Виды косвенных налогов и их роль в доходах бюджетов разных стран

Автор: Дмитрий Петров, 10 Октября 2010 в 20:03, реферат

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Формирование эффективной налоговой системы для России – экономическая проблема общегосударственного значения.
С принятием Государственной Думой Налогового Кодекса РФ дискуссия о его завершенности и принципах построения не ослабевает. И это закономерно: современная отечественная система налогообложения формировалась на протяжении 90-х гг. посредством приспособления советской налоговой структуры к новым условиям хозяйствования, введения того или иного вида налога, способного, по мнению реформаторов, быстро пополнить доходы бюджета. В результате этих преобразований сложилась трехуровневая налоговая система с фискальным характером, не ориентированная на стабилизацию социальной ситуации в обществе и стимулирование развития отечественного производства или поощрение инвестиционной активности товаропроизводителей. Для этой системы характерны низкая эффективность и отторжение как хозяйствующими субъектами, так и гражданами не адекватной современному рыночному образу мышления функциональной направленности государственной налоговой политики.
Западные страны формировали свою экономическую политику в течение столетий принципами, опираясь на систему государственных финансов, игравших ведущую роль в конъюнктурной, структурной и социальной сферах. Фискальная политика ведущих индустриальных держав демонстрирует последовательную тенденцию использования налогов в качестве действенного набора инструментов, способных квалифицированно обеспечить перераспределение ВВП в пользу наиболее значимых, с точки зрения государства, отраслей, направлений социального и регионального развития экономики. В теории и на практике макроэкономического регулирования рыночной экономики произошли значительные перемены, изменились цели и методы государственной экономической политики, а также механизм налогового регулирования.
Современная налоговая система характеризуется необычайной изощренностью форм и методов обложения и исключительным многообразием применяемых налогов (в отдельных странах существует около ста и более различных видов налогов). Для всех развитых и большинства развивающихся стран основные ее принципы и характеристики едины, хотя в их понимании и применении в налоговой политике имеются существенные различия.
Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.
С 1 января 1999 г. вступила в действие первая или так называемая общая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.
Второй частью Налогового Кодекса приняты семь глав, посвященные НДС, акцизам, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу с продаж.
Налоговый кодекс призван стать и непременно станет практически единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная с взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов. Налоговый Кодекс – это новый этап в формировании налоговой системы Российской Федерации, который приближает ее к мировой модели налогообложения. Налоговый Кодекс призван вывести на качественно новый уровень взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Общая характеристика косвенных налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 Роль косвенных налогов в доходе федерального бюджета
3 Основные тенденции развития косвенных налогов в РФ. . . . . . . . . . . . .
4 Налоговая система Франции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5 Налоговая система Великобритании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6 Налоговая система Германии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 2 файла

Введение.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

      Другая  отличительная черта системы  обязательных отчислений во Франции – высокая доля взносов в фонды социального назначения. По доле взносов в фонды социального назначения в сумме ВВП Франция занимает первое место среди развитых стран.

      Еще одной особенностью Франции является низкий уровень прямого налогообложения  и одновременно высокий уровень  косвенного. При этом во Франции  – высокая доля поступлений от налогов на товары и услуги в ВВП ив общем объеме обязательных отчислений. Косвенные налоги дают около 60% налоговых доходов общего бюджета.

      Около 40 % доходов общего бюджета обеспечивают поступления от прямых налогов. Среди  них основную роль играет подоходный налог (налог на доходы физических лиц). На его долю приходится около 20–21 % налоговых доходов общего бюджета. Вторым по значению выступает налог на прибыль акционерных компаний (корпорационный налог). Доля поступлений от него в налоговых доходах колеблется от 8 до 10 %.

      После значительного роста налогов  в 70-е годы во Франции, как и в  большинстве других стран Западной Европы, налоги стабилизировались. Сокращение подоходного налога и налога на добавленную стоимость в таких товарных группах, как автомобили, компенсируется повышением взносов в систему социального страхования.

