Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:25, реферат
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации. Негосударственный финансовый контроль. Внутрифирменный (корпоративный) контроль. Аудиторский (независимый) контроль. Финансовая политика на современном этапе.
Виды
финансового контроля
а)
Государственный
финансовый контроль
в Российской Федерации
Состав органов финансового контроля
определяется структурой и составом финансового
аппарата, который, в свою очередь, определяется
государственным устройством и функциями
отдельных государственных органов, закрепленными
в Конституции государства
Существует государственный и негосударственный
контроль.
Государственный финансовый
контроль – это контроль, осуществляемый
органами государственной власти в соответствии
с законодательно наделенными полномочиями.
Государственный финансовый контроль
осуществляется, прежде всего, за финансовой
деятельностью органов исполнительной
власти. Он предусматривает правовое регулирование
финансовых отношений в Российской Федерации,
прежде всего, охватывает контроль бюджетных
правоотношений. Органами государственного
финансового контроля выступают специальные
подразделения Администрации Президента,
Совета Федерации, Правительства РФ, а
также соответствующие структуры представительных
и исполнительных органов субъектов Федерации.*
Счетная палата – высший специальный
орган государственного финансового контроля,
подотчетный Федеральному собранию. Счетная
палата- юридическое лицо. Возглавляет
её председатель, назначаемый Госдумой
на 6 лет. Коллегия Счетной палаты включает
12 аудиторов. Текущую контрольную работу
выполняет аппарат – инспекторы Счетной
палаты.
Счетная палата РФ является единственным
органом государственного финансового
контроля, задачи и порядок деятельности
которого определены Федеральным законодательством
– Конституцией РФ, Бюджетный кодексом
РФ, Федеральным законом «О счетной палате
РФ»**, законами о федеральном бюджете
на соответствующий год. Функции, права
и обязанности составляют её компетенцию,
т.е. право осуществления контроля за исполнением
федерального бюджета, предоставленное
только Счетной палате, одновременно является
и её обязанностью.
Деятельность Счетной палаты связана
с контролем за федеральной собственностью
и контролем за расходованием федеральных
средств. Контролю подлежат все хозяйствующие
субъекты независимо от форм собственности,
ведомственной принадлежности; органы
местного самоуправления, общественные
организации в части, связанной с получением
и использованием средств федерального
бюджета и государственных внебюджетных
фондов, либо связанные с использованием
или управлением федеральной собственностью,
а также с предоставлением им федеральными
органами налоговых, таможенных и иных
льгот. Кроме того, в сферу полномочий
Счетной палаты входит контроль за деятельностью
Банка России, Правительства РФ, связанной
с обслуживанием и выполнением обязательств
по государственному долгу, контроль за
эффективностью использования иностранных
кредитов и займов, а также предоставления
Россией займов, финансовой помощи иностранным
государствам и международным организациям.
Счетная палата РФ – единственный в стране
орган государственного финансового контроля,
контрольные функции которого охватывают
весь бюджетный процесс от начала формирования
бюджетной заявки до получения конечных
результатов.
По своему правовому статусу Счетная палата
является независимым органом государственного
финансового контроля. Она самостоятельно
формирует свой план работы и графики
контроля, в обязательном порядке представляет
Федеральному Собранию РФ заключение
о проверке исполнения бюджета за отчетный
финансовый год.
Основными формами контроля Счетной палаты
являются тематические проверки и ревизии.
При выявлении нарушений руководителям
проверяемых организаций направляются
представления для принятия мер по их
устранению, а в случаях выявления хищения
государственных средств дела передаются
в правоохранительные органы.
При выявлении фактов нарушения финансовой
дисциплины и законности, приносящих государству
прямой ущерб, или при несоблюдении порядка
и сроков рассмотрения представлений
Счетная палата имеет право выдавать предписания,
обязательные к исполнению. В случае, если
предписания не исполняются, коллегия
Счетной палаты по согласованию с Государственной
Думой может принять решение о приостановлении
всех видов расчетных операций нарушителя.
Предписание Счетной палаты может быть
обжаловано в судебном порядке. Счетная
палата не имеет полномочий применения
административных мер воздействия к нарушителям
финансовой дисциплины. На уровне субъектов
Федерации схожие функции выполняют Контрольно-счетные
палаты. Деятельность Счетной палаты по
закону является гласной: результаты должны
освещаться в средствах массовой информации.
Финансовый контроль со стороны Президента
РФ осуществляется в соответствии с Конституцией
РФ путем издания указов по финансовым
вопросам, подписания Федеральных законов;
назначения и освобождения от должности
министра финансов РФ, представления Государственной
Думе кандидатур для назначения на должность
Председателя Центрального банка.
