Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:49, контрольная работа

Описание работы

Существуют выработанные мировой практикой общие принципы финансового контроля: законность, объективность, профессиональная компетентность, функциональная независимость, ответственность, действенность, рациональность. Они нашли отражение во многих основополагающих и методологических документах финансового контроля начиная с известной Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой в 1980 г. X конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ ………………………………………………………………….5
1.1. Сущность, значение и виды контроля в управлении экономикой ……….5
1.2. Система контроля в экономике …………………………………………….7
1.3. Основные принципы, цели и задачи экономического контроля ………..10
1.4. Функции экономического контроля ………………………………………12
1.5. Предмет и объекты экономического контроля …………………………..13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ……………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ ………………………………………………………………….5

1.1. Сущность, значение и виды контроля в управлении экономикой ……….5

1.2. Система контроля  в экономике …………………………………………….7

1.3. Основные принципы, цели и задачи экономического контроля ………..10

1.4. Функции экономического контроля ………………………………………12

1.5. Предмет и объекты экономического контроля …………………………..13

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ……………………………………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………21

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

       В условиях рыночной экономики функция  контроля становится ведущей в государственном управлении. Государство и его контрольные органы, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивают защиту своих граждан от незаконных действий предпринимателей, менеждеров; государство гарантирует сохранность собственности граждан и исполнение обязательств, которые принимают собственники в отношении наемных работников, и хозяйствующие субъекты в отношении государства и друг друга.

       Чтобы понять сущность финансового контроля, необходимо выделить характерные признаки составляющих его элементов, которые позволяли бы установить его индивидуальность и определить роль и место среди иных близких понятий.

       Термин  «контроль» в научной и практической деятельности употребляется достаточно часто. Многие исследователи проблем социального управления и права обращаются к вопросам организации и проведения контроля, в той или иной мере освещая цели, задачи, функции, механизм контроля, сферы компетенции контрольных органов.

       Существуют  различные виды контроля, каждая из которых характеризуется такими элементами, как:

       1) субъект контроля;

       2) субъект, принимающий решение  по результатам контроля;

       3) объект контроля;

       4) предмет контроля;

       5) цель контроля;

       6) задачи контроля;

       7) принципы контроля;

       8) методы контроля;

       9) техника и технология контроля;

       10) процесс контроля.

       Существуют  выработанные мировой практикой  общие принципы финансового контроля: законность, объективность, профессиональная компетентность, функциональная независимость, ответственность, действенность, рациональность. Они нашли отражение во многих основополагающих и методологических документах финансового контроля начиная с известной Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой в 1980 г. X конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ).

       Всеобщность, обязательность, практичность и эффективность  указанных принципов определяются их природой. В них находят объективное выражение закономерности происхождения и действия финансового контроля, а в более широком смысле – контроля вообще как обязательной функции управления. Однако необходимость восстановления системы финансового контроля и разработки его методик, адекватных современному состоянию экономки, становится все более очевидной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ.

     1.1. Сущность, значение и виды контроля в управлении экономикой.

       Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирование, учет, контроль, анализ и принятие управленческих решений.

       Исследования  систем управления всегда шло рядом  с исследованиями проблем контроля. Фундаментальные элементы экономических знаний по проблемам управления и контроля очень редко рассматривались как отдельные понятия экономических субъектов. Это и есть безусловное отражение практических реалий экономического контроля как функции управления.

       Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством и представляет собой процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, и направленный на успешное достижение поставленных целей.

       Другими словами, контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует достижению поставленных целей при оптимальных затратах рабочего времени и ресурсов.

       В научных формулировках контроль определяется как периодическое действие механизма возврата к ранее обозначенным задачам, что обусловливает гарантии корректировок в ходе выполнения текущих и прогнозных решений.

       Понятие экономического контроля подчеркивает распространение контрольных функций только на сферу экономических явлений, связанных с производственными отношениями и распределением совокупного продукта. Он помогает наиболее реально, с достаточной степенью эффективности выявлять нерациональные стороны в действиях управления всем механизмом развития общества, и в конкретной отрасли – в частности.

       В системах управления имеют место  два вида связи: прямая связь – от органа управления к объектам управления и обратная связь – реакция объекта управления на воздействия органа управления. Экономический контроль, выполняя функцию обратной связи, обеспечивает выявление отклонений в развитии экономического производства от заданных параметров и выработку на этой основе соответствующих управленческих решений. То есть экономический контроль является незаменимым средством нормального функционирования экономической системы на всех уровнях, начиная от хозяйствующего субъекта и заканчивая общенациональным уровнем.

