Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа
Целями курсовой работы являются определение понятия валютного регулирования, выявление инструментов, при помощи которых оно осуществляется, а также описание особенностей валютного регулирования в Республики Беларусь.
Ведение……………………………………………………………………………4
1 Теоретические основы валютного регулирования ……………………...........5
1.1 Валютное регулирование, его особенности…………………………………5
1.2 Методы и инструменты валютного регулирования……………...................8
1.3 Мировой опыт валютного регулирования …………………………………13
2 Особенности валютного регулирования в РБ …………………...................17
2.1 Методы валютного регулирования характерные для РБ………................17
2.2 Регулирование межбанковского валютного рынка.....................................22
3 Направления совершенствования валютного регулирования…..................26
3.1 Необходимость валютного регулирования в условиях экономического кри-зиса……………………………………………………………………………….26
3.2 Перспективные направления валютного регулирования в РБ…...............28
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованных источни-ков……………………………………..........33
Приложение А. Средние процентные ставки и объем торгов на рынке меж-банковских кредитов в национальной валюте в среднем по Республике Бела-русь за 9.04.2010…………………………………………………………………………..34
Приложение Б. Средние процентные ставки и объем торгов на рынке меж-банковских кредитов в СКВ в среднем по Республике Беларусь за 09.04.2010...35
Приложение В. Динамика средней объявленной ставки рефинансирования
Национального банка Республики Беларусь…………………………………….36
Приложение Г. Международные резервные активы Республики Беларусь
в соответствии с методологией МВФ……………………………………………37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра денежного обращения, кредита и фондового рынка
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Деньги, кредит, банки
на тему: Валютное регулировании, его методы и особенности в
Студент М.А.Ханько
ФФБД, 3-курс, ДФ3-2 .……………………
Руководитель Е.С.Рыбалтовская
…………………….
МИНСК 2010
Курсовая работа: 37 с., 5 рис., 2 табл., 22 источников, 4 прил.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ВАЛЮТА, МЕЖБАНКОВСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК.
Объект исследования – валютное регулирование как система, особенности валютного регулирования в Республике Беларусь и мировой опыт.
Предмет исследования – методы и инструменты валютного регулирования и их особенности в Республике Беларусь.
Цель работы: определение теоретических основ, проблем и перспектив развития валютного регулирования в современных условиях Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, обобщение, наблюдение, сравнение, сочетание логического и исторического.
Исследования и разработки: раскрыта сущность валютного регулирования, проведена классификация его методов и инструментов, охарактеризованы его особенности в Республике Беларусь, определены перспективы его развития в современных условиях.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения к концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
________________
(подпись студента)
Ведение……………………………………………………………
1 Теоретические основы валютного регулирования ……………………...........5
1.1 Валютное регулирование, его особенности…………………………………5
1.2 Методы и инструменты валютного регулирования……………............
1.3 Мировой опыт валютного регулирования …………………………………13
2 Особенности валютного регулирования в РБ …………………...................17
2.1 Методы валютного регулирования характерные для РБ………................17
2.2 Регулирование межбанковского валютного рынка.........................
3 Направления совершенствования валютного регулирования…................
3.1 Необходимость валютного регулирования в условиях экономического кризиса……………………………………………………………
3.2 Перспективные направления валютного регулирования в РБ…...............28
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………......
Приложение А. Средние процентные ставки и объем торгов на рынке межбанковских кредитов в национальной валюте в среднем по Республике Беларусь за 9.04.2010………………………………………………………
Приложение Б. Средние процентные ставки и объем торгов на рынке межбанковских кредитов в СКВ в среднем по Республике Беларусь за 09.04.2010...35
Приложение В. Динамика средней объявленной ставки рефинансирования
Национального банка Республики Беларусь…………………………………….36
Приложение Г. Международные резервные активы Республики Беларусь
в соответствии с методологией МВФ……………………………………………37
Тема валютного регулирования для Республики Беларусь является актуальной. Об этом свидетельствует принятие Палатой Представителей 25.06.03 Закона РБ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Целями курсовой работы являются определение понятия валютного регулирования, выявление инструментов, при помощи которых оно осуществляется, а также описание особенностей валютного регулирования в Республики Беларусь.
По мнению специалистов в области валютного регулирования, в странах с устойчивой рыночной экономикой само понятие валютного регулирования и валютного контроля либо отсутствуют вообще, либо эпизодически вводятся в качестве ответной реакции на неблагоприятные экономические изменения внутри страны или на международных рынках. Страны, которые стремятся к рыночной экономике, принимают меры, направленные на постепенную либерализацию в области валютного регулирования. Это связано с тем, что с ослаблением государственного вмешательства в сферу валютного регулирования рынок будет функционировать самостоятельно. Но необходимо учитывать, что либерализация должна происходить плавно и постепенно.
Существует и другая точка зрения. С другой стороны, каждое государство стремится самостоятельно регулировать сферу денежного, а в том числе и валютного, обращения, так как это в значительной степени обуславливает суверенитет государства. Республика Беларусь не исключение. В нашей стране валютное регулирование осуществляется посредством законов, указов, декретов, постановлений, положений, правил, приказов, писем, инструкций, методических указаний, норм, нормативов и т.п. Законодательная база в области валютного регулирования изменяется и совершенствуется.
Валютное регулирование в Беларуси включает порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов, валютный контроль. Основными органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Национальный банк и Совет Министров.
Десятилетие реализации самостоятельной валютной политики в Республике Беларусь свидетельствует о разнонаправленности и постоянном поиске оптимального механизма валютного регулирования. Ежегодно монетарные власти осуществляли попытки совершенствования валютного законодательства, проследить за которыми до сих пор является проблематичным. Однако, несмотря на импульсивную динамику в использовании различных подходов в тактике валютного регулирования, общеэкономическая стратегия государства остается верна себе.
В основе своей курсовая работа имеет Закон « О валютном регулировании», труды Кравцовой, Симонова, Красавина, Колесникова, Курадовца, такие периодические издания как «валютное регулирование и ВЭД», «Банковский вестник», а также официальные сайты Национального Банка Республики Беларусь и различных Министерств.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Валютное регулирование, его особенности
Для того чтобы начать рассматривать валютное регулирование нужно сначала определить что же такое валютная политика.
Валютная политика- система стратегических направлений государственного регулирования в области международных финансово-кредитных отношений, целью которого является осуществление принятых правительством политических и экономических программных установок.
Она может рассматриваться на трех уровнях:
1) уровень предприятия, корпорации, банка, которые принимают активное участие в валютных отношениях, формируют свою политику
2) уровень национального государства, валютная политика разрабатывается Правительством и Центробанком
3) Межгосударственный уровень, формирование валютной политики государств происходит на основе межгосударственных соглашений в валютной сфере (Европейский союз).
Валютная политика страны является частью макроэкономической политики государства, поэтому ее цель является производной от цели макроэкономической политики.( ист. 1, стр.76)
Целью макроэкономической политики должны быть экономический рост и высокие жизненные стандарты, макроэкономическое регулирование должно обеспечивать достижение поставленных целей. Однако у валютной политики есть свои специфические задачи. Важнейшей из них является обеспечение внешнего баланса при не нарушении внутреннего баланса страны.
Валютную политику можно разделить на долгосрочную и текущую. Долгосрочная связана с проведением долгосрочных мероприятий в сфере международных валютных и других экономических отношений. Текущая представляет собой совокупность краткосрочных мероприятий, направленных на повседневное оперативное управление валютными отношениями.