Определенные функции финансового контроля
выполняет Контрольное управление Президента
РФ, созданное Указом Президента РФ от
24 мая 1994г., которое подчиняется непосредственно
Президенту, но взаимодействует со всеми
органами исполнительной власти.
К числу основных функций данного управления
относятся контроль за деятельностью
органов контроля и надзора при федеральных
органах исполнительной власти, а также
подразделений Администрации Президента;
рассмотрение жалоб и обращений юридических
и физических лиц. В случае выявления финансовых
нарушений Главное контрольное управление
имеет право направлять предписания об
их устранении. По результатам проверок
Управление вносит предложение на рассмотрение
Президента. Применять какие-либо санкции
к нарушителям самостоятельно Главное
контрольное управление не имеет права.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом
«О Совете министров – Правительстве
РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями.
Правительство РФ контролирует процесс
разработки и исполнения федерального
бюджета, осуществление единой политики
в области финансов, денег и кредита. Оно
контролирует и регулирует финансовую
деятельность федеральных министерств
и ведомств.
Правительством РФ утверждено Положение
«О Министерстве финансов РФ» (Постановление
от 6 марта 1998г.), Положение «О Казначействе
(постановление от 27 августа 1993 г.).
При Правительстве РФ действует Межведомственный
совет по государственному финансовому
контролю, созданный согласно Постановления
Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. для
координации контроля над государственными
средствами.
В Совет входят председатель банка России,
руководитель Федерального казначейства,
руководители финансово-контрольных органов.
К работе Межведомственного совета могут
привлекаться представители Генеральной
прокуратуры и силовых структур. Совет
возглавляет министр финансов Российской
Федерации.
Важнейшее место в системе финансового
контроля со стороны Правительства РФ
занимают Министерство финансов РФ и его
структурные подразделения, наделенные
контрольными функциями. Прежде всего,
Министерство финансов осуществляет финансовый
контроль в процессе разработки федерального
бюджета; контролирует поступление и расходование
бюджетных средств и средств федеральных
внебюджетных фондов; участвует в проведении
валютного контроля; контролирует направление
и использование государственных инвестиций,
выделяемых на основе решений Правительства
РФ.
По результатам контроля Министерство
финансов вправе требовать устранения
выявленных нарушений, ограничивать и
приостанавливать финансирование из федерального
бюджета предприятий и организаций при
наличии у них фактов незаконного расходования
средств, а также непредставления ими
соответствующей отчетности; взыскивать
государственные средства, используемые
не по назначению, с наложением предусмотренных
штрафов.
Большую роль в проведении финансового
контроля играет осуществляемое Минфином
методическое руководство организацией
бухгалтерского учета в стране, а также
проведение аттестации по аудиту и лицензированию
аудиторской деятельности.
Необходимо отметить, что контрольные
полномочия Минфина РФ распространяются
на финансовые средства только федерального
уровня. Бюджетное законодательство РФ
предусматривает финансовую самостоятельность
субъектов Федерации и органов местного
самоуправления, которые сами несут ответственность
за формирование и использование своих
бюджетов и внебюджетных фондов.
Недополучение доходов бюджета, обострение
бюджетного кризиса, возрастание бюджетного
дефицита привели к созданию централизованной
системы органов Федерального казначейства,
подчиненных Минфину РФ.
Органы Федерального казначейства призваны
осуществлять государственный финансовый
контроль за соблюдением исполнения федерального
бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Федеральное казначейство осуществляет
предварительный и текущий контроль за
ведением операций с бюджетными средствами
главными распорядителями, распорядителями
и получателями бюджетных средств, другими
участниками бюджетного процесса по исполняемым
бюджетам и бюджетам федеральных внебюджетных
фондов. В своей деятельности Федеральное
казначейство взаимодействует с другими
федеральными органами исполнительной
власти и координирует их работу в процессе
контроля.
Органы Федерального казначейства имеют
право выдавать предписания о взыскании
в бесспорном порядке государственных
средств, подлежащих возврату в бюджет,
срок возврата которых истек; взыскивать
в бесспорном порядке пени с коммерческих
банков в случае несвоевременного зачисления
и непоступления средств от хозяйствующих
субъектов на счета федерального бюджета
и внебюджетных фондов; выносить предупреждение
руководителям органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления
и получателям бюджетных средств о ненадлежащем
исполнении бюджетного процесса; приостанавливать
операции по счетам в кредитных организациях
сроком до одного месяца.
