаний, способствует укреплению позиций финансовых организаций стран, стимулирует расширение внешней торговли, создавая дополнительный спрос на рынке для поддержания конъюнктуры.
Понятие и содержание внешнеторговой деятельности
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.
Термин "внешнеторговая деятельность" подразумевает сложный механизм взаимоотношений, возникающих в процессе купли-продажи товаров на мировом рынке. Фирмы стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта.
Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте. Нередко случается, что фирмы выступают на внешнем рынке и в качестве торговых посредников между продавцами и покупателями в разных странах. Участие фирмы в международной торговле требует понимания дополнительных трудностей, которые с этой деятельностью связаны.
Необходимо также знать, какую роль играют банки в обеспечении средств и процедур в преодолении этих трудностей. По сравнению с обычным бизнесом внутри страны, международная торговля порождает дополнительные риски, как для покупателя, так и для продавца, а именно:
- риск времени и расстояния;
- валютный риск;
- законодательный риск.
1. Риск времени и расстояния. С точки зрения импортера, когда товар доставляется на большое расстояние, продолжительный период перевозки может вызвать значительное запаздывание между заявкой на поставку и получением товара. Дополнительные задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки со стороны экспортера объемного пакета документов для перевозки. Фактор удаленности поставщика довольно опасен для импортера также в отношении соблюдения сроков поставки после предоплаты. Со стороны экспортера неблагоприятным является то, что, например, предоставление коммерческого кредита на оплату товара по внешнеэкономической сделке может потребоваться на больший срок, чем могло бы при продаже товара в своей стране. В результате, при наличии большого числа иностранных покупателей, неизбежно возникает необходимость в дополнительном оборотном капитале. Кроме того, экспортеру, вероятнее всего, придется хотя бы первоначально нести расходы по доставке товара за границу. Если же поставка произведена, а получатель отказывается от товара, возникает множество дополнительных сложностей, ведь клиент находится в другой стране. Экспортер в этом случае должен принять решение, что делать с товаром. Если покупатель получил товар, то неоплаченный долг может преследоваться в судебном порядке. Однако, поскольку контракты часто предусматривают проведение судебных разбирательств в стране импортера или в третьей стране, то для осуществление данных юридических процедур потребуются дополнительные расходы. Любой вариант дальнейших действий продавца будет связан с убытками. Продавец может отправить товар назад, либо заняться поиском нового покупателя на данный товар, что все равно не будет достаточным для покрытия возникших расходов.
2. Валютный риск. В международной торговле экспортер обычно выставляет счет покупателю в иностранной валюте, либо покупатель оплачивает товар в валюте своей страны, которая является иностранной для экспортера. Часто валютой платежа становится валюта третьей страны, например, доллары США или немецкая марка. В связи с этим, одной из проблем импортера является необходимость получения иностранной валюты для осуществления платежа, а у экспортера может возникнуть необходимость продажи полученной иностранной валюты за валюту своей страны. Услуги по продаже и покупке иностранной валюты за валюту страны экспортера или импортера оказывают банки. В России это банки с валютной лицензией.
Однако, покупка или продажа иностранной валюты не столь безопасны для фирмы, как может показаться на первый взгляд. Причина этому - нестабильность показателей валютных курсов. Возможность неблагоприятного изменения обменных курсов иностранной валюты на валютном рынке и является потенциальным валютным риском для каждого из контрагентов. Конечно, в случае изменения курсов в пользу одной из сторон есть шанс получить прибыль, однако, опасность понести убытки, в частности, для российских организаций в связи с падением курса рубля, более реальна. Существенно снизить валютный риск внешнеэкономических сделок можно при помощи установления цены в контракте в такой валюте, изменение курса которой выгодно для данной фирмы. Для экспортера такой валютой является валюта, курс которой повышается в течение срока действия контракта. Для импортера выгодна валюта, курс которой снижается. Конечно, при заключении контракта не всегда есть возможность выбирать валюту, так как интересы партнеров в этом вопросе могут быть противоположны, и, следовательно, выбрав валюту, придется уступить по какому-либо иному пункту договора, а это не всегда приемлемо.