Валютная политика реализуется посредством механизма валютного регулирования. Теперь мы можем непосредственно перейти к определению что же оно значит.
Валютное регулирование-деятельность государственных органов власти, которая реализуется посредством законодательных, административных, экономических и организационных мер, направленных на регулирование валютного курса, платежного баланса и других внешнеэкономических параметров в соответствии с задачами текущей и долгосрочной валютной политики страны.
Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на:
- создание и обеспечение функционирования государственных органов валютного регулирования и валютного контроля;
- установление и реализацию определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке;
- установление порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;
- обеспечение и защиту имущественных прав на валютные ценности;
- регламентацию международных расчетов;
- поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;
- обеспечение желательного (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.
Различают такие понятия как методы и инструменты валютного регулирования. Метод- сложившийся и четко определенный алгоритм воздействия на окружающую действительность, а инструмент- орудие, механизм, посредством которого осуществляется данное воздействие.
Валютное регулирование – неотъемлемая часть экономической политики стран с неконвертируемой и частично конвертируемой валютой. Конечная его цель состоит в достижении полной конвертируемости национальной валюты. Переход к конвертируемости предполагает длительный процесс доведения базовых характеристик экономики, по крайней мере, до среднеевропейского уровня. Достижение определенного уровня конвертируемости отнюдь не означает приобретения этого качества навечно, а лишь формирует требования к экономической эффективности и динамике развития. В конечном счете конвертируемость национальной валюты и ее обменный курс только отражают уровень развития и стабильность национальной экономики. В случае несоответствия уровня развития экономики и степени конвертируемости неизбежны негативные последствия в виде финансовых кризисов, девальваций и программ стабилизации. Последнее утверждение относится и к наиболее развитым и мощным экономикам.
Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. (ист. 8)
Государственное валютное регулирование может осуществляться в двух формах:
-прямое (административное), реализуемое путем разработки соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения участниками валютного рынка;
- косвенное (экономическое), осуществляемое путем использования экономических стимулов и методов воздействия на поведение участников валютного рынка.
Рыночная и государственная формы валютного регулирования взаимно дополняют друг друга, так как если рыночное регулирование определяет конкурентные границы параметров валютного рынка, то государственное предполагает нивелирование возможных последствий рынка. И, кроме того, система государственного регулирования направлена на создание и поддержание относительных конкурентных преимуществ страны в международных отношениях. Границы между этими двумя формами валютного регулирования гибкие и зависят от конкретной экономической ситуации в данной стране. Так, во время нарастания кризисных явлений степень государственного регулирования возрастает, и наоборот, в условиях относительно стабильного развития возможна либерализация деятельности субъектов валютного рынка, т.е. снижение уровня государственного регулирования внешнеэкономического сектора.( ист.6 стр.186)
Валютное регулирование является самостоятельным методом государственного регулирования экономики наряду с денежно-кредитным, налогово-бюджетным и внешнеторговым регулированием. Валютное регулирование, с одной стороны, находится в зависимости от денежно-кредитного регулирования, так как валюта- это деньги, используемые в международных экономических отношениях. С другой стороны, валютное регулирование оказывает прямое воздействие на внешнюю торговлю, а внешнеторговое регулирование влияет на валютные отношения.
К принципам государственного валютного регулирования можно отнести:
-приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
-исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
-единство внешней и внутренней валютной политики
-единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
-обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
-централизованное управление системой денежно-кредитного и валютного регулирования
-контроль за девальвационными ожиданиями экономических агентов (ожиданиями в отношении будущего падения курсовой стоимости национальных денег)
Объектом регулирования являются порядок и условия проведения:
- операций в валютах;
- операций и сделок с другими валютными ценностями;
- торговых и других экономических отношений с нерезидентами.
Субъектами, подвергающимися регулированию, являются:
- резиденты (юридические и/или физические лица);
- нерезиденты (юридические и/ или физические лица);
- эмиссионные (центральные) банки;
- правительства (исполнительные органы) - по вопросам возможности и объемам кредитования иностранными государствами или Центральным банком;
- девизные (уполномоченные) банки;
- экспортеры и импортеры;
- инвесторы (резиденты и/ или нерезиденты).
Процесс валютного регулирования можно представить в виде последовательности ряда этапов:
Таблица 1.1- процесс валютного регулирования
Примечание:- Источник 1 стр.83
Таким образом, валютное регулирование-деятельность государственных органов власти, которая реализуется посредством законодательных, административных, экономических и организационных мер, направленных на регулирование валютного курса, платежного баланса и других внешнеэкономических параметров в соответствии с задачами текущей и долгосрочной валютной политики страны. Различают такие понятия как методы и инструменты валютного регулирования. Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса.
2.1 Методы и инструменты валютного регулирования
Для реализации валютного регулирования Центробанк может использовать широкий круг как специальных методов и инструментов, так и ряд общих методов денежно кредитного регулирования. Среди методов выделяют такие :
1) маневрирование процентными ставками
2) продажа и покупка золота с целью воздействия на конъюктуру рынка золота
3) изменение режима обратимости валют
4) диверсификация валютных резервов
5) регулирование платежного баланса
6) девальвация
7) ревальвация
Эти методы более подробно мы рассмотрим в главе второй на основе Беларуси, а сейчас выделим и охарактеризуем инструменты валютного регулирования, т.к. они являются его неотъемлимой частью.
Таблица 2.1-инструменты валютного регулирования
Примечание:- Источник 1.стр.84
Инструменты валютного регулирования - это те рычаги, посредством которых государство регулирует валютные отношения. Их можно разделить на две большие группы: административные инструменты и рыночные инструменты.
К административным относят валютные ограничения и обязательную продажу части валютной выручки.
Сущность обязательной продажи части валютной выручки заключается в следующем: Центробанк изменяет процент продажи валютной выручки экспортерами. Доля продажи валютной выручки экспортерами- один из важнейших параметров, который можно использовать для регулирования валютного рынка и проведения политики курсообразования. Чем выше доля обязательной продажи валютной выручки, тем выше предложение иностранной валюты на валютном рынке. На валютном рынке в этих условиях возможны следующие ситуации:
1)спрос на иностранную валюту уравновешивается предложением, т.е. потоки импорта равны потоками экспорта, а валютный курс будет стабильным при невмешательстве Центробанка
2)спрос на иностранную валюту, несмотря на введенный процент обязательной продажи валютной выручки, все-таки превышает предложение валюты. В этих условиях возможны следующие варианты при режиме регулируемого плавания валют: а) произойдет обесценение национальной валюты;
б) Центробанк осуществляет интервенции иностранной валюты из своих золотовалютных резервов и удерживает курс национальной валюты.
3) предложение иностранной валюты превысит спрос на нее. В этих условиях Центробанк осуществляет интервенции национальной валюты, увеличивая тем самым денежную массу в стране.
Изменяя процент обязательной продажи валютной выручки экспортерами, Центробанк может регулировать курс национальной валюты, объем своих золотовалютных резервов, денежную массу и уровень инфляции в стране.
Валютные ограничения - система государственных мероприятий, направленная на ограничение операций с иностранной валютой, золотом и др. валютными ценностями. Устанавливаются законодательным путем или в административном порядке; составная часть валютной политики государства. Валютные ограничения предусматривают: запрещение купли-продажи иностранной валюты; сдачу ее государственным органам по официальному курсу; регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала; репатриацию прибылей. При валютных ограничениях валютные операции сосредоточиваются в центральных или специально уполномоченных банках. Валютные ограничения применяются как крайнее средство против стойкого дисбаланса расчетов с заграницей и для поддержания валютного курса, а также с целью изыскания средств для выплаты внешней задолженности.
