Внебижевый рынок ценных бумаг в России: современное состояние, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Прогнозы специалистов о развитии российского рынка ценных бумаг довольно оптимистичны, несмотря на большие трудности связанные с защитой инвесторов и законодательной основой. О предполагаемых направлениях развития рынка ценных бумаг говорится в третьей главе работы.
Методическую и теоретическую основу исследования российского рынка ценных бумаг составили труды отечественных и зарубежных ученых, Гражданский кодекс РФ, Указы Президента, Постановления Правительства РФ и Министерства Финансов, а также другой методический материал по изучаемым вопросам.
Итак, цель моей работы: сделать общий обзор рынка ценных бумаг, его положения в России, выявить проблемы и перспективы его развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы рынка ценных бумаг 6
1.1 Место рынка ценных бумаг в системе рынков. 6
1.2 Функции рынка ценных бумаг. 9
1.3. Характеристика участников рынка ценных бумаг. 10
1.4. Виды ценных бумаг. 23
Глава2. Современное состояние российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития. 28
Глава3. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России…………….33
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы: 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 61.83 Кб (Скачать)

Глава 2. Современное состояние российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития.

 

      Формирование  фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных  с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

      Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового  рынка, которые требуют первоочередного  решения:

  1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.
  2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
  3. Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.
  4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо следующее:
  • создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;
  • необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;
  • ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;
  • создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
  • гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;
  • создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;
  • государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;
  • приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;
  • перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;
  • срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов.

  Реализация  принципа открытости информации через  расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли  как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей  для оценки рынка ценных бумаг  и т.п.

  Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе  являются:

  • концентрация и централизация капиталов;
  • интернационализация и глобализация рынка;
  • повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;
  • компьютеризация рынка ценных бумаг;
  • нововведения на рынке;
  • секьюритизация;
  • взаимодействие с другими рынками капиталов.

      Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой  идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

      Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

      Надежность  рынка ценных бумаг и степень  доверия к нему со стороны массового  инвестора напрямую связаны с  повышением уровня организованности рынка  и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка  ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка -  государством.

      Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах  был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

      Нововведения на рынке ценных бумаг:

  • новые инструменты данного рынка;
  • новые системы торговли ценными бумагами;
  • новая инфраструктура рынка.

      Новыми  инструментами рынка ценных бумаг  являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и  разновидностей.

      Новые системы торговли – это системы  торговли, основанные на использовании  компьютеров и современных средств  связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных  контрактов между продавцами и покупателями.

      Новая инфраструктура рынка- это современные  информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

      Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм  в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

      Развитие  рынка ценных бумаг вовсе  не ведет  к исчезновению других рынков капиталов, происходит  процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы , но с другой – перемещает эти  капиталы через механизм  ценных бумаг на другие рынки, тем самым  способствует их развитию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава3. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России.

 
Формирование фондового рынка  в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.В первую очередь, это конечно  проблемы государственного регулирования  Р.Ц.Б. 
В данном разрезе возможно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения. 
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных бумаг. Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль правящей власти. Хозяйственный кризис тоже до сих пор отражается на рынке ценных бумаг. К тому же, как отмечалось выше, большую часть современного Р.Ц.Б. составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг. 
2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России. 
В России большая часть ценных бумаг идет на нужды правительства, не выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие производства способны вывести российскую экономику на качественно новый уровень. 
3. Улучшение качественных характеристик рынка: наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка; пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Объем пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция. Но даже несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на российском рынке никак не меньше 40%. Контроль за этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам. 
4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо: 
1) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования 
(окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США),а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг); У правительства не существует четкой политики по отношению к рынку ценных бумаг. А это большой промах, ведь рынок ценных бумаг - это фактически обязательный атрибут полноценно функционирующего государства. 
2) формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов; 
В настоящее время большую часть рынка ценных бумаг контролирует РТС 
(Российская Торговая Система). Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к РТС. Многие государственные органы, как например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т. д. Очень часто пересекаются своими функциями по отношению к РЦБ, в связи с несовершенством системы законов в отношении ценных бумаг. Единого органа, который ведал бы этими делами, в России нет. 
3) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг; 
4) ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов; 
5) создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг; 
Также, нет единой системы выставления отчетов по рынку ценных бумаг.

Этим  занимаются или интернет - сайты, или  журналы, но ни первые, ни последние  не охватывают всю ширь поставленных вопросов. Так например, в интернет можно найти прогнозы аналитиков и графики курса акций, но не причины, которые к этому привели. В  журнале можно найти причины, но нет всех графиков, и очень  мало аналитики. 
6) формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами; 
7) государственная поддержка образования в области фондового рынка; 
8) преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг, которое переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в производство. Рынок государственных ценных бумаг, как бы оттягивает на себя ресурсы, мешая развиваться производству. Эту проблему тоже необходимо устранить, но в основном, за счет уменьшения роли этого сегмента рынка и переносе капитала на производственный сектор. 
5. Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь. 
6. Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов. 
7. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п. Как отмечалось выше, в России нет обще принятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги. В данный момент существуют лишь определенные подходы к оценке ликвидности ценной бумаги, к тому же эти методы зачастую трудоемки. В процессе создания своей системы показателей для РЦБ Россия должна будет руководствоваться скорее всего принципами стран Запада, вероятнее всего США. 
8. Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством: а) создания консультативного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики; б) передачи части прав по регулированию рынка регионам; в) введения представителей публики в состав директоратов регулятивных органов государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж; г) государственной поддержки саморегулируемых организаций; д) создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка 
(экспертные советы ученых и т.п.). 
9. Среди крупнейших эмитентов фигурируют в основном нефтедобывающие компании, так например капитал того же ЛУКойл НК составляет 
$8 828 772 354 на начало 2000 года. Это показывает, что в России прежде всего развита именно добывающая промышленность. 
10. Вовлечение в промышленный оборот все большего числа акций российских акционерных обществ. В связи с деятельностью таких компаний как МММ, 
Русский Дом Селенга и.т.д., кредит доверия у частных лиц и у некоторых акционерных компаний к фондовому рынку был потерян, и вероятно на долгое время.
 
 
 

Заключение 

   Несмотря  на большие трудности - законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение  дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в  России.

   Подводя итог проделанной работе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных  с проблемой обращения ценных бумаг в РФ:

  1. рынок ценных бумаг с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой фиктивного капитала, однако тесно увязан с рынком капитала.
  2. сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, государственные обязательства и другие, которые имеют широкое хождение в России.
  3. рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются функция перераспределения капиталов и функция страхования риска вложения капитала. В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов и их распределение в соответствии с потребностями рынка.
  4. рынок ценных бумаг подвержен регулированию как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
  5. формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников.
  6. особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает.

   Наиболее  болезненной и слабой стороной рынка  ценных бумаг является его острая подверженность не только экономическим, но и политическим потрясениям, заставляющим его работать на более быстрых  оборотах по сравнению с рынком капиталов  и прочими рыночными механизмами.

Но несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что  это молодой, динамичный и перспективный  рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в  нашей экономике: массового выпуска  ценных бумаг в связи с приватизацией  государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований  и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и  т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг  играет важную роль в системе перераспределения  финансовых ресурсов государства, а  также, необходим для нормального  функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование  развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих  перед правительством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Внебижевый рынок ценных бумаг в России: современное состояние, проблемы и перспективы развития