Теоретические основы бизнес-планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:29, реферат

Описание работы

Бизнес-планирование - это процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и методов их достижения. В рыночной экономике предприятия и предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно накапливать и анализировать информацию о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов. Так же как и о собственных перспективах и возможностях.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 

1.1 Бизнес-план: сущность, цель и задачи

      Бизнес-планирование - это процесс формирования целей, определение приоритетов, средств  и методов их достижения. В рыночной экономике предприятия и предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно накапливать и анализировать информацию о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов. Так же как и о собственных перспективах и возможностях.

      Существуют ключевые положения, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым, уменьшив риск в достижении поставленных целей. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-планирование и его результат – бизнес-план.

      Прежде  чем приступить к изучению бизнес-плана, рассмотрим историю его появления в России.

      Самый первый в России бизнес-план был  составлен в начале девяностых. До этого времени планирование на предприятиях облекалось в иные формы. Вскоре, однако, выяснилось, что бизнес-план, если к нему отнестись серьезно, требует знаний отечественного бизнеса, его глубин. Вскоре необходимость в бизнес-плане стала настолько очевидной, что уже в 1994-1995 годах он становится обязательным. В январе 1995 года московское правительство опубликовало распоряжение, в котором впервые рекомендовало бизнес-план в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов. Крупные коммерческие банки разработали подробные перечни вопросов, на которые нужно ответить в бизнес – плане, как в «необходимом документе». [18]

      Рассмотрим  понятие бизнес-плана, его цели и задачи.

      Бизнес-план – план, программа осуществления бизнес- операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. [13]

      Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса. Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося, предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития.

      Каковы  основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес - планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя». [3]

     Основной  целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. [18]

     Другие  цели разработки бизнес-плана могут  быть различными, например:

  • получение кредитов или привлечение инвестиций;
  • определение степени реальности достижения намеченных результатов;
  • доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;
  • убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.

     В настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.

     Выделяют  также внешнюю и внутреннюю цель бизнес-плана. Внешние цели бизнес-плана связаны с обоснованием целесообразности и обоюдной выгодности инвестиций в бизнес компании, как для самой компании, так и для финансового института, осуществляющего этот процесс.

     Важнейшей внутренней целью бизнес-плана является объективная оценка деятельности компании – это инструмент контроля и управления. Финансовая, оперативная и инвестиционная политика компании должна соответствовать стратегическим целям, выделенным в бизнес-плане.

      Бизнес-планирование решает следующие важные задачи:

          - определяет степень жизнеспособности  и будущей устойчивости       предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;

          -  конкретизирует перспективы  бизнеса в виде системы количественных  и      качественных показателей системы;

          - привлекает внимание и интерес,  обеспечивает поддержку со стороны      потенциальных инвесторов фирмы;

          - помогает получить ценный опыт  планирования, развивает перспективный      взгляд на организацию и её  рабочую среду.

      Для начинающего предпринимателя бизнес-план – это по сути, всё, чем он может привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана становится показателем надёжности серьёзности предпринимателя и его дела. 

      1.2 Структура бизнес-плана

      Структура и содержание бизнес-плана могут различаться в зависимости от цели написания плана (внутренняя или внешняя), стадии развития компании, отрасли, личных вкусов людей, которые готовят этот документ и т.д. Бизнес-план должен убедить потенциальных инвесторов, что предложенная модель бизнеса реалистична, предлагаемый продукт (услуга) интересен рынку и будет продаваться, а получаемый доход удовлетворит компанию и инвестора. Информация, представленная в бизнес-плане, должна быть  основана на фактах, достоверна и четко структурирована.

      Это должен быть честный анализ, основанный на реальных допущениях. Допущения  должны быть хорошо изучены и аргументированы  с использованием ссылок на авторитетные источники информации и документы.

      Бизнес-план – это "живой документ" и  его написание представляет собой итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.

      В настоящее время достаточно много учебно-методической литературы по составлению бизнес-плана компании [4, 5, 7, 8, 11, 12, 14, 17]. Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части: [18]

    • Титульная страница;
    • Меморандум о конфиденциальности;
    • Резюме;
    • история бизнеса (если предприятие уже действует);
    • Продукт (услуга, технология);
    • Рынок;
    • Производство;
    • Финансы;
    • Приложения.