В связи с этим, распространенной практикой в международных торговых отношениях стал выбор в качестве валюты контракта одной из наиболее надежных в мире валют (USD, DEM), показатели курсов которых относительно стабильны на мировом валютном рынке. Такая валюта контракта будет безопасна для обеих сторон. Оградить себя от валютных рисков есть возможность у фирм, внешнеторговые платежи и поступления которых осуществляются в одной и той же иностранной валюте. Однако обменный курс иностранной и отечественной валюты не будет таить существенной опасности для фирмы лишь в том случае, если поступления на валютный счет и платежи с него происходят согласованно. Такая ситуация возможна при условии, что фирма в значительной мере занимается и импортом, и экспортом. Большинство же внешнеторговых организаций работает лишь по одному из направлений, поэтому возможность использования такой схемы ограничена.
3. Законодательный риск. Полная ясность экономических взаимоотношений между экспортером и импортером может быть достигнута только при условии знания и понимания правил и законов стран, в которых находятся торговые партнеры. Вопросы такого рода обычно решаются полностью лишь после длительных и благоприятных деловых взаимоотношений. Действительно, правительственные постановления, касающиеся международной торговли, могут стать серьезным препятствием для обеих сторон, а при незнании этих постановлений, оказаться значительным фактором риска.
Существуют следующие законодательные ограничения в сфере экспорта импорта:
- валютный контроль - это правительственные ограничения на движение иностранной валюты, которые ставят целью защитить национальную валюту. К таким мерам можно отнести, например, обязанность экспортеров в России продавать 50% валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
- лицензирование экспортных и импортных операций;
- торговые эмбарго - это запрещение правительством экспорта или импорта определенных видов товаров, что может преследовать (относительно импорта) цель защиты собственных производителей тех же товаров, либо иные, в том числе и политические цели;
- импортные квоты: страна может наложить ограничения на суммарное количество некоторых видов товаров, которое может быть импортировано в течение определенного периода;
- импортные пошлины;
- стандарты качества: каждое правительство устанавливает для ввозимых товаров свои стандарты качества и безопасности.
Действительно, международная торговля порождает более высокие риски для торговых партнеров по сравнению с торговлей внутри страны. Однако, экспортно-импортные операции часто более выгодны, хотя и требую дополнительных организационных и финансовых затрат.
Вопрос же снижения рисков при внешнеэкономической деятельности напрямую зависит от того, какие условия торговли предусматривает внешнеэкономический контракт и того, насколько эффективно стороны умеют использовать существующие финансовые инструменты международных расчетов. Это обстоятельство определяет необходимость более тщательного анализа контракта, как базиса внешнеторговых отношений.
Необходимость кредитования внешнеторговой деятельности
Кредит играет важную роль в развитии международного товарооборота. Создавая дополнительный спрос на рынке со стороны заемщиков, он способствует увеличению объемов мировой торговли. Условия кредитования экспорта являются важным фактором конкурентной борьбы отдельных фирм и государств за рынки сбыта.
Особенно активно кредитование внешней торговли стало развиваться в послевоенный период. С начала 60-х годов экспортный кредит стал нормой международной торговли многими видами товаров, и в первую очередь машинами и оборудованием. По некоторым оценкам, долгосрочный международный кредит в той или иной форме обслуживает в настоящее время до 80 % экспорта машин и оборудования.
В последние годы во внешней торговле России существенно возросло значение кредита, т. е. Предоставление заемных средств в денежной или товарной форме на условиях срочности, возвратности и платности для осуществления внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту товаров.
Кредитование внешней торговли служит средством повышения конкурентоспособности национальных компаний, способствует укреплению позиций финансовых организаций стран, стимулирует расширение внешней торговли, создавая дополнительный спрос на рынке для поддержания конъюнктуры. Под воздействием жесточайшей конкуренции фирмы вынуждены ограничивать минимальными размерами основной капитал и максимально ускорять оборачиваемость средств, мобилизуемых для осуществления их деятельности.