Наряду с указанными выше государственными
органами финансового контроля отдельные
функции государственного финансового
контроля выполняют и другие государственные
органы. К ним относятся: Министерство
по налогам и сборам, Федеральная налоговая
служба, Центральный банк, Министерство
государственного имущества, Министерство
по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства, Государственный
таможенный комитет, Федеральная комиссия
по рынку ценных бумаг и др.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской
Федерации налоговые органы имеют право
проверять финансовые документы юридических
и физических лиц, получать от них необходимые
сведения (за исключением сведений, составляющих
коммерческую тайну), применять меры принудительного
воздействия в отношении должностных
лиц и граждан, включая изъятия соответствующих
документов и приостановления операций
по счетам в банках в случаях нарушения
финансовой дисциплины последними. Контроль
за налогоплательщиками и объектами, подлежащими
налогообложению и налоговой проверке,
является одной из важнейших функций налоговых
органов.
Таможенные органы Российской Федерации
в соответствии с положениями Таможенного
кодекса осуществляют государственный
финансовый контроль, связанный с перемещением
товаров через таможенную границу России.
Центральный банк Российской Федерации
наделен значительными полномочиями в
области государственного и финансового
контроля. В его структуре функционирует
специальный контрольный орган — Департамент
банковского надзора, на который возложены
функции проверки соблюдения коммерческими
банками банковского законодательства
и установленных Банком России нормативов
банковской деятельности.
В зависимости от вида нарушений коммерческими
банками Центральный банк имеет право
применять к ним различные меры воздействия
от наложения штрафов, замены руководства
коммерческого банка до отзыва лицензии
и ликвидации коммерческого банка.
По отношению к нарушителям бюджетного
законодательства органы государственного
контроля могут применять следующие меры:
-сокращение лимитов бюджетных обязательств
по сравнению с бюджетными ассигнованиями
либо отказ в подтверждении принятых бюджетных
обязательств;
-изъятие бюджетных средств, используемых
не по целевому назначению;
-приостановление операций по счетам в
кредитных организациях;
-наложение штрафов на руководителей —
получателей бюджетных средств, на руководителей
государственных органов, органов местного
самоуправления, а также изъятие в бесспорном
порядке бюджетных средств, полученных
на возвратной основе, и сумм процентов
за пользование бюджетными средствами;
-вынесение предупреждения о ненадлежащем
исполнении бюджетного процесса;
-начисление пени, а также взыскание пени
за несвоевременный возврат бюджетных
средств, предоставленных на возвратной
основе, в размере одной трехсотой действующей
ставки рефинансирования Банка России
за каждый день просрочки;
-сокращение или прекращение всех других
форм финансовой помощи из соответствующего
бюджета, в том числе предоставление отсрочек
и рассрочек по уплате платежей в соответствующий
бюджет.
б) Негосударственный
финансовый контроль
В настоящее время наряду с государственным
финансовым контролером существует и
негосударственный финансовый контроль,
который представлен: (а) внутрифирменным
контролем, (б) контролем со стороны коммерческих
банков за организациями, (в) независимым
аудиторским контролем. Конечные цели
всех видов финансового контроля едины
и заключаются в обеспечении соблюдения
финансовой дисциплины, повышении эффективности
распределения и использования финансовых
ресурсов. В то же время задачи и, соответственно,
функции государственного и негосударственного
финансового контроля различны.
Если главной задачей государственного
контроля является содействие успешной
реализации финансовой политики государства
посредством обеспечения соблюдения финансового
законодательства, финансовой дисциплины,
недопущения нецелевого использования
бюджетных и внебюджетных средств, то
основной задачей негосударственного
контроля выступает повышение эффективности
использования финансовых ресурсов экономических
субъектов, обеспечение достоверности
показателей финансовой отчетности.
в) Внутрифирменный (корпоративный)
контроль
Финансовый контроль проводится самим
предприятием, его экономическими службами
– бухгалтерией, финансовым отделом, службой
финансового менеджмента за финансово-хозяйственной
деятельностью своего предприятия, его
филиалов и дочерних предприятий.
Службы внутреннего контроля следят за
эффективностью и целесообразностью денежных
затрат, как собственных, так и заемных
средств; анализируют и сопоставляют фактические
финансовые результаты с прогнозируемыми;
оценивают финансовые результаты от инвестиционных
проектов; контролируют финансовое состояние
предприятия.
Внутрифирменный контроль можно разделить
на оперативный (текущий) и стратегический.
Оперативный производится главным бухгалтером
в процессе повседневной хозяйственно-финансовой
деятельности с помощью четкой организации
бухгалтерского учета и контроля за движением
денежных средств. Подпись главного бухгалтера
обязательна на всех денежных документах.
