Виды и методы финансовый котроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:00, реферат

Описание работы

Предприятиям и фирмам предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности. В этих условиях функционально обособленного направления экономической работы на фирме становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль на предприятии включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или планов

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

В процессе ревизии фиксируются только документально  подтверждённые факты злоупотреблений, бесхозяйственности, халатного отношения  к исполнению служебных обязанностей, нарушений финансовой дисциплины, требований действующего законодательства, нормативных  положений и инструктивных указаний, причин, условий возникновения и  последствий нарушений; выявляются неиспользованные резервы эффективности  производства; проверяется система  обеспечения сохранности хозяйственных  средств, а также соблюдения действующих  стандартов по учёту и отчётности и т.д.

В зависимости  от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные.

Ведомственные ревизии производятся контрольно-ревизионным  аппаратом вышестоящих органов (министерств, государственных комитетов и  ведомств) в подведомственных им предприятиях, организациях, учреждениях.

Вневедомственные  ревизии производятся контрольно-ревизионным  аппаратом органов государственного контроля, наделённых контрольными правами  по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчинённости.

Внутрихозяйственными  являются ревизии, проводимые внутри предприятия 
(объединения). Они, как правило, контролируют деятельность входящих в состав предприятия (объединения) структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

По организационному признаку ревизии могут быть плановыми  и внеплановыми. Плановые ревизии  проводятся в соответствии с планом ревизионной работы. Вышестоящие  органы планируют ежегодное проведение ревизий в подведомственных предприятиях и организациях, а в бюджетных  организациях и учреждениях, не осуществляющих непосредственно хозяйственных  операций – не реже одного раза в  два года.

Внеплановые ревизии планом не предусматриваются, а проводятся при необходимости. Такие ревизии могут быть вызваны  неблагополучным положением дел  на отдельном предприятии, при обнаружении  фактов хищений и злоупотреблений, по просьбе судебно-следственных органов  и т.д. При расследовании некоторых  преступлений, особенно хищений денежных средств и имущества ревизия  проводится в обязательном порядке. Материалы такой ревизии дают возможность следственным органам  установить лиц, виновных в злоупотреблениях, способы совершения хищений и  суммы материального ущерба.

В зависимости  от полноты проверки деятельности предприятия  ревизии подразделяются на комплексные, некомплексные и тематические.

Комплексными  считаются ревизии, при которых  проверяются все стороны деятельности предприятия, его производственная и финансово-хозяйственная деятельность.

Комплексная ревизия осуществляется бригадой, в  состав которой кроме бухгалтера – ревизора входят специалисты, знающие  экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы  производственной и финансово-хозяйственной  деятельности. Участие в комплексной ревизии специалистов по различным областям знаний позволяет выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности предприятия, способствует дальнейшему повышению эффективности производства.

Некомплексной называется ревизия, проводимая одним  ревизором (обычно специалистом по бухгалтерскому учёту и финансам), при которой  проверяется хозяйственно-финансовая деятельность. Некомплексные ревизии  не позволяют в полной мере выявить  состояние ведения производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий, поэтому они менее эффективны по сравнению с комплексными ревизиями.

Тематическими считаются ревизии, проводимые в  целях проверки состояния отдельных  разделов (частей, участков экономической  и социальной деятельности предприятий  или организаций. Такие ревизии  назначаются для детального изучения соответствующих тем (вопросов), разработок и конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Темами таких  ревизий, например, могут быть: «Ревизия обеспечения сохранности и рационального  использования материальных ресурсов (всех или конкретных видов)», «Ревизия правильности образования и использования  фондов специального назначения» и  др.

В зависимости  от полноты проверки хозяйственных  операций ревизии классифицируются на сплошные, выборочные, комбинированные.

При сплошных ревизиях проверяются за весь ревизионный  период все без исключения хозяйственные  операции, записи в учётных регистрах  и отчётные показатели. Это наиболее эффективный вид ревизии, однако, как правило, из- за большой трудоёмкости он используется только в тех случаях, когда на предприятии допущены серьезные  нарушения и злоупотребления.

Выборочные  ревизии предусматривают проверку хозяйственных операций и бухгалтерских  документов не за весь ревизионный  период, а только за время, заранее  намеченное ревизором, т.е. за определённые промежутки времени внутри ревизионного периода.

