Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:18, курсовая работа
Введение
В руках государства регулирование финансовых отношений, управление финансами становится важным инструментом решения экономических и социальных задач, обеспечения стабильности, предотвращения кризисных ситуаций, стимулирования экономического роста, формирования рыночных отношений.[2,с. 13-21]
В общей совокупности финансов могут быть выделены крупные сферы: го
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы формирования системы управления финансами Российской Федерации
1.1. Финансовые отношения: их сущность, состав и значение
6
6
1.2. Органы стратегического и оперативного управления
12
Глава 2. Оценка современного состояния системы управления финансами
2.1. Оценка деятельности законодательных органов власти в управлении финансами
16
16
2.2. Оценка деятельности исполнительных органов власти в управлении финансами
19
Глава 3. Мировой опыт управление финансами на примере Соединенных Штатов Америки
3.1. Структура финансовой системы США
24
24
3.2. Бюджетная политика и бюджетный процесс в США
25
Выводы и предложения
33
Список использованной литературы
35
Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.
Государственный кредит функционирует в формах государственных займов и гарантированных займов. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства Правительства Российской Федерации под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо хозяйствующими субъектами. [31,с.35-39]
В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:
- федеральные финансы,
- финансы субъектов Российской Федерации,
- местные финансы.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:
- финансы коммерческих предприятий и организаций,
- финансы некоммерческих организаций.
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев. [2,с. 13-21]
Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается между участниками страхования.
По различиям в объектах страхования страховые отношения можно поделить на пять групп:
- социальное;
- личное;
- имущественное;
- страхование ответственности;
- страхование предпринимательских рисков.
Страхование проводится в обязательной и добровольной форме. Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет сформировать систему страхования, обеспечивающую универсальный объем страховой защиты общественного производства.
Перечисленные звенья финансовой системы Российской Федерации существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, а также местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы.
Каждое из звеньев финансовой системы является совокупностью специфических финансовых отношений, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные фонды в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, используемые для производственных и социальных целей в масштабах данного предприятия (организации). [16,с. 30-35]
Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент России, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.
Президент России регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
Федеральное Собрание Российской Федерации (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.).
Правительство Российской Федерации рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в стране, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. [27,с. 158-162]
К органам оперативного управления относят:
Министерство финансов, систему федерального казначейства, федеральную налоговую службу, федеральную таможенную службу, территориальные финансовые органы и др.
Министерство финансов является главным исполнительным органом в управлении финансами РФ. Всех министров назначает председатель правительства. Министерство финансов является самостоятельным финансовым учреждением, но в тоже время подведомственно правительству РФ.
Министерство финансов Российской Федерации:
- осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
- развивает бюджетный федерализм;
- разрабатывает проект федерального бюджета;
- составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
- составляет консолидированный бюджет.
На Минфин России возложены следующие функции:
- участие в разработке прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
- подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений
- участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
- проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;
Федеральная налоговая служба России осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией, а также осуществляет валютный контроль. [35,с. 12-19]
Федеральное казначейство осуществляет проведение государственной базовой политики, эффективное управление доходами и расходами федерального бюджета, контроль за поступлением, целевым и экономическим использованием государственных средств.
Система Центрального банка России является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет, наряду с Федеральным казначейством, кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства Российской Федерации и подотчетна Федеральному собранию Российской Федерации.
Таможенная служба осуществляет задачи:
1.Контролирует полноту и своевременность уплаты таможенных сборов и платежей в бюджет;
2.Осуществляет валютный контроль;
3.Проводит контроль за перемещением товаров через государственную границу;
Территориальные финансовые органы создаются в областях краях республиках округах.
Территориальные финансовые органы решают следующие задачи:
1.Учавствуют в составлении проекта территориального бюджета , а после его принятия непосредственно исполняют;
2.Разрабатывают проекты территориального финансового законодательства;
3.Управляют территориальным, муниципальным и государственным долгом;
4.Осуществляют финансовый контроль за исполнением бюджетных средств.
Конкретно в число территориальных органов власти входят:
1.Министерсво финансов;
2.Управление федерального казначейства;
3.Федеральная налоговая служба (На уровне региона);
4.Федеральная таможенная служба (на уровне региона).
Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: Минфин России, Счетная палата Российской Федерации, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки. [24,с. 24-28]
2.1. Оценка деятельности законодательных органов власти в управлении финансами
По результатам деятельности Счётной Палаты всего за 2000-2009 годы Счетная палата провела 3857 контрольных мероприятий (в 2001 году - 276, в 2009 году - 487), которыми было охвачено 16815 объектов.
Выявленный при этом ущерб, нанесенный федеральному бюджету, составил (в эквивалентном измерении) 905,61 млрд. рублей (в 2001 году - 44,09 млрд. рублей, в 2009 - 116,0 млрд. рублей). За десять лет государству возвращено 66,19 млрд. рублей, из них в 2009 году - 20,0 млрд. рублей.
По результатам контрольных мероприятий в 2000-2009 годах Счетной палатой было направлено органам государственной власти, предприятиям и организациям около 5300 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 714 материалов было направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, возбуждено 702 уголовных дела.
В 2000-2009 годах было проведено 415 заседаний Коллегии Счетной палаты. Рассмотрено 5787 вопросов, в том числе 2941 - по результатам контрольных мероприятий.
Отчеты о результатах всех контрольных мероприятий сразу же после утверждения Коллегией направляются в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания. В обеих палатах Федерального Собрания созданы структуры по взаимодействию со Счетной палатой: комиссия в Совете Федерации, подкомитет в Государственной Думе. [11,с. 48-51]
Так же хочу привести основные итоги работы Счетной палаты в 2009 году. В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Регламентом Счетной палаты Российской Федерации в отчетном периоде результаты всех контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, иные важнейшие вопросы рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Было проведено 42 заседания Коллегии Счетной палаты, рассмотрено более 600 вопросов.
Всего в 2009 году Счетной палатой проведено 525 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 487 контрольных мероприятий по всем направлениям деятельности, возглавляемым аудиторами Счетной палаты.
В обязательном порядке Счетная палата осуществляла контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в целях непосредственного обеспечения предварительного, оперативного и последующего контроля формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В 2009 году по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Счетной палатой проведено 27 контрольных мероприятий, в том числе по поручениям и обращениям членов Совета Федерации – 7 мероприятий, депутатов Государственной Думы – 20 мероприятий. [2,с. 13-21]
Проведенными Счетной палатой в 2009 году контрольными мероприятиями было охвачено 1450 объектов. Контрольные мероприятия осуществлялись на территориях всех субъектов Российской Федерации, многие из них – в тесном взаимодействии с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
В органы прокуратуры, иные правоохранительные органы направлено 130 материалов проверок Счетной палаты, по которым в 2009 году возбуждено 299 уголовных дел.
Объем финансовых нарушений, выявленных Счетной палатой в 2009 году, оценивается в сумме 150,7 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2010 года возмещено в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации более 34,0 млрд. рублей, из которых возмещено в федеральный бюджет 33,95 млрд. рублей, или 99,8 %.
Объем нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов составил 2,3 млрд. рублей, из которых по состоянию на 1 января 2010 года возмещено в федеральный бюджет 0,568 млрд. рублей. Подлежит возмещению 1,246 млрд. рублей. Сумма возмещения средств, использованных не по целевому назначению, составляет 1,814 млрд. рублей. [11,с. 48-51]