Главный бухгалтер отвечает за соблюдение
государственной финансовой дисциплины
и финансового законодательства.
Стратегический финансовый контроль предполагает
разработку оптимальных решений по использованию
финансовых ресурсов и вложению капитала,
обеспечивающих экономическую эффективность
и максимализацию прибыли. Контроль может
быть произведен и при участии привлеченных
со стороны специалистов – по инициативе
руководства предприятия или его собственников
– учредителей и акционеров.
По закону коммерческие банки обязаны
контролировать лишь соблюдение предприятиями
– клиентами установленного государством
порядка ведения расчетно-кассовых операций
и валютного законодательства. В случае
предоставления ссуды банк контролирует
целевое использование выданной ссуды,
платежеспособность и ликвидность клиента
для оценки вероятности возврата ссуды
с причитающимися процентами в установленный
срок. Такой контроль со стороны банка
– важный элемент управления кредитным
риском.
г) Аудиторский (независимый)
контроль
Это новый вид финансового контроля, возникший
в Российской Федерации с конца 80-х годов
XX века. С переходом к рыночной системе
управления экономикой и появлением различных
коммерческих структур резко повысились
требования к их финансовой надежности,
а также к объективности при оценке их
финансового состояния.
Аудит представляет собой предпринимательскую
деятельность аудиторов (аудиторских
фирм) по осуществлению независимых вневедомственных
проверок бухгалтерской и финансовой
отчетности, платежно-расчетной документации
отдельных хозяйственных операций, налоговых
деклараций и других финансовых обязательств
и требований экономических субъектов
на договорной основе.*
Основные задачи аудиторского контроля
- установление достоверности бухгалтерской
и финансовой отчетности и соответствия
произведенных финансовых и хозяйственных
операций нормативным актам, действующим
в Российской Федерации, проверка платежно-расчетной
документации, налоговых деклараций и
других финансовых обязательств проверяемых
экономических субъектов.
Аудиторские службы могут оказывать и
другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского
учета; составление бухгалтерской отчетности
и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование
финансово-хозяйственной деятельности;
обучение работников бухгалтерских служб
и консультирование в вопросах законодательства;
проработку рекомендаций, полученных
в результате аудиторских проверок.
Аудиторская проверка может быть обязательной
и инициативной. Если инициативная проверка
осуществляется по предложению самого
экономического субъекта, то обязательная
проводится в установленном порядке во
всех случаях, предусмотренных Постановлением
Правительства РФ oт 7 декабря 1994г. Обязательной
аудиторской проверке подлежат все кредитные
организации (включая Банк России), страховые
организации, биржи, внебюджетные фонды,
создаваемые за счет обязательных отчислений,
благотворительные фонды, все предприятия,
созданные в форме открытого акционерного
общества, независимо от числа акционеров
и размера уставного капитала, а также
предприятия, имеющие в уставном фонде
долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю
подлежат предприятия (за исключением
государственных и муниципальных), отдельные
показатели которых превышают критерии,
установленные Правительством РФ. Обязательная
аудиторская проверка может быть проведена
и по поручению государственных органов
— прокуратуры, казначейства, налоговой
службы. Уклонение юридического лица от
проведения обязательной аудиторской
проверки либо препятствовать ее проведению
влечет за собой взыскание штрафа по решению
суда.
Аудиторские проверки могут проводить
как отдельные граждане, прошедшие государственную
аттестацию и зарегистрированные в качестве
предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские
фирмы (в том числе, иностранные). Они могут
иметь любую организационно-правовую
форму, предусмотренную российским законодательством,
кроме открытого акционерного общества.
После получения лицензии на право осуществления
аудиторской деятельности они включаются
в Государственный реестр аудиторов и
аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и
аудиторы не могут одновременно заниматься
какой-либо другой предпринимательской
деятельностью.
Специалистов по аудиту в разных странах
называют по-разному: в США - общественными
бухгалтерами, в Великобритании и англосаксонских
странах - ревизорами или присяжными бухгалтерами,
во Франции - бухгалтерами-экспертами
или комиссарами по счетам, в Германии
- контролерами хозяйства или контролерами
книги и т. д. Несмотря на различия в названии,
все аудиторы занимаются одним и тем же
делом: проверкой бухгалтерской и финансовой
отчетности хозяйствующих субъектов с
составлением заключения о ее достоверности,
а также текущим консультированием по
различным учетным, финансовым и правовым
вопросам, налогообложению, банковскому
и страховому делу и др. В ходе аудиторской
проверки финансовых отчетов устанавливаются
точность отражения в них финансового
положения и результатов деятельности
предприятия; соответствие ведения бухгалтерского
учета установленным требованиям и критериям,
соблюдение проверяемым предприятием
действующего законодательства. Аудитор,
являясь незаинтересованным лицом, выражает
мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности проверяемого лица и о соответствии
порядка ведения бухгалтерского учета
законодательству РФ.