      Проанализируем  разделы бизнес-плана согласно представленной выше структуре. Титульная страница бизнес-плана является визуальным обращением от компании к потенциальному инвестору, поэтому она должна быть лаконичной и привлекательной. Титульный лист имеет следующее содержание:

       - заголовок плана;

       - дата его подготовки;

       - кто подготовил план, полное  название и адрес фирмы, имя  предпринимателя и его домашний  телефон;

       - для кого подготовлен план.

      Меморандум  о конфиденциальности составляется в целях предупреждения лиц, которые ознакомились с бизнес-планом, о конфиденциальности информации, содержащейся в нем. В меморандуме напоминается, что знакомящийся с бизнес-планом берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия владельца документа, а также упоминается о запрете копирования всего бизнес-плана или отдельных его частей для каких-либо целей.

      Резюме: этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Серьезный инвестор хочет быстро выяснить, в чем суть вашего проекта и его потенциальная эффективность, сколько денежных средств и в какой форме вам нужно для успешной реализации проекта.

      Этот  раздел бизнес-плана, предоставляя краткую  и ясную информацию о целях, стратегии  и прибыльности бизнеса, уникальности продукта (услуги), должен убедить инвесторов (кредиторов) прочитать полную версию бизнес-плана и изучить все подробности.

      По  сути, в этом разделе в сжатой форме излагается весь бизнес-план, раскрывая сущность и цель проекта компании. Основой для написания этого раздела служит информация, содержащаяся во всех разделах разработанного бизнес-плана.

      История бизнеса. Этот раздел составляется в том случае, если предприятие существует и прошло определённый путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом,   достижения работников фирмы.

      Раздел  должен рассказать о том, когда бизнес был основан, каковы    основные  этапы его развития, какие продукты/услуги были предоставлены для рынка, какова роль высшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме. Итоги деятельности и достигнутый успех необходимо связать с намеченными целями и ориентирами. В этом разделе необходимо доказать инвестору, что компания (команда) способна осуществить намеченные в бизнес-плане цели и решить на этом пути много трудных задачи.

      Продукт (услуга, технология). В этом разделе бизнес-плана должно быть представлено детальное описание продукта (услуги, технологии) с анализом конкурентных преимуществ и недостатков.  Вопросы, которые относятся к описанию продукта (услуги, технологии), могут представлять собой следующий перечень:

  1. Конкретное описание товара и способов его применения. При этом свойства товара должны быть сопряжены с потребностями его потенциальных покупателей.
  2. Тенденция применения выбранного товара (будет ли с течением времени его потребление возрастать или уменьшатся, возможны ли новые способы его применения?). Каким фирма видит жизненный цикл своего товара?
  3. Каков диапазон подобных продуктов/услуг, предлагаемых конкурентами? Обладает ли выбранный товар уникальностью по сравнению с моделями конкурентов, требует ли рынок (потребители) наличия уникальности, специфичности товара?
  4. Если свойства товара определяют некоторые колебания в величине его продаж – цикличность, сезонность, нужно это специально оговорить.

      Рынок. Информация этого раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для продукта (услуги, технологии), а также в умении компании продавать созданный продукт. Способность компании вывести продукт на рынок, не менее важна, чем умение создать продукт.

      В этом разделе должна быть представлена информация об объеме рынка, темпах его  роста, трендах, сегментах, конкурентах  и потребителях продукта компании, а также каналах его распространения и т.д.

      План  маркетинга является важной частью бизнес-плана, так как он описывает, как можно  продвинуть продукт (услугу) на рынок  с учетом внутренних и внутренних факторов среды, в которой оперирует  компания. Инвесторы рассматривают план маркетинга как критическую точку для достижения успеха нового продукта на рынке.

      Производство. Здесь описываются процедуры и средства, необходимые компании для производства продуктов (услуг). Если компания собирается производить продукт, то необходим производственный план, который должен подробно описывать производственный процесс.

      В производственном плане должна быть информация о производственных мощностей (помещения, оборудование и т.д.), персонале, источниках сырья и комплектующих, а также идеология сервисного обслуживания. Если какие-то части производственного процесса (или весь процесс) предполагается передать субподрядчикам, то необходимо соответствующее описание субподрядчиков.

      Информация  раздела призвана убедить инвестора в реальности изготовления продукции (предоставления услуги) с характеристиками и объемами, описанными в предыдущих разделах бизнес-плана. В структуре этого раздела также приводятся: общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.

Информация о работе Теоретические основы бизнес-планирования