Комбинированные ревизии сочетают выборочное и сплошное исследование хозяйственных операций. Одни участки деятельности предприятий  проверяются выборочно, другие –  сплошным способом. Сплошным способом проверяются кассовые операции и  расчёты с подотчётными лицами, все  другие хозяйственные операции –  выборочно. Однако, если в процессе выборочной проверки будут выявлены хищения, злоупотребления и другие серьёзные нарушения финансовой или расчётно-платёжной дисциплины, то по данному кругу хозяйственных операций следует провести сплошную проверку документов и записей в учётных регистрах.

Ревизия основывается на проверке первичных  документов, учетных регистров, бухгалтерской  и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются  актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

На основе акта разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков производственно-хозяйственной деятельности предприятий и мобилизации внутрипроизводственных резервов.

       

3. Органы, которые осуществляют  финансовый контроль.

 

Субъектами  финансового контроля являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные  органы власти, налоговые и кредитные  учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, ревизионные  комиссии в кооперативных и общественных объединениях.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждения  государственного прогноза экономического и социального развития народного  хозяйства государственного бюджета  по звеньям бюджетной системы, отчетов  по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования  государственных средств, целесообразность осуществления расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и  бюджетно-финансовые комиссии. При  законодательных органах создаются  также Контрольные палаты.

Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке, обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных  Советов народных депутатов проводят финансовый контроль специальным ревизорским  аппаратом. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, в организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими) бухгалтерами, работниками финансовых отделов.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет  систему налоговых органов Государственная  налоговая служба. Налоговые инспекции  на местах подчиняются только своему вышестоящему органу. Задачи налоговых  служб являются: контроль за соблюдением  законодательства о налогах, обеспечение  полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей. Одновременно налоговые инспекции осуществляют проверку финансового состояния  предприятия и организаций независимо от ведомственной подчиненности  и их организационно-правовой формы; проводят контроль за правильностью  определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения; ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных, потенциальных  объектов налогообложения.

Развитие  товарно-денежных отношений порождают  разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что  определяет направления дальнейшего  развития и возникновения новых  форм и средств финансового контроля. Аудиторство - новое в нашей стране организационная форма финансового  контроля за финансово-хозяйственной  и коммерческой деятельностью предприятий  и организаций. Контрольные и  консультационные услуги аудиторские  фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы - это независимые  организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его  объективности.

Как правило  отношения аудитора и клиента  оформляются договором с оплатой  услуг по договорным ценам. Результат  аудиторской проверки оформляется  в виде заключения. Этот документ имеет  юридическую силу для всех юридических  и физических лиц, государственных  и судебных органов.

Выделяют  два вида аудита:

    • внешний
    • внутрифирменный.

Внешний аудит выполняют специальные  аудиторские фирмы по договору с  государственными, налоговыми и другими  органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутри фирм аудиторской  службой, функционирующей, как на уровне центрального руководства фирмы, так  и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Данный аудит направлен на повышение эффективности управленческого решения по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли.  В его задачи входит проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности, проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации.

Основная  задача аудиторских служб состоит  в контроле за соблюдением законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную  деятельность предприятия, ведение  бухгалтерского учета, составление  отчетности и обеспечение государственных  органов и собственников объективной  информацией о финансовом положении. В условиях бизнеса никто в  деловом мире не принимает всерьез  предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторскими заключениями.

При проведении финансового контроля в современных  условиях все в большей мере используется с вычислительной также и информационно-компьютерная техника; широкое применение находят  экономические нормы и нормативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно  и эффективно использовать государственные  финансовые ресурсы страны, а также  движение финансовых потоков от отправителя  к адресату. Снизится вероятность, что  денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование  финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Весьма  своевременным является предоставление в законодательном порядке широких  полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.   Финансовый контроль Грачева Е.Ю. 2004. 520 стр.

2.  Справочная система «Консультант Плюс».

3.  «О расчёте налога на имущество»: Бухгалтерское

      приложение к «Экономика и жизнь» Сорокин 1998 год № 11.

4.   «Налоги и налогообложение»: Юткина Т.Ф. Инфра – М., 1998 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение…………………………………………………………………….…1

  1. Назначение финансового контроля……………………………………...2
  2. Виды и методы финансового контроля………………………………….3
  3. Органы, которые осуществляют финансовый контроль…………….....9
  4. Заключение……………………………………………………………….12
  5. Литература………………………………………………………………..13

Информация о работе Виды и методы финансовый котроль