Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 09:32, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в следующем:
- Рассмотреть в теоретическом аспекте основные модели теории структуры капитала.
- Рассмотреть меры по разработке внедрения теоретических основ теории структуры капитала в показатели деятельности компании.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
- Рассмотреть в теоретическом аспекте сущность основных моделей теории структуры капитала.
- Рассмотрение применения отдельной теории структуры капитала в расчётах финансовых показателей деятельности фирмы.
- Сделать чёткие выводы на основе проведённой работы.
В нее входило уже не два, а семь структурных элементов:
- Планирование – определение целей и задач, подлежащих выполнению и указание способов их достижения;
- Организация – создание формальной структуры подчиненности, на основании которой осуществляется разделение работы между производственными подразделениями, определяется и координируется их деятельность, направленная на достижение поставленной цели;
- Укомплектование штата – все многообразие работы с личным составом, в том числе подбор, подготовку кадров и создание необходимых условий трудовой деятельности;
- Руководство – принятие решений и их оформление в виде приказов, инструкций, распоряжений;
- Координация – обеспечение согласованных действий всех подразделений предприятия, образующих единое целое за счет координации;
- Отчетность – обеспечение вышестоящих инстанций информацией о ходе работы и организация собственной информации администратора и его подчиненных о ходе дел посредством отчетов, докладов и проверок;
- Составление бюджета – предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов организации на определенный срок с указанием форм финансового контроля.
Среди этих семи элементов (POSDCORB – от planning, organizing, staffing, directing, coordinating, reporting, budgeting) впервые особое значение было уделено R & B, т.е. отчетности и финансовой отчетности (бюджетированию), как системе, помогающей решить проблему ассиметричной информации между агентом и принципалом.
Сама проблема «отлынивания» агентов и их безучастности в процессе деятельности организации не была решена, так как по мере роста организации происходит процесс усложнения и специализации циркулирующей в ней информации, а обладающие уникальной информацией участники организации не заинтересованы (безучастны) в ее распространении вообще и в ее неискаженной передаче принципалу в частности», соответственно остается угроза ассиметричной информации в результате ее искажения в процессе коммуникации снизу-вверх.
Эту проблему попытался решить Р.Ликерт путем создания определенной организационной структуры.
Ликерт обозначил свою модель организационной структуры, как «система 4» и выделил 8 характеристик, по которым она отличается от классической «системы 1».
Сравнительный
анализ характеристик представлен в таблице
1 [14. С. 46-51]:
Таблица 1. – Модель организационной структуры
Ликерт утверждал, что неэффективность классической организации обусловлена ее неспособностью реагировать на изменяющийся характер окружающей среды.
Перекрестная групповая структура Тейлора в сочетании с использованием руководителем группового принятия решений, по мнению Ликерта, представляет собой оптимальную интеграцию потребностей и желаний членов организации, владельцев акций, клиентов, поставщиков и других заинтересованных в деятельности компании лиц, что показывает рисунок 6 [14, C. 46-51]:
Рисунок
6. – Пример перекрестной групповой
организационной структуры Р. Ликерта
Асимметричная информация имеет место, когда менеджер знает о будущем своего предприятия больше, чем наблюдающие за ней аналитики и инвесторы. В этом случае менеджеры могут на основе имеющейся у них закрытой информации определить, что цена акций или облигаций их предприятия завышена или занижена.
Существуют различные степени асимметрии, так как руководство предприятия всегда лучше, чем посторонние наблюдатели, информировано о его перспективах. Однако нередко эта разница в информированности часто слишком мала, чтобы оказать влияние на действия менеджеров.
Сигнализация. Асимметричная информация может оказывать значительное влияние и на финансовые рынки, и на решения, принимаемые менеджерами. Для того чтобы обеспечить высокую котировку акций, предприятия, менеджеры должны информировать рынок о скрытом от него потенциале предприятия. Такие действия называют сигналами, а процесс передачи сигналов — сигнализацией.
Простейший
способ подачи сигналов — это проведение
пресс-конференции и заявление с благоприятной
информацией. Но эти акции малоэффективны.
Классическим эффективным примером распространения
информации в форме сигнализации являются
объявления о значительном увеличении
выплачиваемых дивидендов. Когда же большинство
инвесторов ожидают увеличения дивидендов,
а этого не происходит, менеджеры дают
негативный сигнал. [15, C. 20]
На основе вышеизложенного автор может сделать следующие выводы:
- Менеджер является неотъемлемой частью фирмы и выполняет свои совершенно определенные задачи;
- Даже в линейной организационной структуре, помимо организационной функции и функции планирования к нему прикреплены функции укомплектования штата, руководства (выработки формализованных директив действий), отчетности, координации и бюджетирования (т.е. эффективного распределения человеческих и финансовых ресурсов соответственно);
- Для осуществления всех этих функций менеджер должен обладать достоверной и своевременной информацией;
- А для этого, равно как и для эффективной деятельности менеджера, требуется выработка совершенной организационной структуры, обязанность по формированию которой, кстати, так же лежит на менеджере, т.е. принципале;
- Конкурентное
преимущество руководителя заключается
в нахождении приближенной к идеальной
для данной организации внутрифирменной
структуры с целью максимизации эффективности
деятельности агентов.