      Дальнейшая  модернизация французской налоговой  системы будет идти в русле  проводившегося в течение последних  лет курса на стабилизацию доли налоговых поступлений в ВВП и постепенное ее снижение.

    5 Налоговая система Великобритании

      Налоговая система Великобритании сложилась  в прошлом столетии, однако особенности подоходного налогообложения того периода характерны и для сегодняшнего дня. Налоговая реформа 1973 г. внесла существенные изменения в структуру налоговой системы Великобритании, приблизив ее к структуре налоговых систем стран — членов Общего рынка. В настоящее время в системе налогообложения государства происходят важные изменения, вызванные проблемами, характерными для всех развитых стран.

      Налоговые мероприятия занимают важное место  в комплексе финансово-экономических  мер как лейбористов, так и  консерваторов. В последнее десятилетие было проведено значительное число налоговых мероприятий, в том числе поэтапное снижение ставок подоходного налога (с 33 до 20 % для населения и с 52 до 33 % для корпораций), изменены условия предоставления налоговых льгот различным слоям населения, отменены некоторые виды налогов, введен ряд новых.

      В целом реформа налогового законодательства призвана решать проблемы, связанные  со сложной структурой налоговой  системы, совершенствовать ее основные принципы, расширять налоговую базу в сфере прямого налогообложения населения и корпораций.

      В налоговой реформе страны можно  выделить два основных направления: 1) совершенствование системы личного  подоходного обложения (запланированные мероприятия были завершены в 1987 г.); 2) изменения в области подоходного обложения корпораций.

Основные  мероприятия, составляющие налоговую  реформу в Великобритании:

      Снижение  нижней ставки личного подоходного  налога с 27 до 20 %.

      Устранение  многоступенчатого деления доходов  населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним. Вместо ранее действовавшей шкалы оставлены лишь три ставки подоходного налога: 20, 24 и 40 %.

      Введение  раздельного налогообложения доходов  супругов.

      Значительное  увеличение личных налоговых ставок.

      Вместе  с тем упрощение системы не означает, что она будет самой  справедливой. По оценке английских экономистов, в результате налоговых мероприятий среднестатистический британский налогоплательщик платит в виде налога и взносов на соцстрах приблизительно такую же долю своего дохода, как и раньше, в то время как средняя ставка для рабочего со средним доходом возросла с 14 до 16 %. В то же время средняя ставка налоговых изъятий у лица, доходы которого в 5 раз превышают средний уровень, снизилась с 52 до 35 %. В итоге высокооплачиваемые британцы — самые "низкооблагаемые" среди населения ведущих промышленно развитых стран, а низкооплачиваемые — наоборот. Так, женатый человек со средним заработком, имеющий двух детей, выплачивает 34 % своей заработной платы в виде налога (включая взносы на соцстрах) по сравнению с 26 % в США и 23 % в Японии.

      Современная налоговая система Великобритании включает:

      1. Центральные налоги: подоходный  налог с населения, подоходный  налог с корпораций (корпорационный налог), налог на доходы от нефти, налог с наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы).

      2. Местные налоги (на имущество).

      Налоги  играют основную роль (около 90 %) в формировании доходной части английского государственного бюджета.

      На  долю подоходного налога с населения  приходится 64 % поступлений в виде прямых налогов в государственный  бюджет

    6 Налоговая система Германии

      Налоговая система Германии насчитывает примерно 50 видов налогов, которые значительно  различаются по кругу плательщиков, базе обложения и ставкам. Наряду с множественностью налогов следует отметить также тенденцию к их концентрации: на наиболее крупные налоги приходится все большая часть совокупных поступлений.

      Современная система распределения налогов  сложилась в ходе крупнейшей финансовой реформы 1969 г. Все налоги, поступающие в сводный бюджет государства, можно разделить на две группы: 1) закрепленные за соответствующим административно-территориальным звеном и поступающие туда в полном объеме, или собственные налоги; 2) распределяемые по установленным нормам между федерацией, землями и общинами и поступающие одновременно в бюджеты различных уровней, или общие налоги.