К другой группе относятся рыночные инструменты валютного регулирования. К ним относят инструменты прямого и косвенного регулирования.
Инструменты прямого регулирования оказывают непосредственное, прямое влияние на величину курса национальной валюты. К ним относят валютные интервенции и дисконтную политику.
Валютные интервенции - действия Центробанка, направленные на покупку или продажу иностранной валюты на национальную. Промежуточной целью валютной интервенции является, как правило, поддерживание курса национальной валюты. Валютные интервенции могут быть связаны также с необходимостью сглаживания краткосрочных валютных колебаний, а также выплат по внешним долгам. Валютные интервенции не только оказывают прямое влияние на курс национальной валюты, они также непосредственно приводят к увеличению или уменьшению денежной массы страны. Когда Центробанк покупает иностранную валюту, происходит увеличение денежной массы страны на сумму купленной иностранной валюты, умноженную на величину курса валют. Если же Центробанк продает иностранную валюту, происходит уменьшение денежной массы страны на сумму проданной инвалюты, умноженную на величину курса валют. Иногда Центробанки проводят равные по размеру, но противоположные по направленности сделки с иностранными и внутренними активами, с тем чтобы свести к нулю влияние своих сделок с валютой на национальное предложение денег. Такое поведение Центробанков получило название «стерилизации». Сейчас мы рассмотрим пример «стерилизации», проводимый Центробанками.
Предположим, что Центробанк РБ предпринимает продажу иностранной валюты на валютном рынке, преследуя промежуточную цель не допустить снижения курса национальной валюты и обеспечить его стабильность. Если данная операция не будет «стерилизована», то произойдет уменьшение денежной массы страны, что будет сказываться на повышении обменного курса иностранной валюты.
Центробанк может осуществлять «стерилизацию», например, покупая ценный бумаги на фондовом рынке. В этом случае произойдет увеличение денежной массы. В конечном итоге « стерилизация» позволяет нейтрализовать негативное уменьшение денежной массы, предотвратить инфляцию. «Нестерилизованные» интервенции не предполагают подобных компенсирующих мер.
Важным инструментом прямого валютного регулирования является дисконтная политика. Дисконтная политика проводится Центральным банком посредством установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений).
Регулируя уровень ставок по рефинансированию и редисконтированию, Центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять масштабы операций с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем Центрального банка. ( ист. 9)
Теперь перейдем к инструментам косвенного регулирования.
К основным денежно-кредитным инструментам, косвенно оказывающим воздействие на валютные отношения, относят:
1) изменение норматива обязательных резервов
2) операции Центробанка на открытом рынке
Нормативы обязательных резервов показывают, какой процент коммерческие банки должны держать в качестве банковского депозита в Центробанке. Это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки не имеют право использовать для своих операций. Через регулирование норматива обязательных резервов осуществляется контроль за совокупной денежной массой в стране. Увеличение резервной нормы увеличивает количество необходимых резервов, которые должны держать коммерческие банки. Таким образом, возможности коммерческих банков кредитовать экономику уменьшаются, снижается предложение денег. Коммерческие банки фактически должны учитывать тот факт, что часть средств вкладчиков не может быть предоставлена кредиторам, и банку она не будет приносить доход. Эти изменения могут повлиять и на величину банковских процентов как по вкладам, так и по кредитам. Таким образом, увеличение (уменьшение) резервной нормы приведет к уменьшению (увеличению) совокупной денежной массы в стране, что может отражаться на уровне инфляции и курсе национальной валюты.
Кроме изменения резервной нормы Центробанк может использовать операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке- купля-продажа Центробанком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Покупателями ценных бумаг могут выступать ф/л и ю/л.
В случае продажи государственных ценных бумаг Центробанком происходит:
1) увеличение денежного предложения
2)падение спроса на государственные ценные бумаги
3)снижение цен на государственные ценные бумаги
4)возрастание процентных ставок по ценным бумагам государства
При покупке наблюдается обратный процесс. Операции на открытом рынке приводят к изменению денежного предложения и процентных ставок, а значит, оказывают влияние на курс национальной валюты.( ист. 1 стр.92)
К основным налогово-бюджетным инструментам относят государственные расходы и налоги.
Государственные расходы осуществляются в двух формах. Первая - государственные закупки, т.е. трата денег на товары и услуги: приобретение военной техники, строительство дорог, выплата жалованья работникам судебных органов и т.д. Вторая – государственные трансфертные платежи, повышающие доходы определенных слоев населения, например, лиц пожилого возраста и безработных.
Налогообложение воздействует на ситуацию в экономике двумя способами. Во-первых, уменьшая располагаемый или расходуемый доход домашних хозяйств, налоги сокращают сумму денег, которую люди тратят на приобретение товаров и услуг. Тем самым уменьшается совокупный спрос на блага, что, в конечном счете, приводит к снижению ВВП. Во-вторых, налоги воздействуют на цены благ и факторов производства и поэтому влияют на стимулы и поведение хозяйствующих субъектов. Например, чем больше налоги на прибыль, тем больше фирм теряет стимулы к инвестированию в новые капитальные блага.
Влияние инструментов налогово-бюджетного регулирования на уровень инфляции, денежную массу и ставку процента очевиден, а значит, велико косвенное влияние данных инструментов на курс национальной валюты.
К инструментам внешнеторгового регулирования принято относить:
1)Экономические инструменты:
- импортные тарифы (пошлины)
- импортные квоты
- экспортные субсидии
2)Административные инструменты
Отличительная черта тарифов, квот и субсидий- это возникновение разницы между мировыми и внутренними ценами. Прямой эффект от тарифа состоит в удорожании импортных товаров по сравнению с их стоимостью за границей. Наиболее распространенной формой импортных тарифов являются таможенные пошлины. Таможенная пошлина- налог, которым облагается импортируемый товар.
Импортная квота- прямое ограничение количества какого-либо товара, которое может быть импортировано. Такое ограничение обычно подкрепляется выдачей лицензий какой-либо группе людей или некоторому количеству фирм. Импортная квота всегда поднимает внутреннюю цену на импортируемый товар.
Экспортная субсидия- доплата местным производителям за выпуск экспортных товаров. В результате чего повышается цена этих продуктов внутри страны и возникает стимул для их производства.
Наряду с экономическими инструментами могут быть использованы и административные инструменты. Например, можно повернуть нормальные процедуры проверки безопасности, санитарного состояния и таможенной очистки таким образом, что они становятся препятствием для торговли.
При увеличении импортных тарифов, квот и экспортных субсидий при прочих равных условиях курс национальной валюты должен увеличиваться. И, наоборот, при снижении импортных тарифов, квот и экспортных субсидий при прочих равных условиях курс национальной валюты должен снижаться.
Таким образом, выделяют большое количество методов и инструментов валютного регулирования, которые по-своему влияют на формирование валютного курса.
