Валютная политика и валютное регулирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:09, реферат

Описание работы

Текущая ситуация на валютном рынке характеризуется свойствами кратко- и долгосрочного характера, определяющими динамику номинального и реального валютного курса, а также валютных резервов:
Стабильность реального обменного курса на основе стабильно высокого профицита торгового баланса
Плавный рост среднемесячного номинального обменного курса во втором полугодии после ускоренного роста в первом квартале и стабильности во втором квартале, что полностью определялось политикой ЦБР
Внутримесячные колебания обменного курса, связанные с “сезонными” потребностями банков и налогоплательщиков в рублевых ресурсах

Содержание

1. Характеристика валютного рынка и валютной политики
1.1 Динамика обменного курса
1.2 Динамика золотовалютных резервов
1.3 Свободная рублевая ликвидность и альтернативные инструменты
1.4 Сегментация рынка
2. Валютное регулирование в России
3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

Работа содержит 1 файл

referat.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Снижению сегментации  в определенной степени должны способствовать вступившие в силу с 28 июля два новых положения, регламентирующие обращение гособлигаций (№ 219-П) и порядок осуществления сделок междилерского РЕПО (№ 220-П). За счет надежности обеспечения, продуманности механизмов компенсационных взносов и дисконтирования обеспечения кредитные и процентные риски становятся более управляемыми. В результате у банков второго круга может появиться возможность доступа к более дешевым деньгам, вследствие потенциального увеличения лимитов. 

  1. Валютное  регулирование в  России.
  

     Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:  
     1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;  
     2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;  
     3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;  
     4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;  
     5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного  регулирования в Российской Федерации  являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.  
      Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.  
     Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона.

Валютные операции между резидентами запрещены, кроме  ряда случаев , предуссмотренных законодательством.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между  собой переводы иностранной валюты ,вправе осуществлять между собой  валютные операции с внутренними  ценными бумагами на территории Российской Федерации .Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Федерального закона.

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и  внешних ценных бумаг в документарной  форме осуществляется резидентами  и нерезидентами без ограничений  при соблюдении требований таможенного  законодательства Российской Федерации.  
При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты.  
     Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. 

  1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

Закон направлен  на либерализацию валютного законодательства и предусматривает значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютных операций.

Уточняются понятия  иностранной валюты и валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг, специального счета, резервирования и валютных бирж.

Устанавливается, что в состав валютных ценностей  входят только иностранная валюта и  внешние ценные бумаги. Таким образом, из перечня видов имущества, признаваемых валютными ценностями, исключаются драгоценные металлы и камни.

Дается новое  определение понятия валютной операции: к таким операциям относятся  действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой РФ и внутренними ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов.

В новом законе не предусматривается разграничение  валютных операций на текущие и связанные  с движением капитала. Если порядок  осуществления валютных операций и  использования счетов не установлен органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением ряда валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Крайний срок их действия - 1 января 2007 г.

Не допускается  установление органами валютного регулирования  требования о получении резидентами  и нерезидентами индивидуальных разрешений. Кроме того, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением ряда случаев.

В Законе содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной  валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами. Впервые законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и может дополняться Банком России.

Закрепляется  право резидентов открывать без  ограничений счета в банках, расположенных  на территории иностранных государств, являющихся членами Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в уведомительном порядке, в иных случаях - в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать предварительную регистрацию. Юридическим лицам это право будет предоставлено лишь через год после вступления закона в силу.

Детально расписан порядок предварительной регистрации, включающий в себя исчерпывающий  перечень представляемых резидентами  и нерезидентами документов и  срок для рассмотрения заявлений  о предварительной регистрации, а также закреплены основания отказа в предварительной регистрации.

Сохраняется требование о репатриации валютной выручки  и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи  иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Размер обязательной продажи части валютной выручки не изменился.

С 1 января 2007 г. норма об уведомительном порядке  открытия/закрытия счетов будет действовать  в отношении всех счетов, открываемых  резидентами в банках, расположенных на территории иностранных государств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

  • Экономическая экспертная группа  http://www.eeg.ru/
  • Министерство финансов РФ http://www.minfin.ru/
  • Центральный банк РФ   http://www.cbr.ru
  • Вестник Русского экономического общества http://www.ress.ru
  • Официальный сайт РБК   http://www.rbc.ru
  • Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

Информация о работе Валютная политика и валютное регулирование в России