Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:27, курсовая работа
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами.
Цели управления финансами. Объекты и субъекты управления. В сфере государственных финансов выделяются звенья:
государственный бюджет,
внебюджетные фонды,
государственный кредит.
Конкретными методами и формами управления финансами служат:
финансовое планирование;
прогнозирование;
программирование;
финансовое регулирование;
оперативное управление;
финансовый контроль.
Финансовое прогнозирование и программирование.
1. Основные задачи и методы управления финансами.
1.1. Сущность управления финансами, цели и задачи.
1.2. Объекты управления.
1.3. Субъекты управления.
1.4. Основные методы и формы управления финансами.
2. Государственные органы управления финансами.
2.1. Высшие органы государственной власти управления финансами.
2.2. Управление бюджетным процессом.
2.3. Управление государственным долгом.
2.4. Управление налогообложением.
3. Министерство финансов и другие ведомства управления финансами.
4. Финансовый менеджмент.
4.1. Финансовый механизм. Сущность финансового менеджмента. Основные цели, функции, задачи и методы финансового менеджмента.
4.2. Управление капиталом – максимальная прибыль и минимальный риск.
Финансы
страхования связаны с
По
различиям в объектах страхования
страховые отношения можно
В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность – страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами. При страховании ответственности возмещение ущерба производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.)
Страхование проводится в обяза
Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.
Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
Федеральное
Собрание РФ (состоит из двух палат:
Совет Федерации и
Правительство РФ – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов РФ (МФ РФ):
На Министерство финансов возложены следующие функции:
Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.
Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система
Центрального банка Российской Федерации
(ЦБ РФ) является важным органом реализации
денежно-кредитной политики.
Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.
Субъектом
оперативного управления финансами
является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная
палата, финансовые органы субъектов
Федерации, налоговые органы и таможенная
служба, страховые организации, дирекции
внебюджетных фондов, финансовые отделы
и службы предприятий, организаций и учреждений,
а также банки.
Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.
Конкретными методами и
Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.
Финансовое
планирование представляет собой составную
часть народнохозяйственного
Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов, получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему.
Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, – сметы; общественные объединения, страховые компании – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты различных уровней.
Конкретные
задачи финансового планирования определяются
финансовой политикой. Это определение
объема денежных средств и их источников,
необходимых для выполнения плановых
заданий; выявление резервов роста
доходов, экономии в расходах; установление
оптимальных пропорций в распределении
средств между централизованными и децентрализованными
фондами.
Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.
Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:
Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:
Выбор
варианта программы зависит, прежде
всего, от экономических факторов (ресурсных).
При этом учитываются не только масштабы,
значение и сложность достижения
цели, но и размеры имеющихся заделов,
ожидаемый суммарный эффект, потенциальные
потери от недостижения цели.
Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.
Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:
Финансовому
воздействию присущи прямые, косвенные
и смешанные формы
Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.