Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:23, курсовая работа
В последние годы в нашей стране сложилась новая экономическая ситуация, характеризующаяся рядом отличительных черт, к которым относится, в первую очередь, рост численности негосударственных экономических структур.
Приватизация, принятие новых законодательных актов о статусе предприятия, о собственности, о валютном регулировании и другие позволяют постепенно перейти к качественному и новому этапу развития банковской системы.
Происходят изменения и в законодательстве о банках, в том числе в направлении расширения международной деятельности коммерческих банков. При осуществлении международных сделок встает вопрос о валютных операциях как форме банковского участия в них. Многие коммерческие банки, получив лицензию на проведение валютных операций, столкнулись с трудностями по их проведению.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Принципы организации и структура валютного рынка ……………………..4
1.1 Основы организации валютных операций …………………………….….7
1.2 Порядок лицензирования коммерческих банков для совершения
операций с иностранной валютой ……………………………………………8
2. Классификация валютных операций, осуществляемых коммерческими
банками в РФ …………………………………………………………………11
3. Виды валютных счетов и режим их функционирования …………………..16
4. Порядок организации международных расчетов в коммерческом банке ...19
5. Организация валютного контроля в коммерческих банках ……………….22
6. Организация работы с наличной иностранной валютой в коммерческом банке ……………………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы ……………………………………….32
Паспорт сделки оформляется резидентом до начала таможенного оформления в уполномоченном банке, ведущем расчетное обслуживание внешнеторгового договора (контракта).
Для осуществления деятельности в качестве агента валютного контроля и обслуживания валютных операций участников ВЭД, связанных с транспортом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), коммерческий банк обязан выполнить ряд условий:
– зарегистрировать в Банке России образцы оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля, которые затем по каналам межведомственного обмена информацией между Банком России и ФТС России доводятся до таможенных органов;
– определить и утвердить приказом по банку список ответственных лиц банка – сотрудников банка, уполномоченных подписывать паспорта сделки, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени банка;
– вести регистрацию и учет всех входящих и исходящих документов в соответствии с внутренними правилами делопроизводства;
– готовить необходимую документацию
(ведомость банковского
1) заполненный бланк паспорта сделки в двух экземплярах;
2) контракт, являющийся основанием
для проведения валютных
3) разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту, а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства РФ;
4) иные документы, необходимые
для оформления паспорта
Паспорт сделки, представляемый в банк резидентом – юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица-резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей, и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица-резидента.
Банк рассматривает
Если же у банка нет замечаний, то паспорту сделки присваивается номер, паспорт сделки регистрируется в соответствии с внутренними правилами делопроизводства банка и подписывается ответственным лицом банка. Подпись заверяется печатью банка.
Номер паспорта сам по себе информативен. Он состоит из пяти частей, разделенными наклонными чертами. В первой части слева направо указываются:
– две последние цифры года, в котором оформлен паспорт сделки;
– двухзначный порядковый номер месяца, в котором оформлен паспорт сделки;
– четырехзначный порядковый номер паспорта сделки, оформленного банком в течении календарного месяца по виду контракта, код которого указан в третьей части номера паспорта сделки.
Во второй и третьей частях паспорта сделки, состоящих из восьми разделов, проставляется регистрационный номер банка, в котором оформлен паспорт сделки. Если паспорт сделки оформляется головной организацией банка, то в третьей части номера проставляются нули. Если паспорт сделки оформлен в филиале головного банка, то во второй и третьей частях номера проставляется восьмизначный регистрационный номер банка, подписавшего паспорт сделки.
В четвертой части номера указывается код вида операции контракта:
1 – вывоз товаров с таможенной территории РФ;
2 – ввоз товаров на таможенную территорию РФ;
3 – выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, резидентом;
4 – выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, нерезидентом;
9 – смешанная сделка.
Пятая часть номера состоит из одного разряда и является резервной позицией, в которой проставляется ноль.
В случае если контрактом предусмотрено осуществление всех валютных операций через счета, открытые в банке-нерезиденте, паспорт сделки оформляется в территориальном учреждении Банка России (ТУ ЦБ РФ) по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации – для юридического лица).