3. Практические аспекты теории структуры капитала
3.1
Методы оптимизации
структуры капитала
Оптимизация
структуры капитала является одной
из наиболее важных и сложных задач,
решаемых в процессе финансового
управления предприятием. Оптимальная
структура капитала представляет собой
такое соотношение
Процесс оптимизации структуры капитала предприятия осуществляется по следующим этапам:
1) Анализ капитала предприятия;
2) Оценка основных факторов, определяющих формирование структуры капитала;
3) Оптимизация структуры капитала компании по критерию минимизации его стоимости [17, C. 53].
Содержание основных этапов процесса оптимизации структуры капитала предприятия:
Основной целью этого анализа является выявление тенденций динамики объема и состава капитала в предплановом периоде и их влияния на финансовую устойчивость и эффективность использования капитала.
На
первой стадии анализа рассматривается
динамика общего объема и основных
составных элементов капитала в
сопоставлении с динамикой
На
второй стадии анализа рассматривается
система коэффициентов
а) коэффициент автономии. Он позволяет определить в какой степени используемые предприятием активы сформированы за счет собственного капитала, т.е. долю чистых активов предприятия в общей их сумме;
б) коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования). Он позволяет установить какая сумма заемных средств привлечена предприятием на единицу собственного капитала;
в) коэффициент долгосрочной финансовой независимости. Он характеризует отношение суммы собственного и долгосрочного заемного капитала к общей сумме используемого предприятием капитала и позволяет, выявить финансовый потенциал предстоящего развития предприятия;
г) коэффициент соотношения долго- и краткосрочной задолженности. Он позволяет определить сумму привлечения долгосрочных финансовых кредитов в расчете на единицу краткосрочного заемного капитала, т.е. характеризует политику финансирования активов предприятия за счет заемных средств.
Анализ финансовой устойчивости предприятия позволяет оценить степень стабильности его финансового развития и уровень финансовых рисков, генерирующих угрозу его банкротства.
На третьей стадии анализа оценивается эффективность использования капитала в целом и отдельных его элементов. В процессе проведения такого анализа рассчитываются и рассматриваются в динамике следующие основные показатели:
а) период оборота капитала. Он характеризует число дней, в течение которых осуществляется один оборот собственных и заемных средств, а также капитала в целом.
Чем меньше период оборота капитала, тем выше при прочих равных условиях эффективность его использования на предприятии, так как каждый оборот капитала генерирует определенную дополнительную сумму прибыли;
б) коэффициент рентабельности всего используемого капитала. По своему численному значению он соответствует коэффициенту рентабельности совокупных активов, т.е. характеризует уровень экономической рентабельности;
в) коэффициент рентабельности собственного капитала. Этот показатель, характеризующий достигнутый уровень финансовой рентабельности предприятия, является одним из наиболее важных, так как он служит одним из критериев формирования оптимальной структуры капитала;
г) капиталоотдача. Этот показатель характеризует объем реализации продукции, приходящейся на единицу капитала, т.е. в определенной мере служит измерителем эффективности операционной деятельности предприятия;
д) капиталоемкость реализации продукции. Он показывает какой объем капитала задействован для обеспечения выпуска единицы продукции и является базовым для моделирования потребности в капитале в предстоящем периоде с учетом отраслевых особенностей операционной деятельности [18, C. 340-342].
2) Оценка основных факторов, определяющих формирование структуры капитала.
Существует ряд объективных и субъективных факторов, учет которых позволяет целенаправленно формировать структуру капитала, обеспечивая условия наиболее эффективного его использования на каждом конкретном предприятии. Основными из этих факторов являются:
- Отраслевые особенности операционной деятельности предприятия.
Характер этих особенностей определяет структуру активов предприятия, их ликвидность. Предприятия с высоким уровнем фондоемкости производства продукции в силу высокой доли внеоборотных активов, имеет обычно более низкий кредитный рейтинг и вынуждены ориентироваться в своей деятельности на использование собственного капитала. Кроме того, характер отраслевых особенностей определяет различную продолжительность операционного цикла. Чем ниже период операционного цикла, тем в большей степени (при прочих равных условиях) может быть использован предприятием заемный капитал.