1.2 Мировой опыт валютного регулирования
Мировой опыт валютного регулирования базируется на теориях, которые были разработаны западными экономистами, а именно:
1) теория покупательной способности
2) теория регулируемой валюты
3) теория ключевых валют
4) теория фиксированных паритетов и курсов
5) теория плавающих валютных курсов
6) нормативная теория валютного курса
Теория паритета покупательной способности. Эта теория базируется на номиналистической и количественной теориях денег. Ее истоки берут начало от воззрений английских экономистов Д.Юма и Д.Рикардо. Риккардо утверждал, что низкая стоимость фунта стерлингов привела к дефициту торгового баланса. С его точки зрения, обесценение денег- «следствие их избытка», а соотношение покупательной способности валют определяется количеством денег в обращении соответствующих стран. На этом постулате базируются все варианты, в том числе современные, теории паритета покупательной способности. Основные положения этой теории состоят в утверждении, что валютный курс определяется относительной стоимостью денег двух стран, которая зависит от уровня цен, а последний - от количества денег в обращении. Данная теория направлена на поиск «курса равновесия», который поддержал бы уравновешенность платежного баланса. Этим определяется ее связь с концепцией автоматического саморегулирования платежного баланса. Теория паритета покупательной способности, признавая реальную бузу курса валют – покупательную способность, отрицает его стоимостную основу, преувеличивает роль стихийных рыночных факторов и недооценивает государственные методы регулирования курсовых соотношений и платежного баланса. Отсутствие целостности этой теории способствует периодическому ее возрождению. Она стала составным элементом монетаризма, сторонники которого преувеличивают роль изменений денежной массы в развитии экономики и инфляции, а также роль рыночного регулирования и отрицают государственное регулирование. ( ист.10 стр.54)
Теория регулируемой валюты. Кейнсианская теория регулируемой валюты возникла под влиянием мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда обнаружилась несостоятельность идей неоклассической школы, выступавшей за свободную конкуренцию и невмешательство государства в экономику. В противовес теории валютного курса, допускавшей возможность автоматического его выравнивания, на базе кейнсианства была разработана теория регулируемой валюты, которая представлена двумя направлениями. Первое направление- теория подвижных паритетов или маневрируемого стандарта- разработано И.Фишером и Дж.М.Кейнсом. Фишер предлагал стабилизировать покупательную способность денег путем маневрирования золотым паритетом денежной единицы. Второе направление- теория курсов равновесия, или нейтральных курсов, подменяет паритет покупательной способности понятием «равновесия курса». По мнению западных экономистов, нейтральным является валютный курс, соответствующий состоянию равновесия национальной экономики. На этой основе появились новые теории:
- рациональных ожиданий операторов валютного рынка, которая анализирует влияние их поведения (купля или продажа определенной валюты) на курсовые соотношения
- чрезмерно повышенной реакции валютного курса на экономические события
- концепция портфельного баланса, которая учитывает влияние усиливающегося ныне международного движения капиталов, в частности в форме «портфеля» ценных бумаг, на валютный курс.
Теория ключевых валют. Исторической почвой возникновения этой теории явилось изменение соотношения сил в мире в пользу США на базе усиления неравномерности развития стран. В итоге второй мировой войны США заняли господствующее положение в мировом производстве, международной торговле, накопили огромные золотые запасы. Сущность данной теории заключается в стремлении доказать: 1) необходимость и неизбежность деления валют на ключевые ( доллар и фунт стерлингов), твердые ( валюты остальных стран «группы десяти») и мягкие валюты, не играющие активной роли в международных экономических отношениях. 2) лидирующую роль доллара в противовес золоту ( по их оценке, доллар «не хуже, а лучше золота»), 3) необходимость ориентации валютной политики всех стран на доллар и поддержки его как резервной валюты, даже если это противоречит их национальным интересам. Она явилась обоснованием принципов Бреттон-Вудской системы, которая базировалась на золоте и двух резервных валютах, обязывала страны- члены МВФ проводить валютную интервенцию в целях поддержки доллара, освободив США от этой заботы. ( ист.10 стр.58)
Теория фиксированных паритетов и курсов. Сторонники этой теории рекомендовали режим фиксированных паритетов, допуская их изменение лишь при фундаментальном неравновесии платежного баланса. Опираясь на экономико-математические модели, они пришли к выводу, что изменения валютного курса- неэффективное средство регулирования платежного баланса в связи с недостаточной реакцией внешней торговли на колебания цен на мировых рынках в зависимости от курсовых соотношений.
Теория плавающих валютных курсов. Сущность данной теории состоит в обосновании следующих преимуществ режима плавающих валютных курсов по сравнению с фиксированными:
1) автоматическое выравнивание платежного баланса
2) свободный выбор методов национальной экономической политики без внешнего давления
3) сдерживание валютной спекуляции, так как при плавающих валютных курсах она приобретает характер игры с нулевым результатом: одни теряют то, что выигрывают другие
4) стимулирование мировой торговли
5) валютный рынок лучше, чем государство, определяет курсовое соотношение валют
Нормативная теория валютного курса. Эта теория рассматривает валютный курс как дополнительный инструмент регулирования экономики, рекомендуя режим гибкого курса, контролируемого государством. Данная теория называется нормативной, так как ее авторы считают, что валютный курс должен основываться на паритетах и соглашениях, установленных международными органами.
Таким образом, выделяют шесть теорий, на которых базируется мировой опыт валютного регулирования: теория покупательной способности, теория покупательной способности, теория регулируемой валюты, теория ключевых валют, теория фиксированных паритетов и курсов, теория плавающих валютных курсов, нормативная теория валютного курса.
2 ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Методы валютного регулирования характерные для Республики Беларусь
В Республике Беларусь основой валютного регулирования является Закон «О валютном регулировании и контроле». Согласно ему под валютным регулированием понимают юридическое определение со стороны органов валютного регулирования порядка обращения (в т.ч. владения, пользования, распоряжения) валютных ценностей. Под валютными ценностями понимают иностранную валюту, ценные бумаги в иностранной валюте, национальную валюту в сделках между резидентами и нерезидентами, а также ценные бумаги в национальной валюте при совершении сделок между резидентами и нерезидентами и т.д. ( ист.7 )
Целями валютного регулирования и контроля в РБ являются обеспечение стабильности платежного баланса и национальной валюты, экономической безопасности РБ, поддержание устойчивого экономического роста и дальнейшее развитие международного сотрудничества.
В РБ выделяют такие основные методы валютного регулирования, как:
1) изменение процентных ставок ( ставки рефинансирования). В условиях платежного пассивного платежного баланса НБРБ может повышать ставку рефинансирования и тем самым стимулировать приток капитала из тех стран, где она ниже. Приток капитала улучшает состояние платежного баланса, создает дополнительный спрос на национальную валюту и тем самым способствует повышению ее курсовой стоимости. В приложении 2 показана динамика изменения ставки рефинансирования в период с 2006 по февраль 2010 года. Покажем ее динамику за 2009 год на графике:
Рисунок 2.1 Динамика ставки рефинансирования в РБ за 2009 год
Примечание:- Источник: собственная разработка на основе данных Приложения В.
Мы видим что на протяжении всего года ставка имела практически полную стабильность(13-14%), что говорит о стабильной направленности государства по регулированию курса национальной валюты и платежного баланса. А в 2010 она даже немного уменьшилась до показателя 13,29%.
2) валютные интервенции. Они в последнее время стали очень популярны в РБ, т.к. на валютном рынке НБРБ может влиять на курс валюты. Если например на иностранную валюту очень большой спрос, то НБРБ продает иностранную валюту для того чтобы еще более не ухудшить положение белорусского рубля, и наоборот. В основном Нацбанк использует для этого золотовалютные резервы, которые к 1.04.2010 составили 6073,9 млн. $. ( ист. Прилож.3)
Рисунок 2.2- золотовалютные резервы НБРБ
Примечание:- Источник: собственная разработка на основе данных Приложения Г.