      В Германии подоходный налог также  является главным источником доходов бюджетов разного уровня. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - бюджет соответствующей земли (района), 15% - в местный бюджет. Подоходный налог здесь также прогрессивен.

      До  реформы к собственным налогам  федерации относились акцизы (кроме  налога на пиво), пошлины, налог с  оборота (с 1968 г. – налог на добавленную  стоимость), финансовые монополии. Землям принадлежали поимущественный налог, налог с наследства и дарений, автомобильный, акциз на пиво, общинам – поземельный и промысловый. Общими налогами являлись подоходный и корпорационный. Они распределялись между федерацией и землями, объединенными в Малый налоговый союз. В ходе реформы образовался Большой налоговый союз с участием общин. В число общих был включен налог на добавленную стоимость, распределяемый между федерацией и землями. Общины получили право на часть поступлений общего подоходного налога, а взамен этого стали отчислять федерации и землям определенную долю собственного промыслового налога. Налоговый обмен способствовал укреплению доходов общин, уменьшению различий в доходах между ними.

      Доля  налогов в доходах федерального бюджета в 1990–1995 гг. составляла в  среднем около 90 %. К собственным  налогам федерации относятся  различные акцизы (на нефтепродукты, табак, спиртоводочные изделия и др.), кроме налога на пиво, таможенные пошлины, сборы в рамках ЕС и некоторые другие (например, "надбавка на солидарность" к подоходному и корпорационному налогам). Собственные налоги земель включают поимущественный налог, налоги с наследства и дарений, с владельцев автотранспорта, акциз на пиво и другие, общин – поземельный и промысловый. В 1991–1995 гг. доля налогов в бюджетных доходах земель составляла примерно 60 %, общин – около 31 %. Общими являются налоги: подоходный, корпорационный, на доходы от капитала, на добавленную стоимость.

      Доля  федераций и земель в подоходном налоге с физических лиц с 1980 г. установлена  в одинаковом размере: по 42,5 %, доля общин  соответственно равна 15 %. Корпорационный налог и налог на доходы от капитала распределяются только между федерацией и землями в соотношении 50:50. Соотношение долей федерации и земель в налоге на добавленную стоимость определяется на основе федерального закона и может изменяться в зависимости от динамики их доходов и расходов.

 

Заключение

      Налоговая система является одним из главных  элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

      Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д., несомненно, играет отрицательную  роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

      Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию  налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

      Анализ  реформаторских преобразований в области  налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

      На  сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

      Подчеркну, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый Кодекс, однако, он тоже не лишён недостатков.

 

Список использованной литературы

  1. Общая теория финансов: Учебник / Под ред. Дробози-ной  Л.А. М: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1995.
  2. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Дробозиной Л.А. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997.
  3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001.-521с.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ 03.08.98г. №31 ст.3823.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ 29.01.96г. №5 ст.410.
  6. Закон РФ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.97г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ 29.09.97г. № 39 ст.4464.
  7. Закон РФ "О федеральном бюджете РФ на 1999 г."; другие нормативные документы по финансам, бюджету, налогам, ценным бумагам.
  8. Законы о Федеральном бюджете РФ на 1997-1999 гг.
  9. Конституция Российской Федерации (в редакции, вступившей в силу с 9 июня 2001 года № 679.)
  10. Налоги и налогообложение: Учебник / Окунева Л.П. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1996.
  11. Налоги и налогообложение: Учебник / Юткина Т.Ф. М.: ИНФРА-М, 1998.
  12. Финансы: Учебник /Под ред. Дробозиной Л.А. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1999.
  13. Финансы: Учебник /Под ред. Родионовой В.М. М.: Финансы и статистика, 1995.
  14. Финансы: Учеб. пособие /Под ред. Ковалевой A.M. M.: Финансы и статистика, 1996.

Содержание.docx

— 13.51 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Виды косвенных налогов и их роль в доходах бюджетов разных стран