       Основное  значение экономического контроля заключается в целенаправленном воздействии на ход воспроизводственных процессов для достижения оптимальных конечных результатов. Для хозяйствующих субъектов это означает, прежде всего, обеспечение эффективного использования контролируемых ими ресурсов, а для общества в целом – легальности и прозрачности бизнеса, усиления его социальной ответственности. В осуществлении контроля важное место отводится работникам учетной службы субъекта хозяйствования, так как именно они проверяют действия отдельных должностных лиц, вскрывают недостатки, нарушения или злоупотребления в их деятельности, устанавливают причины нарушений и виновных лиц.

       Существуют  различные виды контроля, каждый из которых характеризуется такими элементами, как:

       1) субъект контроля;

       2) субъект, принимающий решение  по результатам контроля (это может быть субъект контроля или субъект, в интересах которого контроль осуществляется);

       3) объект контроля;

       4) предмет контроля;

       5) цель контроля;

       6) задачи контроля;

       7) принципы контроля;

       8) методы контроля;

       9) техника и технология контроля;

       10) процесс контроля.

       В научной литературе можно встретить  упоминание экономического, хозяйственного, административного, технического (технологического, процедурного) и финансового контроля.

       Экономический контроль изучает факты потерь и  нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условий, способствующих этим явлением.

       Хозяйственный контроль есть система наблюдения и  проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению целей.

       Административный  контроль состоит в обеспечении  проведения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных нормативных актах правилами, только уполномоченными на то лицами, в соответствии с определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.

       Технический (технологический, процедурный) контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работ и услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов и др. 

       1.2. Система контроля в экономике.

       Вопросами системы контроля занимались такие  ученые, как В.В. Бурцев, Э.А. Вознесенский, Е.А. Кочерин, О.А. Ногина и другие. Составляющими любой системы являются элементы, свойства этих элементов, связи, которые соединяют элементы со свойствами системы, а также структура системы, которая отражает наиболее существенные и устойчивые связи между элементами системы и их группами.

Рис. 1. «Элементы  системы финансового контроля»

       Г.Л. Рабинович и М.В. Романовский в систему социалистического контроля включают партийный, вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный и общественный контроль.1

       Другой  подход определяет систему контроля как взаимодействие его субъекта и объекта. Е.А. Кочерин считает, что под системой контроля следует понимать сумму элементов трех разделов теории контроля, а именно структуры контроля, которая изучает два полюса контрольной ситуации – субъект и объект, механизма воздействия субъекта контроля на объект и процесса их взаимодействия.2

       Наиболее  обоснованным подходам к определению элементов системы финансового контроля являются работы В.М. Родионовой, В.И. Шлейникова и В.В. Бурцева. Они утверждают, что любая система контроля состоит из следующих элементов: предмета (что контролируют), объекта (кого контролируют), субъекта (кто контролирует), сферы деятельности, принципов, процессов, методов (методик), техники и технологии, механизма, сбора и обработки исходных данных (информации) для проведения контроля, результата, субъекта, принимающего решение по результатам контроля и принятия решения по результатам контроля.3

       Наиболее  обоснованным и полным, является точка зрения В.В. Бурцева, который сгруппировал элементы системы государственного финансового контроля (ГФК) следующим образом:

       1) теоретическая база (определения понятий, цели, задачи, принципы, требования, виды ГФК и т.д.);

       2) нормативная база, методическое  обеспечение;

       3) организационные структуры (включая их звенья – центры ответственности, статус и порядок взаимосвязей последних);

       4) научно-исследовательская и учебная  базы, кадровое обеспечение;

       5) материально-техническое и финансовое обеспечение (в том числе финансовые ресурсы, соответствующие условиям работы техника, помещения и т.д.);

       6) информационно-коммуникативная инфраструктура (информационное обеспечение, система коммуникаций).4

       В.В. Бурцев называет эти группы элементами системы государственного финансового контроля. Это есть группы элементов, в состав которых входят элементы системы контроля. Такой подход представляется наиболее правильным в связи с многоплановостью целей и многогранностью задач финансового контроля.

Информация о работе Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой