Кроме ПФР вопросом
пенсионного обеспечения занимаются Министерство
труда и социального развития РФ (назначает
и перераспределяет размеры пенсий), Министерство
связи (доставляет пенсии), сберегательные
банки (обеспечивают пенсионеров наличными
деньгами).
Бюджет ПФР
и смета расходов (включая фонд
оплаты труда), а также отчеты об
их исполнении составляются Правлением.
Бюджет утверждается законодательным
органом. В законе о бюджете ПФР
утверждается общая сумма доходов, в том
числе по источникам, общая сумма расходов
- по направлениям.
Фонд
социального страхования
РФ (ФСС)
ФСС создан в
целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального
страхования и повышения контроля
за правильным и эффективным расходованием
средств социального страхования Указом
Президента РФ от 26 июля 1992
г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением. Управление Фондом социального
страхования РФ осуществляется Правительством
РФ.
Основные задачи
Фонда:
- обеспечение
гарантированных государством пособий;
участие в разработке
и реализации госпрограмм охраны
здоровья работников;
- подготовка
мер по совершенствованию социального
страхования.
Средства ФСС
образуется за счет:
- страховых
взносов работодателей;
- страховых
взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью, а также осуществляющих
трудовую деятельность на иных условиях
и имеющих право на обеспечение по государственному
социальному страхованию;
- доходов от
инвестирования части временно свободных
средств фонда в ликвидные государственные
ценные бумаги и банковские вклады в пределах
средств, предусмотренных бюджетом на
соответствующий период;
- добровольных
взносов физических и юридических лиц;
- ассигнований
из республиканского бюджета РФ;
- прочих доходов.
Страховые взносы
не начисляются на:
- средства
избирательных фондов кандидатов в депутаты
федеральных органов государственной
власти, представительных и исполнительных
органов государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления,
полученные и израсходованные на проведение
избирательных компаний;
- фонд оплаты
труда иностранных физических лиц, привлекаемых
на период реализации целевых социально-экономических
программ жилищного строительства, лиц
уволенных с военной службы и членов их
семей, осуществляемых за счет займов,
кредитов и безвозмездной финансовой
помощи, предоставляемые международными
организациями;
- выплаты по
договорам гражданско-правового характера
(подряда и др.).
От уплаты взносов
в ФСС освобождены:
Министерство
обороны РФ, Министерство внутренних
дел РФ, Федеральная служба контрразведки
РФ, Федеральная пограничная служба,
Федеральное агентство связи
и информации, Служба военной разведки,
Главное управление охраны РФ, Служба
безопасности Президента РФ, другие воинские
образования, Департамент налоговой полиции;
Общественные
организации инвалидов, находящиеся
в собственности этих организаций,
а также предприятия и организации,
созданные для осуществления
их уставных целей.
Страховые взносы
в ФСС регулируются постановлением
Правительства РФ и уплачиваются:
- бюджетными
учреждениями - один раз в месяц в срок,
установленный для выплаты заработной
платы за вторую половину месяца;
- всеми предприятиями
и внебюджетными организациями - два раза
в месяц в сроки, установленные для получения
заработной платы как за первую, так и
вторую половину месяца;
- лицами, нанимающими
отдельных граждан по договорам - ежемесячно
5-го числа месяца, следующего за месяцем
выплаты заработной платы;
крестьянским
хозяйствам - один раз в год не позднее
1 апреля следующего года.
Законодательство
РФ предусматривает применение к
работодателям и другим плательщикам
страховых взносов финансовых санкций
в виде взыскания всей сокрытой или
заниженной при начислении страховых
взносов в ФСС суммы оплаты
труда и штрафа в размере той же суммы,
а при повторном нарушении - штрафа в двойном
размере.
Средства фонда
направляются на:
- выплату пособий
по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, при рождении ребенка, по уходу
за ребенком до достижения им возраста
1.5 лет, на погребение;
- санаторно-курортное
лечение и оздоровление работников и членов
их семей, а также на другие цели государственного
социального страхования, предусмотренные
законодательством (содержание санаториев,
оздоровительных лагерей...);
- создание
резерва для обеспечения финансовой устойчивости
фонда на всех уровнях;
- обеспечение
текущей деятельности, содержание аппарата
управления фонда;
- проведение
НИР по вопросам социального страхования
и охраны труда;
- осуществление
иных мероприятий в соответствии с задачами
фонда.
Средства фонда
используются только на целевое финансирование
мероприятий, указанных выше. Не допускается
зачисление средств социального
страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные
от взимания пеней и наложения финансовых
санкций (в размере 20 %) , являются базой
развития ФСС.
Для обеспечения
деятельности ФСС создан центральный
аппарат, а в региональных отраслевых
отделениях - аппараты органов ФСС.
При ФСС образуется Правление, при
региональных отделениях - координационные
советы. Руководство деятельностью ФСС
осуществляется его Председателем, который
назначается Правительством РФ.
Государственный
фонд занятости населения
РФ (ГФЗ)
ГФЗ представляет
собой совокупность федеральной
части Фонда и фондов занятости,
формируемых у субъектов Федерации и местных
органов самоуправления. В связи с этим
вначале обязательные страховые взносы
поступают в фонды занятости городов и
районов. Часть этих взносов перечисляется
в фонды занятости субъектов Федерации.
Размер таких отчислений в городах и районах
устанавливается соответствующими вышестоящими
представительными органами власти. Федеральная
часть фонда образуется за счет отчислений
из фондов занятости, формируемых у субъектов
Федерации, обязательных страховых взносов
работодателей (предприятий). Фонды занятости
в городах и районах образуются за счет:
- организаций,
учреждений и иных хозяйственных субъектов;
- обязательных
страховых взносов с заработка граждан;
- ассигнований
из городских и районных бюджетов;
- доходов от
размещения средств фонда;
- доходов от
кредитных вложений: непосредственных
товаропроизводителей на договорных началах
под гарантии сохранения и создания дополнительных
или новых рабочих мест; в виде процентов
по ссудам, предоставляемым безработными
гражданам для осуществления предпринимательской
деятельности;
- дотаций,
субсидий и субвенций из вышестоящих фондов
занятости;
- добровольных
взносов.
Фонды занятости
в республиках в составе РФ,
автономной области и автономных
округах, краях, областях создаются
на основе:
- отчислений
из фондов занятости, формируемых в городах
и районах, в части обязательных страховых
взносов работодателей и работающих граждан;
- ассигнований
из соответствующих бюджетов;
- доходов от
размещения средств фонда;
- дотаций,
субсидий, субвенций из федеральной части
Фонда занятости;
- добровольных
взносов;
- прочих поступлений.
Федеральная
часть ГФЗ формируется за счет:
- отчислений
из фондов занятости, формируемых в республиках,
автономной области, автономных округах
в части обязательных страховых взносов
работодателей и работающих граждан;
- ассигнований
из республиканского бюджета РФ;
- доходов от
размещения средств фонда;
- добровольных
взносов;
- прочих поступлений.
Размер ассигнований
из бюджетов всех уровней в соответствующие
части Фонда занятости определяется
представительными органами власти при
утверждении бюджетов на планируемый
период.
От уплаты взносов
в ГФЗ освобождены: общественные
организации инвалидов и общественные
религиозные объединения.
Страховые взносы
не начисляются также на доходы:
- избирательных
фондов кандидатов в депутаты федеральных
органов государственной власти;
- иностранных
физических лиц.
Действующим законодательством
не предусмотрена обязательная регистрация
плательщиков страховых взносов
в территориальных органах ГФЗ.
Такая регистрация может производиться
в добровольном порядке. В соответствии
с этим не предусмотрено право любых учреждений
и организаций требовать справок о регистрации
в ГФЗ для осуществления каких-либо действий,
в частности банков - для открытия расчетных
счетов.