Один экземпляр паспорта сделки возвращается резиденту, а второй помещается в досье по паспорту сделки банка на хранение. Досье – это формируемая по каждому паспорту сделки подборка документов в целях учета валютных операций, валютного контроля.
Для целей валютного контроля экспортируемых (импортируемых) товаров в таможенный орган представляются следующие документы:
– таможенная декларация, в том числе предшествующая таможенная декларация, если в отношении товаров изменяется (завершается) ранее выбранный таможенный режим;
– договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или выписка из договора при условии, что в ней содержатся сведения, необходимые для таможенного оформления;
– паспорт сделки.
Резидент должен представить в банк, оформивший паспорт сделки, подтверждающие документы и информацию, связанные с проведением валютных операций по контракту, на основании которого был оформлен паспорт сделки. Порядок представления таких документов определен Положением Банка России. Срок представления вышеназванных документов и информации определяется совместно резидентом и банком, но не должен, как правило, превышать:
15 календарных дней после
45 календарных дней после
Дальнейшие действия банка связаны с формированием досье по каждому паспорту сделки, которое должно содержать:
– паспорт сделки (переоформленный паспорт сделки);
– обосновывающие документы;
– справку о валютных операциях, в которой содержится информация о паспорте сделки, или копию справки о валютных операциях, если в ней содержится информация о валютных операциях, осуществляемых резидентом по нескольким паспортам сделок;
– справку о расчетах через счета за рубежом;
– справку о поступлении валюты в РФ;
– документы, подтверждающие исполнение обязательств иным способом;
– заявление о закрытии паспорта сделки.
Банк закрывает паспорт сделки, оформленный по контракту, в следующих случаях:
– по письменному заявлению
– по письменному заявлению
Закрытые досье по паспорту сделки хранятся в архиве банка не менее трех лет.
6. Организация работы с наличной иностранной валютой
коммерческого банка.
Обменный пункт банка может
открываться в помещении
Обменный пункт совершает
Банк может совершать все или некоторые из перечисленных валютно-обменных операций.
Банки самостоятельно устанавливают
курсы покупки и продажи валют
для обменных пунктов приказом по
банку или отдельным
При совершении валютно-обменных операций запрещается устанавливать ограничения по номиналу денежных знаков иностранных государств и рублям, годам их эмиссии, суммам обмена.
Основным документом, оформляющим
покупку или продажу
Справка №0406007 действительна в течение трех лет с даты ее выдачи для вывоза из России иностранной валюты или платежных документов в инвалюте физическими лицами (резидентами и нерезидентами) и подлежит сдаче российской пограничной таможне. Права по данной справке не передаются другим лицам.
Заключение
Выполнение всех банковских операций,
связанных с иностранной
Это еще актуальнее предстает на современном рынке России, поскольку глубинная структурная перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.
Становление валютного рынка в России имеет свою специфику, состоящую в сохранении пока еще очень высокой степени его централизации. Это связано с ограниченным объемом валютных ресурсов страны в целом и, в частности, у уполномоченных банков, с недостаточной налаженностью контактов между уполномоченными банками, в связи с тем, что система кредитных отношений в централизованной экономике строилась по вертикальному принципу.
Тем не менее, есть основания полагать, что в перспективе валютный рынок РФ будет развиваться в русле основных закономерностей, проявляющихся в международной практике. Пока же, следует иметь ввиду, что на начальном этапе развития всякий национальный валютный рынок будет регулироваться. Объем валютных операций уполномоченных банков зависит от размера (лимита) средств на их счетах в иностранной валюте. Как свидетельствует зарубежный опыт, существенная децентрализация валютных операций и активов происходит только на определенном этапе развития валютного рынка, который характеризуется значительным ростом объема внешней торговли, упрочнением внешнеторговых позиций фирм и компаний, а также платежеспособности коммерческих банков. Лишь по истечении достаточно продолжительного периода времени отпадает острая необходимость установления лимитов открытой валютной позиции для коммерческих банков и обязательной продажи части валютной выручки для предприятий. Вместе с тем, такое лимитирование до известного момента позволяет Центральному банку эффективно сдерживать проведение спекулятивных операций путем осуществления оперативного контроля за валютными сделками коммерческих банков, а также поддерживать относительную стабильность внутреннего денежного обращения, сдерживать то, что именуется "импортом инфляции".