Валютно-финансовая система. Валютный контроль Испании

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:23, доклад

Описание работы

Для формирования и проведения в жизнь валютной политики в 50-60-х годах, когда со стороны государства осуществлялся жесткий административный контроль над валютно-финансовыми операциями, был создан Институт Иностранной Валюты, который входил в структуру Министерства торговли Испании. Институту были предоставлены широкие полномочия по регулированию ввоза и вывоза валюты, организации валютного рынка, открытию валютных счетов, делегированию прав по осуществлению валютных операций банком. Испанское руководство сознательно не включало этот Институт в состав Министерства финансов, считая, что его функции в большей степени соответствуют целям и задачам, стоящим перед Министерством торговли.

Работа содержит 1 файл

система Испании.docx

— 17.15 Кб (Скачать)

Валютно-финансовая система.

 Валютный контроль  Испании.

 Система валютного контроля Испании формировалась поэтапно, с постепенным переходом от жестко ограничительной (до 1959 г.) к разрешительной (60-70-е гг.), затем к либерально-разрешительной (с середины 70-х годов) и только начиная с 1992 г. к либерализованной. Именно в этом направлении развивалась и законодательная база системы валютного контроля и регулирования Испании:

-Закон об административной  и уголовной ответственности  по валютно-финансовым операциям  от 24 ноября 1938 г. 

-Закон об иностранных  инвестициях в Испании от 31 октября  1974 года и 

-Закон о юридическом  режиме валютного контроля от 10 декабря 1979 года.

- Королевский Декрет №  1861 от 20 декабря 1991 года "О внешнеэкономических  операциях", основной действующий  документ по системе валютного  контроля и расчетам по внешнеэкономическим  операциям.

Для формирования и проведения в жизнь валютной политики в 50-60-х  годах, когда со стороны государства  осуществлялся жесткий административный контроль над валютно-финансовыми  операциями, был создан Институт Иностранной  Валюты, который входил в структуру  Министерства торговли Испании. Институту  были предоставлены широкие полномочия по регулированию ввоза и вывоза валюты, организации валютного рынка, открытию валютных счетов, делегированию  прав по осуществлению валютных операций банком. Испанское руководство сознательно  не включало этот Институт в состав Министерства финансов, считая, что  его функции в большей степени  соответствуют целям и задачам, стоящим перед Министерством  торговли.

Переход в середине 70-х  годов от политики автаркии к новой  экономической политике, в основе которой лежало активное привлечение  иностранного капитала, привел к необходимости  либерализации норм, регулирующих иностранные  капиталовложения, и соответственно, норм валютного регулирования. Был  упразднен Институт Иностранной  Валюты. Его функции перешли к  Центральному (Banco de Espana) Банку Испании. Кроме того, для регулирования внешнеэкономических операций, в рамках Министерства торговли было создано Управление внешнеэкономических операций (в настоящее время Генеральное управление торговой политики и иностранных инвестиций Министерства экономики и финансов).

До середины 80-х годов  основными особенностями системы  валютного контроля явились следующие.

Денежные средства внешнего происхождения аккумулировались:

а) на счетах типа "А". Эти  счета открывались иностранными, юридическими и физическими лицами в испанских банках в национальной валюте - песетах, полученных от конвертации  иностранной валюты, для использования  в Испании, без права обратной конверсии. При открытии такого счета  вкладчики пользовались правом льготного  курса, в компенсацию риска девальвации  песеты и ее не конвертируемости;

 б) на счетах типа "Б", которые образовывались  в испанских песетах как следствие  торговых операций (валютной выручки  экспортеров) с правом их конвертации  и перевода за границу. Песеты, зачисленные на счета типа "Б"  не исключали для вкладчика  риска возможной девальвации  испанской валюты.

Денежные средства внутреннего  происхождения: на счетах иностранных  физических и юридических лиц  во внутренних песетах.

Иностранные юридические  лица, за исключением их представительств в Испании, а также физические лица, не проживающие в Испании, могли  использовать денежные средства на этих счетах во внутренних песетах для  осуществления инвестиций в Испании  с предварительного разрешения Главного Управления внешнеэкономических операций Министерства торговли и туризма.

Этот тип счетов открывался иностранными юридическими и физическими  лицами в испанских банках с разрешения испанской Администрации и использовался  для аккумулирования сумм в песетах, являвшихся результатом финансово-коммерческой деятельности на территории Испании  без права перевода средств за границу.

В 1991 г. был принят Королевский  Декрет № 1816/1991 "О внешнеэкономических  сделках", дополненный затем Декретами  № 42/1993 и № 1638/1996 г., полностью либерализовавший все действия, торговые сделки и операции, которые совершаются между резидентами и не резидентами. Эта либерализация включает также свободное осуществление платежей и поступлений, являющихся результатом торговых сделок. Однако при этом испанское правительство сохраняет за собой право запрещать или лимитировать определенные сделки или платежи с не резидентами, если они серьезным образом затрагивают интересы страны или идут вразрез с решениями международных организаций, участником которых является Испания. Правительство оставляет за собой право принятия превентивных мер, если краткосрочное движение капиталов может нанести вред валютно-финансовому рынку страны.