У аудита и государственного и муниципального
финансового контроля разные объекты
и задачи. Вместе с тем, у них есть много
общего в приемах и, по существу, одна конечная
цель - укрепление финансовой дисциплины.
Объектом государственного и муниципального
контроля являются, в основном, централизованные
финансы, аудита - преимущественно децентрализованные
финансы.
Все аудиторские услуги платные. Отношения
аудиторской фирмы с клиентами, как правило,
оформляются договором с оплатой услуг
по договорным ценам. Если аудиторская
проверка производится на основе поручения
судебных органов при наличии уголовного
дела, принятого к производству, или дела,
подведомственного арбитражному суду,
то оплата аудиторской услуги производится
за счет проверяемой организации по тарифам,
утверждаемым Правительством РФ, а в случае
финансовой несостоятельности — зa счет
средств государственного бюджета с последующим
возмещением из имущества проверяемой
организации, признанной судом банкротом.
В соответствии с Временными правилами
аудиторской деятельности в Российской
Федерации, утвержденными Указом Президента
РФ от 23 декабря 1993 г, результат аудиторской
Проверки оформляется в виде заключения
аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ
имеет юридическую силу для всех юридических
и физических лиц, государственных и судебных
органов. Различают четыре варианта заключения:
1) заключение без замечаний — аудитор
подтверждает достоверность показателей
финансовой и бухгалтерской отчетности;
2) заключение с замечаниями (оговорками),
свидетельствующее об общем положительном
мнении аудитора о достоверности отчетности,
но о наличии отдельных упущений, которые
указаны в аналитическом разделе;
3) отрицательное заключение составляется
в тех случаях, когда, по мнению аудитора,
бухгалтерский учет на предприятии не
соответствует требованиям законодательства,
а финансовая отчетность недостоверна
и не дает представления о реальном состоянии
финансов;
4) заключение не составляется в том случае,
если аудитору не была предоставлена возможность
получить необходимую информацию о проверяемом
объекте.
Сфера действия аудиторского финансового
контроля в России расширяется по мере
развития рыночных отношений, одновременно
повышаются требования к качеству аудита
и профессиональному уровню аудиторов.
Финансовая
политика на современном этапе
В реальной действительности финансовая
политика последнего десятилетия была
направлена на быстрое изменение социального
строя общества. Цель эта, в основном, достигнута.
Возврат к централизованно распределительной
системе уже невозможен. Проведение такой
политики потребовала, в первую очередь,
основополагающих теоретических разработок,
анализа и учёта действующей практики
при проведении реформ с целью оперативного
внесения соответствующих коррективов.
Однако, к началу проведения реформ такие
разработки по финансово бюджетным вопросам
были сформулированы на декларативном
уровне и фактически реформы стали проводиться
методом проб и ошибок..
В связи с переходом к рыночным отношениям,
приватизацией государственной собственности
изменился финансовый механизм.
1) Это нашло выражение, прежде всего, в
переводе взаимоотношений между государством
и приватизированными предприятиями на
налоговую основу.
2) Изменились межбюджетные отношения.
Территориальные бюджеты получили большую
самостоятельность, в первую очередь,
в сфере расходования средств. Территориальные
органы стали сами определять направления
использования бюджетных средств.
3) Были внесены изменения в формирование
территориального бюджета. В вышестоящих
бюджетах были созданы фонды финансовой
помощи, из которых в нижестоящие бюджеты
стали поступать трансферты, размер которых
определялся по единой методике, учитывающей
налоговый потенциал и численность населения
по территории.
4) Бюджетный дефицит всё в большей мере
стал покрываться не за счёт ресурсов
Центрального Банка России, а на основе
выпуска государственных ценных бумаг.
5) С организацией фондового рынка изменился
порядок перераспределения средств субъектами
хозяйств.
6) С созданием частных страховых компаний
в стране стал функционировать страховой
рынок и частные страховые фонды.
7) Из государственного бюджета были выведены
средства социального страхования и созданы
государственные социальные внебюджетные
фонды.
8) Существенные изменения произошли в
управлении финансами. Были созданы новые
финансовые и контрольные ведомства (Министерство
РФ по налогам и сборам, Федеральная налоговая
служба, Счётная палата и др.).