Управление государственными и муниципальными финансами в условиях бюджетирования, ориентированного на результат

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:56, реферат

Описание работы

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), как инструмент повышения качества управления бюджетными средствами, применяется в США, Великобритании, Австралии и других развитых странах уже не одно десятилетие. В Российской Федерации тема БОР начала набирать свою актуальность с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса.1 Была образована правительственная комиссия по повышению результативности бюджетных расходов, а субъекты бюджетного планирования приступили к подготовке первых докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности (так называемых ДРОНДов).

Работа содержит 1 файл

Управление ГМФ в условиях БОР.docx

— 46.00 Кб (Скачать)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ) 
 
 
 
 

Кафедра Финансов 
 
 

Реферат по теме:
Управление  государственными и  муниципальными финансами  в условиях бюджетирования, ориентированного на результат
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Кузнецов  А.О., ФК3-2

Преподаватель:

Васюнина  М.Л. 

Москва, 2011
 

 

 
Введение

     Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), как инструмент повышения качества управления бюджетными средствами, применяется  в США, Великобритании, Австралии  и других развитых странах уже  не одно десятилетие. В Российской Федерации тема БОР начала набирать свою актуальность с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса.1 Была образована правительственная комиссия по повышению результативности бюджетных расходов, а субъекты бюджетного планирования приступили к подготовке первых докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности (так называемых ДРОНДов). В качестве цели новой модели бюджетирования было заявлено формирование четко прослеживаемой взаимосвязи между затрачиваемыми финансовыми ресурсами государства и получаемыми результатами. Средства предлагается распределять не по статьям расходов, а по стратегическим целям и тактическим задачам, предусматривающим достижение определенных конечных результатов. По мнению разработчиков реформы, это должно привести к повышению качества бюджетных услуг при одновременной экономии средств.

     Тема  БОР неоднократно озвучивалась как  приоритетная в посланиях Президента Российской Федерации. Тема результативного  бюджетирования активно поддерживается Министерством финансов РФ и стимулируется  к внедрению на региональном и  местном уровнях.

     На  практике, необходимость и целесообразность внедрения БОР, как правило, объясняется наличием ряда вполне определенных ситуаций:

  1. Ситуация, когда традиционные методы повышения эффективности расходов бюджета (в первую очередь открытые конкурсы, усиление финансовой дисциплины и казначейские технологии) практически исчерпали себя и не могут решить проблем несбалансированности бюджета или недостаточно высокого качества бюджетных (государственных, муниципальных) услуг
  2. Ситуация бюджетного кризиса, в которой необходимы радикальные меры по сокращению расходов при одновременном удержании прежних позиций в части достигнутого уровня оказания бюджетных услуг
  3. Положение, при котором бюджет перестает быть полноценным инструментом управления, когда его расходные статьи начинают «жить собственной жизнью», но имеется политическая воля и желание изменить ситуацию, навести порядок в бюджетной сфере, внести ясность в цели и причины осуществления расходов бюджета
  4. Стремление получить федеральные субсидии или средства международных спонсорских организаций, выделяемые на цели реформирования бюджетного процесса
  5. Как следующий шаг внедрения результативного управления в органах исполнительной власти региона (муниципального образования)
 

Задачи  БОР

     Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение БОР, включает следующие основные задачи:

  1. Приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов, введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
  2. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства должны устанавливаться лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.
  3. Включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период. Переход к утверждению перспективного финансового плана Правительством Российской Федерации.
  4. Введение в практику бюджетного процесса формирования ведомственных целевых программ, в рамки которых должна быть включена значительная часть бюджетных расходов, осуществляемых по сметному принципу. Ориентация федеральных целевых программ на решение крупных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных, научно-технических и структурных проектов межотраслевого характера с четко сформулированными и количественно измеримыми индикаторами результативности.
  5. Переход к распределению бюджетных ресурсов между распорядителями бюджетных средств и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
  6. Расширение сферы применения механизмов поддержки отобранных на конкурсной основе региональных и муниципальных программ бюджетных реформ в рамках создаваемого с 2005 года Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

Принципы  эффективного и ответственного управления общественными  финансами в сфере бюджетирования, ориентированного на результат

  1. Наличие у каждого ведомства системы целей, задач и результатов деятельности, обеспечивающих реализацию приоритетов и целей государственной политики
  2. Обеспечение самостоятельности, мотивации и ответственности ведомств, их структурных подразделений и учреждений при планировании и достижении результатов использования бюджетных ассигнований в рамках установленных финансовых ограничений
  3. Использование конкурентных принципов распределения бюджетных средств, в том числе с учетом достигнутых и планируемых результатов использования бюджетных ассигнований
  4. Наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств ведомствами и учреждениями в отчетном и плановом периоде
  5. Наличие и применение формализованных методов оценки полной стоимости расходных обязательств

Согласованность принципов управления БОРа  с целями Минфина РФ2

1. Обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных

обязательств РФ:

Соотнесение ресурсов и запланированных результатов

2. Поддержание макроэкономической и финансовой стабильности:

Ограничения для необоснованного (неориентированного на результат) роста расходов 

3. Создание условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: 

Соотнесение ресурсов и запланированных результатов

Преимущества  использования БОР

Для правительства:

    • Регулярное получение более полной информации о реализации государственных задач и использовании бюджетных средств в различных сферах деятельности государства
    • Возможность более эффективного распределения бюджетных средств между конкурирующими статьями расходов благодаря получению более точной и полной информации о результатах реализации программ в соответствии с приоритетами государственной политики
    • Экономия бюджетных средств за счет повышения эффективности работы государственного сектора
    • Возможность сравнить несколько предлагаемых вариантов программ с точки зрения ожидаемых результатов и затрат
    • Предпосылки для повышения контроля за деятельностью министерств и ведомств путем установления показателей результативности и сравнения фактически достигнутых результатов с запланированными результатами
    • Выявление и упразднение дублирующих друг друга программ, неэффективных программ
 

Преимущества использования БОР для учреждений:

    • Возможность самостоятельного расходования бюджетных средств для достижения поставленных результатов (самостоятельность в оперативном управлении расходами, экономии средств, изменении структуры затрат при соблюдении лимитов ассигнований и в рамках программ)
    • Возможность хотя бы приблизительно установить взаимосвязь между ожидаемыми результатами реализации программы и объемом требуемых для этого ресурсов, лучше планировать свою деятельность
    • Возможность подкрепления запросов об увеличении бюджетного финансирования экономически обоснованным расчетом эффективности реализации программы

Преимущества использования БОР для общества:

    • Бюджетирование, ориентированное на результат, позволяет лучше понять, какие цели ставит перед собой правительство, насколько поставленные цели отвечают потребностям населения, в какой степени этих целей удается достичь и какой ценой.
 

 

 
Выводы

     Концепция БОР постоянно эволюционирует. В  каждой стране БОР имеет свои особенности, нет единых методик, процедур и инструментов. Несмотря на это, можно выделить ряд элементов, которые отличают БОР от других концепций бюджетирования.

     В самом общем виде бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой принцип формирования бюджета, нацеленный на отражение взаимосвязи между планируемыми/осуществленными бюджетными расходами и ожидаемыми/достигнутыми результатами. Цель данной модели бюджетирования – рациональное использование ресурсов для достижения намеченных целей в соотвествии с плановыми показателями, контрольза распределнием ресурсов, оценка значимости и экономической и социальной эффективности тех или иных направлений деятельности, финансирующихся из бюджета.

     В ходе бюджетирования, ориентированного на результат необходимо:

  • Осуществлять совершенствование методов планирования бюджетных расходов на основе требований, установленных к конечному результату
  • Вести регулярный учет эффективности бюджетных расходов, в том числе, на основе опросов потребителей бюджетных услуг
  • Составлять бюджетные заявки на основании альтернативных методов достижения целей в рамках бюджетирования, ориентированного на результат
  • Закрепить требования количественной оценки качественных результатов
  • Осуществлять переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к программно-целевому финансированию и расширению их самостоятельности в части распоряжения полученными средствами в соответствии с поставленными задачами.

     Для формирования бюджета  на основе БОР расходы всех подразделений региональных и муниципальных администраций должны быть разбиты по видам деятельности, направленным на решение стоящих перед ними государственных задач. Для каждого вида деятельности разрабатывается программа. Программа должна содержать описание целей и задач, ресурсов, необходимых для их достижения, а также показателей результативности выполнения программы и процедур измерения этих показателей. Бюджетные заявки при бюджетировании, ориентированном на результат, составляются в разрезе целей и программ.Формат проекта бюджета, который администрация региона или муниципалитета вносит в представительный орган при БОР, существенно отличается от формата бюджета, составленного по постатейному методу. Его первая часть содержит постановку приоритетов, целей и задач, описание ожидаемых результатов, обоснование целевых значений показателей результатов, которые должны быть достигнуты в разных секторах разными министерствами и ведомствами. Во второй части бюджета приводится структура затрат, причем, в очень агрегированной форме.

     В концепции БОР изменяется характер ответственности отраслевых подразделений  органов управления. На них возлагается ответственность, в первую очередь, за достижение запланированных результатов. Повышение ответственности должно сопровождаться увеличением самостоятельности в расходовании финансовых средств.

     Распорядители бюджетных средств и бюджетополучатели  получают большую свободу в использовании средств в рамках выполняемых программ для повышения эффективности программ, т.е. для максимизации результатов относительно затрат, или минимизации затрат относительно результатов. При БОР распорядители бюджетных средств имеют полномочия по частичному перераспределению ресурсов между программами, а также право в рамках установленных лимитов использовать сэкономленные средства в следующем бюджетном году. Все это расширяет возможности эффективного использования бюджетных ресурсов.

Информация о работе Управление государственными и муниципальными финансами в условиях бюджетирования, ориентированного на результат