Из графика, что в основном золотовалютные резервы растут, однако я хочу заметить, что они растут за счет международных займов, предоставляемых МФВ, МБРР, а также Россией, Китаем и другими нашими партнерами. Очень большая их часть тратится в целях поддержания стабильности валютного курса.
3) девальвация и ревальвация. Девальвация- снижение официальной курсовой стоимости национальной валюты. Она в определенной степени способствует повышению конкурентоспособности экспорта и улучшает состояние платежного баланса. Однако она также может привести и к негативным влияниям, таким как рост инфляционных ожиданий и соответственно цен на внутреннем рынке. В январе 2009 года на основании предложений МФВ в РБ была проведена разовая девальвация белорусского рубля относительно доллара США (на 20,5%), евро (на 20,3%) и российского рубля (на 17,3%). В итоге она возымела не тот характер, на который рассчитывал НБРБ. Началась боязнь новой девальвации и инфляции. К тому же она сказалась на росте цен на импортируемые товары и на отечественные товары, которые имели зарубежные комплектующие. За весь 2009 год позиции белорусского рубля еще более ослабевали. Сейчас посмотрим на графиках динамику курса за 2009 год:
а)по отношению к русскому рублю:
Рисунок 2.3- изменения BYR к RUB за 2009
Примечание:- Источник: собственная разработка на основе данных источника 20.
б) по отношению к доллару США:
Рисунок 2.4- изменения BYR к доллару США за 2009
Примечание:- Источник: собственная разработка на основе источника 20.
в) по отношению к евро:
Рисунок 2.5- изменения BYR к EURO за 2009
Примечание:- Источник: собственная разработка на основе данных источника 20.
Из графиков мы видим, что курс белорусского рубля по отношению к основным валютам падает.
Ревальвация-рост официальной курсовой стоимости национальной валюты. Она оказывает влияние противоположное девальвации. Оно дестимулирует экспорт и может ухудшить состояние платежного баланса, но дает прямые выгоды импортерам и кредиторам.
А теперь рассмотрим современные особенности валютного регулирования в Республике Беларусь.
Расчеты между резидентами на территории Республики Беларусь в белорусских рублях производятся без ограничений, причем между юридическими лицами, как правило, в безналичном порядке. Использование иностранных валют и выраженных в них платежных документов для расчетов между юридическими лицами-резидентами на территории Республики Беларусь запрещается, за исключением законодательно закрепленных случаев, среди которых можно выделить следующие:
· при расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и/или экспедиторскими организациями по доставке грузов иностранному покупателю;
· расчеты импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в отечественные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей;
· при расчетах за транзитные экспортно-импортные перевозки грузов;
· расчеты, связанные с получением коммерческого или банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении операций по покупке/продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Все расчеты между резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенного между ними договора в тех валютах, которые указаны в контрактах, заключенных с иностранными контрагентами.
Юридические лица резиденты имеют право покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке в порядке и на цели, определяемые Национальным банком Республики Беларусь. Покупка-продажа иностранной валюты осуществляется только через уполномоченные банки – это банки, которые получили лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций. Указанные банки осуществляют сделки по поручению своей клиентуры на покупку-продажу иностранной валюты, либо через межбанковскую валютно-фондовую биржу, либо непосредственно между собой. Покупка-продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, запрещена.
Иностранная валюта может быть приобретена субъектами хозяйствования на валютном рынке Республики Беларусь для расчетов по различным операциям. Например, для:
· покупки у нерезидентов товаров и услуг, прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предусматривают привлечение или предоставление заемных средств в иностранной валюте;
· осуществления текущих платежей по выплате процентов и основного долга по привлеченным заемным средствам;
· выплаты командировочных расходов;
· оплаты расходов на обучение специалистов за рубежом и т.п.
За нарушение норм валютного законодательства к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь применяются экономические санкции. Так за:
· несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций – в размере до 2 процентов не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг);
· превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств) – в размере разницы между ними;
· экспорт товаров (работ, услуг), оплаченных белорусскими рублями за нерезидента, – в размере до 100 процентов суммы этих средств;
· несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет – в размере суммы средств, не полученных на свой счет;
· представление недостоверных сведений при оформлении лицензии либо других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации либо внесение изменений и (или) дополнений в договор в ходе его исполнения без отражения в установленные сроки этих изменений в паспорте сделки – в размере до 20 процентов контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров;
· нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций: отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации, оформляемых в установленных законодательством случаях, – в размере до 100 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
· непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации – в размере до 10 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров;
· нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, – в размере до 100 процентов суммы средств, использованных не по целевому назначению;
· нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет, в том числе на оплату расходов по командировкам за пределы Республики Беларусь, – до 10-кратной суммы этих средств. ( ист. 11.)
Таким образом, В Республике Беларусь основой валютного регулирования является Закон «О валютном регулировании и контроле». Согласно ему под валютным регулированием понимают юридическое определение со стороны органов валютного регулирования порядка обращения (в т.ч. владения, пользования, распоряжения) валютных ценностей. В РБ особое место имеют такие методы валютного регулирования, как изменение ставки рефинансирования, валютные интервенции, девальвация и ревальвация.
2.2 Регулирование межбанковского валютного рынка
Валютный рынок представляет собой организационную форму купли-продажи иностранной валюты, а также платежных документов и ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте.
Основными профессиональными участниками валютных рынков являются банки, имеющие лицензию на проведение валютных операций (так называемые уполномоченные, валютные или девизные банки). Как правило, это транснациональные и международные банки, имеющие сеть отделений и филиалов за рубежом, а также крупные национальные коммерческие банки. Помимо них, участниками валютных рынков выступают центральные банки, брокерские фирмы, валютные биржи, крупнейшие торгово-промышленные корпорации, международные и особенно транснациональные, роль которых на валютных рынках увеличивается в связи с расширением масштабов их функционирования.
Брокерские фирмы выступают в роли профессиональных посредников как на межбанковском валютном рынке, так и при проведении валютных операций фирм и физических лиц и взимают за свои услуги определенную комиссию. Брокерский валютный рынок по своим масштабам весьма значителен, в частности, на нем совершается до половины всех межбанковских валютных сделок. Некоторые брокерские фирмы представляют собой крупные компании, осуществляющие всевозможные кредитно-финансовые операции в целях диверсификации своего капитала.
Валютная биржа является институтом валютного рынка, который организует регулярные торги иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте на основе складывающегося спроса и предложения. Участники торгов (акционеры и члены биржи) могут осуществлять операции на валютной бирже через своих дилеров от своего имени по поручению клиентов или от своего имени и за свой счет. С них взимается комиссионное вознаграждение, однако целью деятельности валютной биржи является не получение максимальной прибыли, а организация торгов валютными ресурсами, проведение расчетов по ним и определение текущих курсов валют. Проведение торгов и определение валютных курсов осуществляется курсовым маклером, который является сотрудником биржи.
Торги на валютной бирже могут осуществляться на основе фиксинга, в этом случае участники торгов подают заявки курсовому маклеру на покупку или продажу валюты по курсу не ниже зафиксированного на предыдущих торгах и в сумме не менее установленного минимума. Отталкиваясь от начального курса (курс предыдущих торгов), курсовой маклер повышает или понижает его в зависимости от спроса и предложения валюты после того, как дилеры сообщат ему о принятых решениях в отношении объемов покупки и продажи валюты по последнему объявленному курсу. Текущий курс валюты фиксируется биржевым маклером в момент уравновешивания ее предложения и спроса, по этому курсу осуществляются расчеты по всем проведенным сделкам в данной валюте. Механизм торгов на валютной бирже может быть также лотовым: курсовому маклеру перед началом торговой сессии подаются заявки только на продажу валюты, при этом продажа каждого лота производится по принципу аукциона, а курс каждой валюты определяется как средневзвешенный по заключенным по этой валюте сделкам.
В Республике Беларусь валютное регулирование осуществляется на основании Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»
Принятие Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле» является, безусловно, позитивным явлением, так как означает некоторую стабилизацию системы валютного регулирования и контроля в стране.
Под сделкой, предусматривающей использование валюты, ценных бумаг и т. д., можно понимать совокупность операций, составляющих такое использование для достижения единой цели сделки. Соответственно валютной операцией будет не отдельная такого рода операция, а вся их цельная совокупность Характерным здесь будет сравнение с российским валютным законодательством, где под валютной операцией понимается не сделка, предусматривающая использование валютных ценностей, а отдельная операция.
К текущим валютным операциям Законом отнесены операции неторгового характера. Ранее они назывались переводами неторгового характера. К неторговым операциям отнесено отныне получение резидентами от нерезидентов валютных ценностей на хранение.
В целом проведение валютных операций, связанных с движением капитала, в ряде случаев поставлено под более жесткий контроль.
Во-первых, расширился перечень валютных операций, рассматриваемых как капитальные, за счет отнесения к ним: а) операций по приобретению пая в имуществе нерезидентов б) операций по приобретению ценных бумаг не только нерезидентов, но и резидентов; в) переводов не только в счет приобретения недвижимости, но и прав на нее. В частности, отныне осуществление резидентами расчетов с нерезидентами по договорам аренды недвижимости, находящейся за пределами Беларуси (например, при содержании резидентом представительства за границей), требует разрешения Нацбанка как валютная операция, связанная с движением капитала.
Во-вторых, если ранее Нацбанк имел возможность давать общие разрешения на проведения тех или иных валютных операций, связанных с движением капитала, без дополнительного оформления разрешения в каждом отдельном случае и без иных дополнительных процедур контроля за их проведением, то в настоящее время перечень капитальных операций, осуществляемых без разрешения, устанавливается Законом [1]. Нацбанк может установить, что для отдельных капитальных операций (кроме прямо указанных в Законе) не требуется разрешения Нацбанка, но только при условии, что такие операции будут подвержены контролю в иных формах — будут проводиться в уведомительном и (или) регистрационном порядке.
В то же время правила проведения валютных операций, связанных с движением капитала, для физических лиц и для нерезидентов значительно упрощены. И наконец, нерезидентам вообще не нужно разрешений для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала (ч. 2 ст.10 Закона). Кроме того, упрощены правила проведения капитальных операций при обслуживании госдолга, в бюджетных отношениях.
Что касается валютных операций между резидентами-юридическими лицами, то здесь Закон более жесток. Такие операции можно проводить в случаях, установленных Законом и иными актами валютного законодательства. Обращает на себя внимание, что речь в Законе идет не вообще об актах законодательства, а именно об актах валютного законодательства (понятие таких актов предусмотрено ст.2 Закона) [1].
Органами валютного регулирования и валютного контроля являются Совмин и Нацбанк, а органами валютного контроля — Комитет госконтроля и ГТК.
Таким образом, проводить проверки соблюдения валютного законодательства и осуществлять иной валютный контроль налоговые органы Законом не уполномочены, за исключением случаев, когда порядок проведения валютных операций непосредственно влияет на решение налоговых вопросов, либо когда это предусмотрено актами более высокой юридической силы, чем Закон о валютном регулировании
Таким образом, валютный рынок представляет собой организационную форму купли-продажи иностранной валюты, а также платежных документов и ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте. Валютная биржа является институтом валютного рынка, который организует регулярные торги иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте на основе складывающегося спроса и предложения. Органами валютного регулирования и валютного контроля являются Совмин и Нацбанк, а органами валютного контроля — Комитет госконтроля и ГТК.
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Необходимость валютного регулирования
в условиях экономического кризиса
Валютное регулирование в условиях экономического регулирования имеет очень огромное значение для любой страны. На его основе можно судить об перспективах активного или пассивного платежного баланса, об увеличении экспорта или импорта, об инфляционных ожиданиях населения и в итоге внутреннего роста цен.
Для начала давайте рассмотрим причины и последствия мирового экономического кризиса. Непосредственной причиной кризиса стали массовые невозвраты ипотечных кредитов американцами. Низкая ставка рефинансирования после кризиса акций высокотехнологичных компаний и американская привычка жить в долг дала сбой (в США ряд лет наблюдается отрицательная норма сбережений). Банки массово начали реализовывать залоговое имущество. В результате недвижимость резко упала в цене. И началась цепная реакция невозврата во
всей ипотечной пирамиде. Первой жертвой стала компания New Centure Financial (рыночная капитализация — 1,75 млрд. долл.). Невозврату кредитов способствовал американский закон, согласно которому кредитозаемщик может объявить о своей неплатежеспособности без проверки. И он это делает, когда невыплаченный кредит за дом составляет, к примеру, 100 тыс. долл., а точно такой дом на данный момент стоит 50 тыс. В результате у банков США образо-
валась брешь из ипотечных кредитов примерно в 50—100 млрд. долл. Однако из-за того, что благодаря ипотечным кредитам появились десятки производных инструментов — ипотечных облигаций, опционов, фьючерсов и т. п., ипотечная брешь мультиплицировалась в 600—700 млрд. долл. (по оценке агентства Bloomberg). А если учесть, что страховые компании страховали ипотечные рынки, то финансовый пузырь из виртуальных банковских инноваций в сотни раз превзошел объем взаимодействия с реальным сектором.
Триллионные долги стали непомерными для банков, инвестиционных и страховых компаний. Ипотека почти всегда начинает кризис, который быстро распространяется на всю экономику. Почему? Потому что ипотечный бизнес
высокодоходен и привлекает все горячие деньги. Сегодня он взвинчивает цены на жилье, а завтра цены обваливаются. По мнению многих экономистов, в белорусском росте цен на жилье значителен вклад нерезидентов. Допуск нерезидентов в ипотеку должен быть контролируемым и ограниченным. В Давосе (февраль 2008 г.) открыто звучали предупреждения о начале масштабного мирового кризиса. В течение 2007—2008 гг. эти пророчества сбывались: падал доллар, цены на нефть и золото превысили 150 и 1000 долл. соответственно, мировой финансовый кризис набирал масштабы и сносил, как щепки, многомиллиардные (в США 700 млрд. долл., в ЕС —2,2 трлн. евро) барьеры из бюджетных средств, которые на его пути выстраивали государства. Причина неэффективности государственного вмешательства не столько в масштабах кризиса, сколько в виртуальности государственной помощи. В ситуации, когда все всем
должны, и началась цепная реакция требований погашения —нужны триллионы настоящих долларов, а они есть только в России, Китае, Японии, нефтедобывающих арабских странах. В бюджете США, как и в бюджете стран ЕС,
средства на кризис не закладывались, и для помощи банкротам используются деньги, увеличивающие и без того непомерные государственные долги.
