Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:29, реферат
Бизнес-планирование - это процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и методов их достижения. В рыночной экономике предприятия и предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно накапливать и анализировать информацию о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов. Так же как и о собственных перспективах и возможностях.
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Бизнес-план: сущность, цель и задачи
Бизнес-планирование - это процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и методов их достижения. В рыночной экономике предприятия и предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно накапливать и анализировать информацию о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов. Так же как и о собственных перспективах и возможностях.
Существуют ключевые положения, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым, уменьшив риск в достижении поставленных целей. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-планирование и его результат – бизнес-план.
Прежде чем приступить к изучению бизнес-плана, рассмотрим историю его появления в России.
Самый первый в России бизнес-план был составлен в начале девяностых. До этого времени планирование на предприятиях облекалось в иные формы. Вскоре, однако, выяснилось, что бизнес-план, если к нему отнестись серьезно, требует знаний отечественного бизнеса, его глубин. Вскоре необходимость в бизнес-плане стала настолько очевидной, что уже в 1994-1995 годах он становится обязательным. В январе 1995 года московское правительство опубликовало распоряжение, в котором впервые рекомендовало бизнес-план в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов. Крупные коммерческие банки разработали подробные перечни вопросов, на которые нужно ответить в бизнес – плане, как в «необходимом документе». [18]
Рассмотрим понятие бизнес-плана, его цели и задачи.
Бизнес-план – план, программа осуществления бизнес- операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. [13]
Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса. Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося, предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития.
Каковы основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес - планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя». [3]
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. [18]
Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например:
В настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.
Выделяют также внешнюю и внутреннюю цель бизнес-плана. Внешние цели бизнес-плана связаны с обоснованием целесообразности и обоюдной выгодности инвестиций в бизнес компании, как для самой компании, так и для финансового института, осуществляющего этот процесс.
Важнейшей внутренней целью бизнес-плана является объективная оценка деятельности компании – это инструмент контроля и управления. Финансовая, оперативная и инвестиционная политика компании должна соответствовать стратегическим целям, выделенным в бизнес-плане.
Бизнес-планирование решает следующие важные задачи:
- определяет степень
- конкретизирует перспективы
бизнеса в виде системы
- привлекает внимание и интерес,
- помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и её рабочую среду.
Для
начинающего предпринимателя бизнес-план
– это по сути, всё, чем он может привлечь
внимание инвесторов. Уровень составленного
бизнес-плана становится показателем
надёжности серьёзности предпринимателя
и его дела.
1.2 Структура бизнес-плана
Структура и содержание бизнес-плана могут различаться в зависимости от цели написания плана (внутренняя или внешняя), стадии развития компании, отрасли, личных вкусов людей, которые готовят этот документ и т.д. Бизнес-план должен убедить потенциальных инвесторов, что предложенная модель бизнеса реалистична, предлагаемый продукт (услуга) интересен рынку и будет продаваться, а получаемый доход удовлетворит компанию и инвестора. Информация, представленная в бизнес-плане, должна быть основана на фактах, достоверна и четко структурирована.
Это должен быть честный анализ, основанный на реальных допущениях. Допущения должны быть хорошо изучены и аргументированы с использованием ссылок на авторитетные источники информации и документы.
Бизнес-план – это "живой документ" и его написание представляет собой итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.
В настоящее время достаточно много учебно-методической литературы по составлению бизнес-плана компании [4, 5, 7, 8, 11, 12, 14, 17]. Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части: [18]
Проанализируем разделы бизнес-плана согласно представленной выше структуре. Титульная страница бизнес-плана является визуальным обращением от компании к потенциальному инвестору, поэтому она должна быть лаконичной и привлекательной. Титульный лист имеет следующее содержание:
- заголовок плана;
- дата его подготовки;
- кто подготовил план, полное
название и адрес фирмы, имя
предпринимателя и его
- для кого подготовлен план.
Меморандум о конфиденциальности составляется в целях предупреждения лиц, которые ознакомились с бизнес-планом, о конфиденциальности информации, содержащейся в нем. В меморандуме напоминается, что знакомящийся с бизнес-планом берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия владельца документа, а также упоминается о запрете копирования всего бизнес-плана или отдельных его частей для каких-либо целей.
Резюме: этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Серьезный инвестор хочет быстро выяснить, в чем суть вашего проекта и его потенциальная эффективность, сколько денежных средств и в какой форме вам нужно для успешной реализации проекта.
Этот раздел бизнес-плана, предоставляя краткую и ясную информацию о целях, стратегии и прибыльности бизнеса, уникальности продукта (услуги), должен убедить инвесторов (кредиторов) прочитать полную версию бизнес-плана и изучить все подробности.
По сути, в этом разделе в сжатой форме излагается весь бизнес-план, раскрывая сущность и цель проекта компании. Основой для написания этого раздела служит информация, содержащаяся во всех разделах разработанного бизнес-плана.
История бизнеса. Этот раздел составляется в том случае, если предприятие существует и прошло определённый путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы.
Раздел должен рассказать о том, когда бизнес был основан, каковы основные этапы его развития, какие продукты/услуги были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме. Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами. В этом разделе необходимо доказать инвестору, что компания (команда) способна осуществить намеченные в бизнес-плане цели и решить на этом пути много трудных задачи.
Продукт (услуга, технология). В этом разделе бизнес-плана должно быть представлено детальное описание продукта (услуги, технологии) с анализом конкурентных преимуществ и недостатков. Вопросы, которые относятся к описанию продукта (услуги, технологии), могут представлять собой следующий перечень:
Рынок. Информация этого раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для продукта (услуги, технологии), а также в умении компании продавать созданный продукт. Способность компании вывести продукт на рынок, не менее важна, чем умение создать продукт.
В этом разделе должна быть представлена информация об объеме рынка, темпах его роста, трендах, сегментах, конкурентах и потребителях продукта компании, а также каналах его распространения и т.д.
План маркетинга является важной частью бизнес-плана, так как он описывает, как можно продвинуть продукт (услугу) на рынок с учетом внутренних и внутренних факторов среды, в которой оперирует компания. Инвесторы рассматривают план маркетинга как критическую точку для достижения успеха нового продукта на рынке.
Производство. Здесь описываются процедуры и средства, необходимые компании для производства продуктов (услуг). Если компания собирается производить продукт, то необходим производственный план, который должен подробно описывать производственный процесс.
В производственном плане должна быть информация о производственных мощностей (помещения, оборудование и т.д.), персонале, источниках сырья и комплектующих, а также идеология сервисного обслуживания. Если какие-то части производственного процесса (или весь процесс) предполагается передать субподрядчикам, то необходимо соответствующее описание субподрядчиков.
Информация раздела призвана убедить инвестора в реальности изготовления продукции (предоставления услуги) с характеристиками и объемами, описанными в предыдущих разделах бизнес-плана. В структуре этого раздела также приводятся: общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.
Информация о работе Теоретические основы бизнес-планирования