Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 04:58, реферат
Статья известного американского экономиста-криминолога Томаса Шеллинга стала одной из первых научных публикаций, посвященных анализу организованной преступности с позиций экономической теории. При знакомстве с этой статьей (в реферате отражено содержание основных ее разделов) следует помнить, что в ней рассматривается организованная преступность США 60-х гг., до начала “эры наркотиков”, когда основными видами мафиозного бизнеса в США были еще рэкет и гемблинг
“…Некоторые цели
организованной преступности совпадают
с целями общества - это минимизация
междоусобиц банд и всех насильственных
побочных последствий преступлений, даже
избегание согласно договоренности определенных
видов преступлений. Если общество не
имеет легальных средств для борьбы с
некоторыми видами преступлений... может
быть, обществу надо позволить преступному
миру самому устанавливать достаточно
строгую дисциплину, что может потребовать
существования [преступных] организаций,
достаточно сильных, чтобы поддерживать
дисциплину” (с. 122).
“Если это так,
то не следует желать... чтобы вся преступность
была менее организованной. Возможно даже,
нам необходимо, чтобы некоторые виды
преступности были бы более организованными,
чем сейчас” (с. 122). Если, например, нельзя
легализовать аборты, то поощрение организованности
в этом виде преступного бизнеса может
уменьшить некоторые наиболее пагубные
последствия подпольных абортов. Крупная
организация обеспечивала бы высокие
стандарты оказываемых услуг, поддерживая
“престиж фирмы” и не позволяя малоквалифицированному
работнику вредить репутации своих коллег
(производить негативный внешний эффект).
Пока же, “по общему мнению, криминальные
аборты проводятся менее компетентно
и более безответственно, чем нелегально
контролируемый гемблинг” (с. 123).
Компромисс с
организованной преступностью
Принято осуждать
соглашения, которые иногда достигаются
преступным миром с силами правопорядка.
Очевидно, что коррупция государственных
служащих (в том числе полицейских)
заслуживает негативной оценки. Однако
есть и другая сторона этой проблемы.
“...Между полицией
и преступниками, несомненно, существует
нечто вроде соглашения - молчаливо или
явно установленное взаимопонимание относительно
того, что в военной области именовалось
бы ограничением войны, контролем над
вооружением и развитием сфер взаимовлияния.
Такое немного хладнокровное примирение
не обязательно плохая вещь; оно оказалось
неудачным в Мюнхене(5) и потому провалилось,
но оно не всегда должно проваливаться”
(с. 123).
Уже признано, что
в отношении преступной деятельности
легальных фирм (ограничения ими торговли,
уклонения от налогов, применения нелегального
труда и т. д.) политика переговоров и регулирования
оказывается действенной. Когда же какой-либо
вид бизнеса (например, гемблинг) совершенно
преступен, руководствоваться такой тактикой
гораздо сложнее. Но в международной политике
применимо хладнокровное соглашение с
заведомым врагом ради ограничения негативных
для обеих враждующих сторон последствий
войны. “Возможно, такой подход отчасти
необходим и в отношении преступности”
(с.123). И если подобное “примирение с мафией”
невозможно признавать открыто, то это
может быть выполнено на неофициальном
уровне теми, кто непосредственно борется
с преступностью, стремясь минимизировать
потери общества.
Связь организованной
преступности с законодательным принуждением:
черные рынки и конкуренция
Деятельность
черного рынка отличается от преступлений
типа рэкета или грабежей тем, что
она “преступна” лишь постольку,
поскольку законодательно запрещены
товары или услуги, которые этот
рынок дает потребителям. “Мы выделяем
определенные потребительские блага и
услуги как вредные или греховные... мы
запрещаем наркотики, но не табак, запрещаем
азартную игру в казино, но не на фондовой
бирже, запрещаем внебрачный секс, но не
обжорство... Иными словами, содержание
[общественной] политики - вот что формирует
черные рынки” (с. 124).
Одним из важных
вопросов, указывает автор, является
изучение того, что происходит, когда
запрещенная индустрия
Обсуждая вопрос
о наркотиках, азартных играх, проституции
и иных товарах, которые вытеснены
законом на черный рынок, следует
учитывать потери общества от создания
криминальной индустрии. Т. Шеллинг
перечисляет следующие
“Во-первых, она
дает преступнику такую же защиту,
какую [протекционистский] тариф может
дать внутренней монополии, - гарантирует
отсутствие конкуренции со стороны
людей, которые не хотят быть преступниками,
и гарантирует преимущество тем,
кто умеет обходить закон.
Во-вторых, она
обеспечивает особые стимулы к коррумпированию
полиции, поскольку полиция… может
быть использована для устранения конкуренции.
В-третьих, большое
число потребителей, которые, возможно,
вовсе не преступники... учатся презирать
закон и даже враждовать с ним, будучи
вынужденными приобретать определенные
товары и услуги у преступников путем
нелегальных сделок.
В-четвертых, пристрастие
к наркотикам может настолько
усугублять бедность некоторых... людей,
что они вынуждены совершать преступления...
поскольку закон устроен так, что единственным...
источником того, чего они отчаянно жаждут,
может быть [только] криминальный источник.
В-пятых, эти
крупные черные рынки гарантируют
организованной преступности стимулы
и прибыли, достаточные для создания и
сохранения крупной преступной организации.
Может быть... без этих важных черных рынков
преступность была бы существенно более
децентрализованной”
Список литературы
Составлено по:
Schelling T.C. Economic Analysis and Organized Crime // U.S. The president,s
commission on law enforcement and administration of justice. Task force
report: organized crime. Annotations and consultants paper. Washington,
1967. P. 114-126.
(2)Гемблинг (gambling)
- организация азартных игр, по
этическим соображениям запрещенных в
США (за исключением некоторых исключений,
наиболее известным из которых является
Лас-Вегас - “столица порока”).
(3)Картель - форма
олигополистической
(4)Именно из-за
ограниченности легальных
(5)Автор проводит
аналогию с “Мюнхенским