Сохранен обязательный порядок  уведомления о валютных операциях. При этом вся полнота ответственности  возлагается на испанские физические и юридические лица, имеющие статус резидентов. В уведомлении указываются: предмет операции, назначение и валюта платежа, данные заявителя (личный фискальный номер, паспортные данные, специальный  статус и т.д.). Валютные операции осуществляются специально уполномоченными Банком Испании, коммерческими банками, которые  ежемесячно представляют информацию в  Центральную регистрационную службу Банка Испании для контроля и  составления платежного баланса  страны. В случае осуществления расчетов без участия банковских служб (например, по почте) отправитель валютных средств  обязан в течение 30 дней от дня отправки направить информацию в Банк Испании  непосредственно.

Основой валютного регулирования  в Испании в настоящее время  является строгий контроль за исполнением  отчетности по движению денежных средств как резидентов, так и нерезидентов. В определенной степени это обеспечивается сопряжением форм отчетности в рамках Евростата, что дает возможность дублированного контроля производимых экспортно-импортных операций.

Физические и юридические  лица - нерезиденты могут открывать  банковские счета в Испании на тех же условиях, что и резиденты. Единственным дополнительным условием для открытия счета нерезидентом является наличие аккредитации, которое  должно подтверждаться банку каждые два года.

Резидентам Испании предоставлено  право открывать банковские счета за границей, как в песетах, так и в иностранной валюте, которые могут быть использованы для осуществления внешнеторговых сделок. При этом они обязаны дать информацию об открытии таких счетов в течение 30 дней от дня открытия в Банке Испании. Эти счета могут быть использованы для расчетов с нерезидентами, однако обязательным условием при этом является предоставление информации Банку Испании, если размер расчетной операции превышает 1 млн. песет.

Нерезиденты, открывающие  счета в Испании и осуществляющие вклады наличными как в песетах, так и в иностранной валюте и осуществляющие переводы за границу, обязаны предоставить информацию о происхождении этих денег.

В Испании строго регламентирован  вывоз и ввоз наличных средств (банкнот, монет, чеков). Так, если сумма превышает 1 млн. песет (около 7 тыс. долл.), она подлежит обязательному декларированию перед  таможенными органами, в противном  случае эти денежные средства могут  быть реквизированы таможней. Эта  норма распространяется также на нерезидентов при ввозе валютных средств.

При вывозе денежных средств в сумме свыше 5 млн. песет (около 35 тыс. долл.), необходимо получить разрешение от Генеральной дирекции торговой политики и иностранных инвестиций Министерства экономики и финансов (Декрет № 1638/1996).

Нормативным актом1/1994, изданным Банком Испании 25 февраля 1994 г., регулируется купля-продажа иностранной и национальной валюты при совершении торговых операций, оформленных чеками, платежными поручениями или другими финансовыми документами.

Если сумма не превышает 500 тыс. песет, банковская операция по купле-продаже  валюты осуществляется без каких-либо условий.

 При превышении этой  суммы резидент обязан письменно  декларировать перед банком содержание  торговой сделки.

 Если сумма купли-продажи  валюты превышает 1 млн. песет,  нерезидент обязан иметь аккредитацию, при отсутствии которой банк  не имеет права совершать валютную  операцию.

 Движение капиталов - предмет отдельного законодательного регулирования, сохраняющего и в настоящее время ограничительные рамки как по секторам экономики (так, иностранные инвестиции в игорный бизнес, воздушный транспорт, телевидение, радиовещание, и отрасли оборонной промышленности допускаются только по специальному разрешению Совета Министров Испании), так и по объему, субъектам и распределению капитала создаваемых с иностранным участием фирм.

 

Законодательством Испании, в частности, предусматривается  осуществление административными  органами контроля за прямыми иностранными инвестициями, когда иностранное участие превышает 50 % капитала испанской фирмы при условии, что объем инвестиций превышает 500 млн. песет (3,6 млн. долл.), осуществляемых в соответствующую компанию в срок 6 месяцев начиная с даты оформления инвестиционной операции.

Органами, уполномоченными  осуществлять валютный контроль, являются Центральный Банк Испании и Главное  управление казначейства и финансовой политики Министерства экономики и  финансов.

Компании, организации и  отдельные лица, ответственные за нарушение валютного законодательства, могут привлекаться к административной или судебной ответственности. Ходатайство  по данным нарушениям возбуждается Генеральной  дирекцией торговой политики и иностранных  инвестиций Министерства экономики  и финансов или налоговыми инспекционными органами Испании.


Информация о работе Валютно-финансовая система. Валютный контроль Испании