Транснациональные компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:41, доклад

Описание работы

Транснациональная компания – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.

Работа содержит 1 файл

Транснациональная компания.docx

— 28.61 Кб (Скачать)

Транснациональная компания – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.

Под транснациональной компанией (ТНК) принято понимать предпринимательское  объединение, зарегистрированное в  одной из стран и действующее  на территории многих стран посредством  зарубежных филиалов, либо дочерних предпринимательских  фирм. Обычно удельный вес заграничной  деятельности ТНК в общем объеме реализации ею товаров и услуг  намного превышает 50%. В англоязычной литературе по международной экономике  для обозначения международных  бизнес - организаций часто употребляют  также термины «многонациональные фирмы» (multinational firms – MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation – MNC), которые используются как синонимы.

Страна базирования - страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.

Принимающие страны - страны, в которых размещена собственность ТНК.

ТНК часто делятся на три больших  группы:

• Горизонтально интегрированные  ТНК - управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.

• Вертикально интегрированные  ТНК - управляют подразделениями  в определенной стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения  в других странах.

• Раздельные ТНК - управляют  подразделениями, расположенными в  различных странах, которые вертикально  или горизонтально не объединены.

Выделяют следующие основные качественные признаки ТНК:

• особенности реализации: фирма реализует значительную часть  своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок;

• особенности размещения производства: в зарубежных странах  находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы;

• особенности прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.

Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию  транснациональных корпораций. Некоторые  крупные компании обладают всеми  этими тремя признаками одновременно.

Наиболее важным считается первый признак. Что касается интернационализации  производства и собственности, то эти два признака могут и отсутствовать.

В современном мире грань  между транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку  по мере развития глобализации экономики  происходит интернационализация и  рынков сбыта, и производства, и собственности. Из-за того, что исследователи пользуются разными количественными критериями выделения ТНК.

Преимущества ТНК перед обычными фирмами:

 

• возможность повышения  эффективности и усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих  в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия;

• мобилизация связанных  с экономической культурой «неосязаемых активов» (производственного опыта, навыков управления), которые становится возможным использовать не только там, где они складываются, но и переносить в другие страны (путем, например, внедрения  американских принципов личной ответственности в филиалах действующих по всей планете фирм США);

• дополнительные возможности  повышения эффективности и усиления конкурентоспособности путем доступа  к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой  или более квалифицированной  рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей  страны);

• близость к потребителям продукции иностранного филиала  фирмы и возможность получения  информации о перспективах рынков и  конкурентном потенциале фирм принимающей  страны. Филиалы транснациональных  корпораций получают важные преимущества перед фирмами принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской  фирмы и ее филиалов;

• возможность использовать в своих интересах особенности  государственной, в частности, налоговой  политики в различных странах, разницу  в курсах валют и т.д.;

• способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, перенося их по мере устаревания  в зарубежные филиалы и сосредотачивая усилия и ресурсы подразделений  в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;

• возможность преодолевать разного рода протекционистские  барьеры на пути проникновения на рынок той или иной страны путем  замены экспорта товаров экспортом  капиталов (т.е. создавая зарубежные филиалы);

• способность крупной  фирмы уменьшать риски производственной деятельности, рассредоточивая свое производство между разными странами мира.

В целом ТНК обеспечивают около 50% мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70% мировой  торговли, причем 40% этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются  не под давлением рынка, а под  долгосрочной политикой материнской  корпорации. Очень большие ТНК  имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные  корпорации, остальные - государства. Они  оказывают большое влияние в  регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби.

Транснациональные корпорации играли важную роль в глобализации.

 

ТНК имеют очень весомую  роль в мировых научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80% зарегистрированных патентов, при  этом на долю ТНК приходится и около 80% финансирования НИОКР.

ТНК - это не только производственные компании, но и транснациональные  банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские  компании, инвестиционные и пенсионные фонды.

Наиболее крупные транснациональные  корпорации мира:

Европа:

Nestlе - крупнейший в мире концерн по производству продуктов питания.