Сроки оплаты страховых
взносов. В ГФЗ для работодателей
законодательством не установлены.
Поскольку срок уплаты взносов в
ГФЗ должен быть установлен законодательным
актом, неуплата своевременно начисленных
взносов не является основанием для
применения штрафных санкций. Такие санкции
могут применяться в случае сокрытия или
неучтения объекта налогообложения (начисленная
оплата труда).
Средства ГФЗ
населения направляются на:
- мероприятия
по профориентации, профессиональной
подготовке и переподготовке безработных
граждан, включая содержание учебных заведений
и выплату стипендий обучающимся по направлению
службы занятости;
- организацию
общественных работ;
- выплаты пособий
по безработице; оказание материальной
и иной помощи членам семьи безработного,
находящимся на его иждивении, и также
гражданам, потерявшим право на пособие
по безработице в связи с истечением установленного
законодательством срока его выплаты.
- возмещение
затрат Пенсионному фонду в связи с назначением
досрочной пенсии безработным;
- мероприятия
по созданию, сохранению дополнительных
или новых рабочих мест;
- расходы по
анализу рынка труда в связи с разработкой
баланса трудовых ресурсов и программ
занятости;
- научно-исследовательские
работы по вопросам занятости населения;
- содержание
органов службы занятости и ревизионных
комиссий, включая расходы на социально
- бытовое и медицинское обслуживание
их работников;
- подготовку
и повышение квалификации кадров органов
службы занятости и содержание учебно-методических
баз;
- проведение
семинаров, совещаний и других организационно-методических
мероприятий.
Средства, поступающие
в фонд занятости в виде доход
от финансово-хозяйственной деятельности
и другие поступлений, направляются
в полном объеме на социальную защиту
населения от безработицы и налогообложению
не подлежат.
Управление ГФЗ
РФ осуществляется Государственным
комитетом РФ по занятости, а также
центрами при представительных органах
власти. Непосредственное руководство
Фондом возложено на Правление Фонда.
Фонд
обязательного медицинского
страхования
Создан в соответствии
с Законом РФ от 28 июня 1991
г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования
финансовых средств и обеспечения стабильности
государственной системы обязательного
медицинского страхования.
Финансовые средства
фонда формируются за счет отчислений
страхователей на обязательное медицинское
страхование.
Для реализации
государственной политики в области
обязательного медицинского страхования
созданы Федеральный и территориальный
фонды обязательного медицинского
страхования как самостоятельные
некоммерческие финансово-кредитные учреждения
в соответствии с постановление
Верховного Совета РФ
“О порядке обязательного
медицинского страхования
граждан на 1993 г.” (от 24.02.93г.
№ 4543-1) . На территории России создаются
страховые местные организации, учредителями
которых выступает местная администрация.
Эти страховые компании могут работать
только при наличии соответствующих лицензий
на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с Положением
о страховых медицинских
организациях, утвержденным
Постановлением Правительства
РФ от 11.10.93 г. эти организации обязаны
заключать договора с медицинскими учреждениями
на оказание медицинской помощи застрахованным
по обязательному медицинскому страхованию,
создавать страховые резервы, защищать
интересы застрахованных.
Обязательное
медицинское страхование - составная
часть государственного социального
страхования и обеспечивает всем
гражданам РФ равные возможности
в получении медицинской и
лекарственной помощи за счет средств
обязательного медицинского страхования.
Основными задачами
Федерального и территориальных
фондов в системе обязательного
медицинского страхования являются:
- обеспечение
реализации Закона РФ “Об обязательном
медицинском страховании граждан РФ”;
- обеспечение
предусмотренных законодательством РФ
прав граждан;
- достижение
социальной справедливости и равенства
всех граждан;
- участие в
разработке и осуществлении государственной
финансовой политики;
- обеспечение
ее финансовой устойчивости.