Надежды, что кризис затронет лишь развитые страны, оказались тщетными. Теория декаплинга, согласно которой развивающиеся рынки постепенно перестают зависеть от экономик развитых стран, в целом верна, но пока срабатыва-
ет не в полном объеме. Специфика и разнообразие новейших финансовых инструментов и неумение прогнозировать последствия их применения привели к мировому финансовому кризису, который начался еще в 2000 г. в США, был приглушен, а в 2006 г. начал новый виток. (22, стр.8)
В связи с экономическим кризисом у Беларуси появляется ряд угроз, которые могут существенно повлиять на экономическую ситуацию в стране:
1) угроза сокращения объемов экспорта.
2) угроза сокращения валютных доходов Беларуси от переработки нефти и поступлений в бюджет
3) угрозы сокращения внешнего финансирования и невозврата внешних долгов
4) угроза массового оттока вкладов населения и банковского кризиса
В итоге для преодоления плохих последствий экономического кризиса страны вырабатывают свои стратегии, в том числе и в области валютного регулирования. Валютный курс имеет очень большое влияние на экспорт и импорт, на привлекательность валюты для размещения ее в банке, и т.д. В данный момент в Беларуси наблюдается отрицательный платежный баланс в размере 1 млрд. 236,3 млн, что говорит о том что экспорт меньше импорта. Для увеличения экспорта нужно проводить последовательное и эффективное регулирование курса национальной валюты. Например, для этого была проведена разовая девальвация рубля на 20% по отношению к основным валютам. В следствии этого экспорт немного увеличился, цены внутри страны уменьшились, а на конкурентные товары зарубежного производства соответственно стали менее привлекательными для потребителя.
Можно взглянуть на пример Китая, который проводя эффективную политику валютного регулирования юаня смог сохранить большой экспорт и намного снизить импорт, что в итоге помогло избежать падения национального производства, в отличие от большинства других стран. В 2009 году рост ВВП составил 10%, что говорит о грамотной экономической политики страны.
В Республике Беларусь также проводятся определенные мероприятия в области регулирования валюты и курса белорусского рубля в целях его стабильности. Для того, чтобы рубль был стабилен Нацбанк провел следующие мероприятия:
1) увязал белорусский рубль к «корзине» валют, хотя раньше была привязка только к доллару США. Это говорит о том, что теперь рубль имеет большую стабильность к различным скачкам на мировых валютных рынках. Так, например, если курс доллара резко упадет в следсвтие банкротства одной из транснациональных компаний, то не обязательно курс белорусского рубля тоже упадет, т.к. имеетюся еще две валюты для колебаний внутри 10%-го коридора, заданного Нацбанком.
2) берет кредиты у международных кредитных организаций ( ММФ, МБРР и т.д) для большего маневра на открытых рынках. Эти кредиты являются так называемой «подушкой безопасности» для белорусской экономики и рубля в частности. Для этого предусматриваются и дальнейшие займы для увеличения запасов золотовалютных резервов.
3) уменьшает и увеличивает ставку рефинансирования в зависимости от спроса и привлекательности белорусского рубля для вкладов на депозиты по сравнению с иностранными валютами. Если, например, население начинает вкладывать больше денег в иностранной валюте, то Нацбанк увеличивает ставку рефинансирования для большей привлекательности вкладов в рублях. Если спрос стабилен, то уменьшает для привлекательности кредитов и займов.
4) ограничивает вывоз валюты за пределы страны и устанавливает нормы обязательной продажи валютной выручки организаций в %.
Все эти мероприятия являются неотъемлимой частью антикризисной программы государства по ускорению выхода экономики из кризиса и улучшению микро и макроклимата страны. Если вовремя не принять определенные меры о политике валютного регулирования в период экономического кризиса, то можно «потерять» вес своей валюты, ее привлекательность, иметь пассивный платежный баланс на протяжении очень долгого периода времени и т.д.
3.2 Перспективные направления валютного
регулирования в РБ
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется современными экономическими условиями в Республике Беларусь, которые характеризуются активной внешнеэкономической деятельностью предприятий (следует учитывать, что Беларусь является экспортоориентированной страной) и как, следствие, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за не-
соблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства. Отсюда имеет место наличие конфликта в отношении к валютному контролю как к инструменту государственного вмешательства в систему рыночных отношений. Ведь, с одной стороны, в этом конфликте выступает государство, которое, руководствуясь стратегическими целями по стабилизации макроэкономической ситуации, создает достаточно жесткую систему контроля над внешнеэкономическими операциями хозяйствующих субъектов и передвижением валютных ценностей, пытаясь избежать масштабного вывоза капитала из страны, превышения импорта товаров над экспортом, дефицита иностранной валюты на внутреннем рынке страны, а это, в свою очередь, приводит к падению курса национальной валюты и усилению процессов инфляции. С другой стороны, в конфликте выступают юридические лица, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, которые чаще всего, руководствуясь программами по повышению нормы прибыли от конкретных внешнеэкономических операций, стараются обойти действующее законодательство, регулирующее данную сферу экономических отношений, либо пренебречь его отдельными нормами, а также обслуживающие банки, которые по своей природе относятся к рыночным институтам и поэтому действуют в тесной связке с обслуживаемыми предприятиями и организациями.
В любом конфликте необходимо рассматривать в равной степени позиции и интересы обеих сторон, следовательно, следует сделать вывод о необходимости рассмотрения современной системы государственного валютного контроля, ее противоречий и недостатков, механизма ее действия и механизма ее воздействия на поведение хозяйствующих субъектов с двух точек зрения: с позиции макроэкономических государственных интересов и с позиций предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Анализ форм и содержания такой категории финансово-экономических отношений, как валютный контроль, показывает, насколько она имеет право на жизнь.
Экономическая и национальная безопасность государства во многом зависит от наличия в нем валютного контроля. Однако валютный контроль не может существовать обособленно и не учитывать тенденций развития экономики и общества. Нужен комплексный подход к решению любых проблем с целью минимизации этих проблем, и валютный контроль не может в одиночестве добиться реальных результатов улучшения функционирования финансовой системы и экономики в целом. Он может решить проблему сиюминутного значения, сохранив при этом вероятность появления других проблем, возможно, более серьезных и глубоких.
Валютный контроль в том виде, в каком он существует в настоящее время в Беларуси, в будущем может утратить значение эффективного рычага, с помощью которого достигаются реальные результаты. Настало время трансформировать валютный контроль в такой вид контроля, при котором решались бы основные задачи, поставленные Главой государства и Правительством в области валютных операций. Время серых схем, позволяющих осуществлять изящный обход законодательства при совершении валютных операций, постепенно проходит, и в этом огромная роль принадлежит процессу приведения принципов валютного регулирования к более цивилизованному виду, а валютного законодательства в области валютного регулирования — к более прозрачному и понятному, учитывая, что в течение последних пяти лет наблюдалась тенденция к постепенной отмене тех или иных запретов и ограничений в проведении валютных операций.
Уровень валютного контроля должен соответствовать уровню развития экономики. В соответствии со статистическими данными белорусская экономика переживает стадию неуклонного роста. Итоги денежно-кредитной политики также дают основания для оптимизма. Достаточно вспомнить, какими темпами идет снижение учетной ставки. Нет сомнений, что все это происходит благодаря в том числе валютному контролю. Но тогда возникает вопрос: нужно ли сохранять такой уровень контроля или все же настало время постепенно переходить к современным рыночным стандартам управления валютной политикой и введению системы валютного контроля, наиболее соответствующей общемировым стандартам?