Vodafone - британская компания, крупнейший в мире по объёму выручки оператор сотовой связи.

Philips - крупный международный концерн, работающий в области электроники, медицинского оборудования.

BP - британская нефтегазовая  компания, вторая по величине публично торгующаяся нефтегазовая компания в мире

Gazprom - газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России. Является мировым лидером отрасли.

Америка:

Citigroup - крупнейшая международная корпорация, являющаяся одним из мировых лидеров в сфере финансового обслуживания.

Microsoft - крупнейшая транснациональная компания по производству программного обеспечения для различного рода вычислительной техники.

Exxon Mobil - крупнейшая частная нефтяная компания в мире

Google - американская компания, владеющая первой по популярности в мире поисковой системой Google.

Boeing - один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники.

Азия и Океания:

Toyota - крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация.

LG Group - южнокорейская корпорация, производитель электроники, бытовой техники, а также нефтехимических продуктов

Samsung Group - промышленный концерн (группа компаний), один из крупнейших в Южной Корее.

Epson - один из крупнейших производителей струйных, матричных и лазерных принтеров, сканеров, настольных компьютеров, проекторов, а также других электронных компонентов.

Huawei - одна из крупнейших китайских компаний в сфере телекоммуникаций.

О КОМПАНИИ

«Газпром нефть» и ее дочерние общества представляют собой вертикально-интегрированную  нефтяную компанию (ВИНК), основными  видами деятельности которой являются разведка, разработка, добыча и реализация нефти и газа, а также производство и сбыт нефтепродуктов.

«Газпром нефть» осуществляет свою деятельность в крупнейших нефтегазоносных  регионах России: Ханты-Мансийском и  Ямало-Ненецком автономных округах, Томской, Омской, Оренбургской областях. Основные перерабатывающие мощности компании находятся  в Омской, Московской и Ярославской  областях, а также в Сербии. Кроме  того, компания реализует проекты  в области добычи за пределами  России — в Ираке, Венесуэле и  других странах.

Доказанные запасы углеводородов  «Газпром нефти» по классификации SPE (PRMS) превышают 1,1 млрд тонн нефтяного эквивалента, что ставит ее в один ряд с двадцатью  крупнейшими нефтяными компаниями мира.

В состав группы «Газпром нефть» входят около 80 нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих  и сбытовых предприятий в России, странах ближнего и дальнего зарубежья, объединенных по принципу вертикальной интеграции. Компания перерабатывает более 80% добываемой нефти, демонстрируя оптимальное соотношение добычи и переработки.

Продукция «Газпром нефти» реализуется  как на территории России, так и  за ее пределами через разветвленную  сеть собственных сбытовых предприятий. На конец 2011 года сеть действующих АЗС  компании (собственные, арендованные и  франчайзинговые) насчитывает 1670 автозаправочных станций в России, странах СНГ и Европы.

По итогам 2011 года «Газпром нефть» входит в пятерку ведущих  российских нефтяных компаний по объемам  добычи нефти.

«Газпром нефть» в цифрах *

Доказанные запасы углеводородов  по классификации PRMS (SPE) 1 130 млн тонн н. э.

Воспроизводство запасов 214 %

Добыча углеводородов (с  учетом доли в добыче зависимых обществ) 57,3 млн тонн н. э.

Переработка нефти 40,5 млн тонн

Экспорт нефти 16,1 млн тонн

Реализация нефтепродуктов в РФ 24,3 млн тонн

Экспорт нефтепродуктов 17,2 млн тонн

Численность персонала 59 тыс.

Чистая прибыль по итогам 2011 г. $5,352 млрд

* По данным на 31 декабря  2011 г.

Газпром нефть» – вертикально  интегрированная нефтяная компания, основными видами деятельности которой  являются разведка, разработка, добыча и реализация нефти и газа, а  также производство и сбыт нефтепродуктов.

Сегодня «Газпром нефть» –  это компания, ориентированная на рост масштабов бизнеса за счет расширения ресурсной базы, интенсификации нефтедобычи  и модернизации нефтеперерабатывающих  мощностей.

