Текущие финансовые потребности и краткосрочное кредитование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:15, курс лекций

Описание работы

В процессе эксплуатации инвестиций предприятие испытывает краткосрочные потребности в денежных средствах: необходимо закупать сырье, оплачивать топливо, формировать запасы, предоставлять отсрочки платежа покупателям и т.д.
Основным внутренним источником финансирования подобных потребностей служит чистый оборотный капитал, который рассчитывается по балансу двумя способами: сверху и снизу.

Работа содержит 1 файл

тема3_ФиК.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Тема 3. Текущие финансовые потребности и краткосрочное кредитование.  

     В процессе эксплуатации инвестиций предприятие  испытывает краткосрочные потребности  в денежных средствах: необходимо закупать сырье, оплачивать топливо, формировать  запасы, предоставлять отсрочки платежа покупателям и т.д.

     Основным  внутренним источником финансирования подобных потребностей служит чистый оборотный капитал, который  рассчитывается по балансу двумя способами: сверху и снизу.

     Та  часть оборотных активов, которая  не покрыта денежными средствами, надо финансировать в долг, т.е. брать краткосрочный кредит.

     Текущие финансовые потребности – это  разница между суммой запасов  сырья и готовой продукции, дебиторской  задолженностью и кредиторской задолженностью.

     Учитывая  остроту проблемы недостатка собственных оборотных средств, необходимо рассмотреть природу ТФП и способы их регулирования.

     На  ТФП оказывают влияние различные  факторы:

    • длительность эксплуатационного и сбытового цикла;
    • темпы роста производства
    • сезонность производства
    • состояние конъюнктуры
    • величина и норма добавленной стоимости
 
    1. ПОИСК ИСТОЧНИКОВ СОБСТВЕННЫХ  СРЕДСТВ
 

Коэффициенты  деловой активности

     Позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства.

К оборачиваемости  активов = выручка / среднегодовая стоимость активов 

Среднегодовая стоимость = (остатки на начало периода + остатки на конец периода)/2 

     Коэффициент показывает, сколько раз за год  совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль

     Важно единообразие в оценке, так как если применяется ускоренная амортизация, то оборачиваемость будет выше. Кроме того, он растет при высокой изношенности основных средств предприятия. 

К оборачиваемости  ДЗ = 365 / Чистая выручка / чистая среднегодовая  ДЗ покупателей

     Коэффициент показывает, сколько раз в среднем ДЗ превращается в денежные средства. Полезно сравнивать с Кокз. Позволяет сопоставить условия коммерческого кредитования, которыми предприятие пользуется у других, и те, которые предприятие предоставляет. 

К оборачиваемости  КЗ = 365 / себестоимость реализованной продукции / средняя стоимость КЗ поставщикам

     Коэффициент показывает, сколько требуется оборотов для оплаты выставленных счетов.

К. оборачиваемости  материально-производственных запасов = 365 / себестоимость  реализованной продукции / среднегодовая стоимость МПЗ. 

     Коэффициент показывает, сколько времени требуется  для продажи МПЗ (без оплаты).

     Чем выше показатель, тем меньше средств  заморожено в этой наименее ликвидной  статье оборотных средств и тем  устойчивее финансовое положение предприятия.

     Иногда  увеличение оборачиваемости  запасов  отражает негативные явления: объем  реализации товаров с минимальной  прибылью или вообще без прибыли.

     Длительность  операционного цикла показывает, сколько дней требуется для производства, продажи и оплаты продукции предприятия.

Доц = Коб дз + К об мпз,

т.е. в  течение какого времени денежные средства связаны в МПЗ, 

Управление  запасами.

      Очень часто сотрудники отдела продаж стремятся  удовлетворить все потребности  потребителей и наращивают запасы, значительно превышающие реальные потребности бизнеса. Отсюда – снижение ликвидности и путь к банкротству. Поэтому основные задачи финансового менеджера:

      Сможет  ли компания удовлетворить все требования покупателей быстро и в необходимом  объеме и не ли на складе «ненужных товаров»;

      Какая часть средств вложены в «мертвые»  запасы;

      Какой объем запасов позволит снизить  издержки хранения и существенно  не повлияют на выручку;

      Повысит ли расширение ассортимента рентабельность компании;

      Как минимизировать затраты на хранение и прочие эксплуатационные расходы.

      Управление  затратами – очень важная задача, поскольку в логистике – 40% затрат идут на управление запасами.

      Чтобы определить, от каких товаров компания может легко отказаться. Полезно  сделать классификацию ассортимента с учетом вклада каждого товара. В большинстве случаев – в зависимости от валовой годовой стоимости. Например, в порядке убывания в соответствии с объемом продаж: А – 80%, Б – 15%, В – 4%, Г – 1%, Х – 0% (мертвые запасы).

      Такое ранжирование помогает выявить товары, повышающие оборачиваемость запасов, но не позволяют определить, какие запасы нужно иметь.