Российская Федерация очень близко подошла к решению вопроса о либерализации валютного контроля, хотя остаются сомнения насчет уровня развития ее экономики. Тем не менее многие сходятся во мнении, что существующая система валютного контроля создает серьезные препятствия для деятельности частного бизнеса, к тому же недостаточно эффективна в борьбе с вывозом капитала. Любой запрет в валютной области порождает его обход с применением сложных схем, в которых сможет разобраться не каждый экономист или юрист, не говоря уже о представителях контролирующих органов.
В Республике Беларусь тема бегства капитала не так актуальна, как у наших соседей, возможно, благодаря такому жесткому валютному контролю. Однако решая одну проблему, необходимо учитывать факт существования других. Ведь жесткий контроль действительно отрицательно сказывается на деловой инициативе и активности участников валютных операций, в том числе внешнеторговых сделок.
Таким образом, осуществив комплекс мероприятий по изменению валютного контроля, возможно достичь эффекта, при котором категория “валютный контроль” будет восприниматься с большей степенью понимания со стороны банков и их клиентов. При этом как инструмент денежно-кредитной политики он должен оставаться и действовать в рамках национального законодательства, нормы которого, в свою очередь, должны соответствовать международному финансовому праву и мировой практике осуществления валютных операций.
Основными направлениями совершенствования валютного регулирования в РБ являются:
1)усиление единства целей валютного регулирования на внутреннем и внеш нем рынках. В странах с переходной экономикой, как правило, в большей степени преобладают внутренние интересы, обусловленные необходимостью регулирования девальвационных ожиданий субъектов рынка ( в республике это выражается прежде всего в поддержании курса белорусского рубля к иностранным валютам в рамках заданного достаточно жесткого «коридора», что не всегда в интересах расширения экспорта)
2)активизация взаимодействия органов валютного регулирования и валютного контроля с агентствами валютного контроля ( республиканскими и местными органами власти, таможнями, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями)
3)постепенный переход к преимущественно экономическим методам валютного регулирования, снижение значимости административных мер регулирования валютного рынка
4)расширение круга валютных операций, не подлежащих валютному контролю и валютному регулированию ( ист.6 стр.193)
Таким образом, можно сказать, что выделяют четыре основных направления совершенствования валютного регулирования в Республике Беларусь, которые в ближайшие годы должны быть приняты во внимание органами валютного контроля и регулирования.
Мы рассмотрели теорию валютного регулирования, его методов и инструментов, мировой опыт, а также особенности валютного регулирования в РБ и дальнейшие перспективы его развития.
Валютное регулирование-деятельность государственных органов власти, которая реализуется посредством законодательных, административных, экономических и организационных мер, направленных на регулирование валютного курса, платежного баланса и других внешнеэкономических параметров в соответствии с задачами текущей и долгосрочной валютной политики страны. Различают такие понятия как методы и инструменты валютного регулирования. Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса.
Выделяют большое количество методов и инструментов валютного регулирования, которые по-своему влияют на формирование валютного курса.
Выделяют шесть теорий, на которых базируется мировой опыт валютного регулирования: теория покупательной способности, теория покупательной способности, теория регулируемой валюты, теория ключевых валют, теория фиксированных паритетов и курсов, теория плавающих валютных курсов, нормативная теория валютного курса.
В Республике Беларусь основой валютного регулирования является Закон «О валютном регулировании и контроле». Согласно ему под валютным регулированием понимают юридическое определение со стороны органов валютного регулирования порядка обращения (в т.ч. владения, пользования, распоряжения) валютных ценностей. В РБ особое место имеют такие методы валютного регулирования, как изменение ставки рефинансирования, валютные интервенции, девальвация и ревальвация.
Валютный рынок представляет собой организационную форму купли-продажи иностранной валюты, а также платежных документов и ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте. Валютная биржа является институтом валютного рынка, который организует регулярные торги иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте на основе складывающегося спроса и предложения. Органами валютного регулирования и валютного контроля являются Совмин и Нацбанк, а органами валютного контроля — Комитет госконтроля и ГТК.
Выделяют четыре основных направления совершенствования валютного регулирования в Республике Беларусь, которые в ближайшие годы должны быть приняты во внимание органами валютного контроля и регулирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Симонов Ю.Ф., Носко Б.П. Валютные отношения. Учебное пособие для вузов.- Ростов н\Д: Феникс, 2001.-320 с.
2)Родионова Ю.Я., Вавилов Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. Финансы- Москва, 1995- 432 с.
3) Рудый К.В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения: учебное пособие- Москва, Новое знание, 2007-427 с.
4) Силивончик А.Н. Автореферат на тему Валютное регулирование как инструмент макроэкономической политики в РБ. Минск,2002-22 с.
5) Банковский кодекс Республики Беларусь. - 32 с.
6) Кравцова Г.И, Кузьменко Г.С.Деньги, кредит, банки: учебник.- Минск БГЭУ., 2007- 444 с.
7) Закон РБ от 03.06.2009 N 22-З « О валютном регулировании и контроле»
8) http://otherreferats.allbest.
9) http://bibliotekar.ru/bank-6/
10) Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под. Редакцией Л.Н.Красавиной- 2-е изд., переработанное и дополненное.- Москва: Финансы и статистика, 2001- 608 стр.
11) http://www.nbrb.by/
12) http://domvsebe.ru/
13) Банки и банковские операции: учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997, - 351с.
14) Василенко С. Белорусские банки: портрет накануне передела рынка. // Валютное регулирование и ВЭД. – 2003. - № 4. – с.7-11.
15) Гулькович С. Система валютного регулирования в Республике Беларусь - Банковский вестник, №7, 2006 г. с.123.
16) Моисеев С.Р Международные валютно-кредитные отношения: Учебное пособие/-М: Дело и Сервис,2003-574 стр.
17) Колупав В.А. Международные валютные отношения. Интеграция Беларуси в мировую валютную систему/ Под. ред. Медведева В.Ф.-Минск: Равноденствие,2003-179 стр.
18) Колесников С.Д. Валютное регулирование в условиях экономической интеграции / Под.ред. Медведева В.Ф.-Минск: Право и экономика, 2006-264 стр.
19) Курадовец А.И. Валютное регулирование ВЭД в РБ: учебно-методическое пособие- Минск: БГЭУ, 2005-70 стр.
20) http://www.nbrb.by дата доступа: 10.04.10
21) Банковский вестник 2005 № 28, стр.37-43.
22) Банковский вестник №1 (438) январь 2009 стр.5-12.
Средние процентные ставки и объем торгов на рынке межбанковских кредитов в национальной валюте в среднем по Республике Беларусь за 9.04.2010
Примечание: - Источник 20.
Средние процентные ставки и объем торгов на рынке межбанковских кредитов в СКВ в среднем по Республике Беларусь за 09.04.2010
Примечание:- Источник 20.
ПРИЛОЖЕНИЯ В
Динамика средней объявленной ставки рефинансирования
Национального банка Республики Беларусь
Примечание:- Источник 20.
Международные резервные активы Республики Беларусь
в соответствии с методологией МВФ
Примечание:- Источник 20.
2
Информация о работе Валютное регулировании, его методы и особенности в Республике Беларусь