Предприятия «Газпром нефти» обладают правами на пользование  недрами на 75 лицензионных участках в 11 регионах России, а также участвуют  в совместных проектах по освоению нефтяных месторождений за рубежом: в Сербии, Ираке, Анголе, Венесуэле, Экваториальной Гвинее и на Кубе. В 2011 году «Газпром нефть» сохранила  свои позиции в качестве одного из лидеров отрасли среди российских нефтяных компаний. Консолидированная  добыча углеводородов группы «Газпром нефть» в 2011 году составила 57,3 млн тонн н. э.

По итогам 2011 года «Газпром нефть» остается одним из лидеров  нефтяной отрасли и занимает первое место по динамике роста операционной прибыли (EBITDA), которая увеличилась  по сравнению с 2010 годом на 40% до $10,16 млрд, и по уровню совокупного дохода для акционеров. В 2011 году компания снова доказала свою эффективность, продемонстрировав наименьший в  отрасли рост удельных операционных затрат на баррель добычи нефтяного  эквивалента.

За 2011 год «Газпром нефть» сохранила положение одного из лидеров  по темпу прироста объемов переработки  нефти. За отчетный период переработка  увеличилась на 6,8% - до 40,5 млн тонн нефти.

«Газпром нефть» перерабатывает более 80% добытой нефти на собственных  нефтеперерабатывающих заводах. В  состав группы входит Омский НПЗ, один из лидеров в России по качеству выпускаемых продуктов: автомобильных  бензинов, топлива для дизельных  и реактивных двигателей, топочного  мазута, битума, ароматических углеводородов  и других нефтепродуктов. Омский НПЗ  связан трубопроводами с крупнейшими  месторождениями «Газпром нефти», что  позволяет обеспечить поступление  на завод нефти высокого качества с минимальными издержками. Также  в структуру компании в России входят Московский и Ярославский  НПЗ (принадлежит «Славнефти», которую «Газпром нефть» контролирует на 50%), а за рубежом – перерабатывающий комплекс сербской компании NIS, состоящий из двух НПЗ общей установленной мощность в 7,3 млн тонн нефти в год, расположенных в городах Панчево и Нови Сад.

Для реализации нефтепродуктов в компании созданы специализированные бизнес-единицы, занимающиеся продажей авиатоплива, бункеровкой, производством  и реализацией масел: «Газпромнефть-Аэро», «Газпромнефть Марин Бункер» и «Газпромнефть – смазочные материалы». Сеть автозаправочных станций компании включает комплекс из 1670 АЗС, расположенных в России, странах СНГ и Европе.

Показатели деятельности 2011 года

Добыча нефти

Ключевыми целями компании являются рациональное недропользование и эффективная  работа с истощенной ресурсной базой. Консолидированная добыча углеводородов  группы «Газпром нефть» в 2011 году составила 57,3 млн тонн н. э., увеличившись на 8% по сравнению с результатами 2010 года.

Переработка нефти

В 2011 году на нефтеперерабатывающих  заводах группы «Газпром нефть» переработано более 40,5 млн тонн нефти, что на 6,8 % превышает показатель предыдущего  года. Глубина переработки на Омском НПЗ достигла 84,05 % при среднеотраслевом показателе в России чуть более 70%.

Реализация нефти и  нефтепродуктов

Продукция «Газпром нефти» –  нефть, бензин, дизельное топливо, моторные масла, битумы и другие нефтепродукты  – экспортируется в более чем 50 стран мира и реализуется на всей территории России. В 2011 году экспорт  нефти составил 16,1 млн тонн, реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке  – 24,3 млн тонн.

Сеть АЗС

В 2011 году количество действующих  АЗС, находящихся в эксплуатации у сбытовых дочерних предприятий  «Газпром нефти», увеличилось до 1670. Реализация нефтепродуктов через АЗС, расположенных на территории России, возросла на 40 % и составила 4,905 млн  тонн.

Информация о работе Транснациональные компании