      Например,

Товар Кол-во заказов Кол-во штук Сумма
А1 2 12000 300000
А2 4 6000 75000
А3 50 2500 6500
 

     А1 и А2 имеют высокую стоимость, но их редко заказывают, поэтому их лучше иметь под заказ и создавать запас не имеет смысла.

     Хотя  данная ситуация зависит от обязательств компании по поставкам. Например, с  сетями не важно, какой товар не поставлен, репутация будет потеряна.

   Товар Х – либо ликвидировать, либо держать, но при условии:

  • что есть уверенность в том, что он будет продан;
  • что он может быть востребован в любой момент, а его отсутствие может нанести вред репутации компании.

     Итак, эффективное управление запасами основано на трех принципах:

    1. Запасы сырья и материалов с высокой себестоимостью должны быть минимальными;
    2. Страховых запасов должно быть достаточно для выполнения оперативных заказов ключевых клиентов, можно выделить 10 ключевых клиентов;
    3. Создание излишних запасов оправдано, если есть уверенность, что они будут востребованы и рост цен на них позволит компенсировать стоимость кредитных ресурсов.

     Таким образом, нужно настаивать на том, чтобы  классификация проводилась не только по стоимости, но и по количеству заказов. Для этого используется ABC и XYZ анализ.

     При АВС анализе сопоставляются показатели в натуральном и стоимостном  выражении. Это классификация в  порядке убывания стоимости годового потребления. А – наиболее дорогостоящие  объекты, Б – меньше внимания, С  – рутинный характер. Или А –  материалы, которые регулярно используются в больших количествах. Или А – это поставщики, на долю которых приходится 75% оборота.

     Основная  идея XYZ анализа – группировка объектов по степени однородности, дифференциация товаров по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования. Х – товары со стабильным спросом, У – более значительные отклонения, З – прогнозировать невозможно, т.к. слишком велики колебания.

     Для распределения товаров используется коэффициент вариации, который показывает степень отклонения от среднего значения: Х – 0-10, У – 10-25, остальные З. 

Алгоритм  проведения анализа

    1. Определение объектов анализа (клиент, поставщик, товар…)
    2. Выявление параметра анализа (средний товарный запас, объем продаж)
    3. Определение периодов (периода) (неделя, декада, месяц…)
    4. Расчет коэффициента
    5. Ранжирование
 

Факторы

  1. Чем больше данных, тем надежнее результаты
  2. Если ситуация меняется, то нельзя: например вывод нового товара
  3. Сезонность
 

     Далее матрица, как основа управления как основа управления, более подробный анализ (маркетинговое значение, отношения с поставщиками…). Например, АХ – большой вклад, высокая степень надежности из-за стабильности потребления.  

Управление  ДЗ

      Главная задача оценки ДЗ – определение  рыночной стоимости, иными словами, определение на основе анализа данных бухгалтерского и управленческого учета денежного эквивалента, который ожидается в результате продажи ДЗ.

      После предварительного анализа исходной информации. Проверки оригиналов подтверждающих документов, проведения актов сверки производится оценка и учет безнадежных долгов, т.е. той ДЗ, которая вероятно никогда не будет оплачена из-за неплатежеспособности организации дебитора.

      При осуществлении оценки ДЗ с учетом ее балансовой стоимости  необходимы три корректировки:

    • Оценка и учет безнадежных долгов по причине неплатежеспособности дебиторов;
    • Оценка возможных претензий дебиторов по количеству и качеству товаров;
    • Изменение стоимости задолженности с учетом начисленных и признанных должником штрафных санкций, обусловленных договором или решением суда в соответствии с законодательством.

     Чтобы иметь реальную оценку перспективы  получения Д3, надо попытаться оценить  вероятность безнадежных долгов по группам и срокам.

     Чем больше срок погашения, тем меньше ее текущая стоимость. Но стоимость приближенная, т.к. рыночной она станет тогда, когда ее продадут.

     По  итогам инвентаризации выделяют следующие  виды:

- задолженность,  подлежащая списанию;

- задолженность,  рыночная цена которой ниже  расходов по взысканию или незначительно их превышает, либо взыскание м.б. произведено после восстановления платежного дебитора;

- задолженность  платежеспособных организаций, либо  организаций, имеющих обеспечение  – подлежит взысканию.

     Проблемы  ликвидности Д3 становится ключевой позицией каждой организации.

      Контроль  и анализ ДЗ по срокам возникновения:

  • позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и предоставления скидок;
  • определяет области, в которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов;
  • дает базу для создания резерва по сомнительным долгам;
  • позволяет сделать прогноз поступлений средств;

     Наиболее  употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются: письма, звонки, визиты, продажа задолженности. 

     Сопоставление ДЗ и КЗ

     Бывают  аргументы, что ДЗ может быть любой, лишь бы меньше КЗ, а при анализе  следует принимать во внимание только разницу между ними. Это ошибка! Поскольку погашение КЗ не зависит  от погашения ДЗ. Их следует рассматривать  отдельно.

Информация о работе Текущие финансовые потребности и краткосрочное кредитование