Сущность прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Получение прибыли - непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль - главный источник финансирования экономического и социального развития;

Содержание

Введение 3

I. Экономическая природа прибыли. 5

1.1 Экономическая сущность прибыли, ее формирование и источники 5

1.2 Функции прибыли 8

1.3 Виды прибыли 9

II. Анализ и планирование прибыли, факторы ее роста. 13

2.1 Анализ прибыли 13

2.2 Максимизация прибыли 15

2.3 Рентабельность предприятия 16

III. Предложения по эффективному использованию ресурсов для получения дальнейшей прибыли. 19

3.1 Снижение непроизводственных расходов и потерь. 19

3.2 Совершенствование управления прибылью
в условиях рыночной экономики. 21

Заключение 26

Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая оригинал.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Анализ прибыли проводят в целом  по торговому предприятию, его хозрасчетным подразделениям, видам (отраслям) деятельности: торговле, общественному питанию, заготовкам, транспорту и т.п. В процессе анализа  изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и реализуют резервы роста чистого дохода.

Прибыль от реализации товаров зависит  от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося  в распоряжении торговых предприятий, и среднего уровня издержек обращения. Для измерения влияния изменения товарооборота необходимо отклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100. Влияние изменения среднего уровня валового дохода и среднего уровня издержек обращения определяют умножением фактического товарооборота отчетного периода на отклонения от плана или в динамике по ним и делением на 100. На балансовую прибыль, кроме того, влияют изменения сумм прибыли и убытков от прочей реализации, внереализационных доходов, расходов потерь. Их влияние определяют прямым счетом.

Большое влияние на сумму прибыли  оказывает изменение розничных  цен на товары. При повышении розничных цен увеличивается товарооборот, а следовательно, и растет прибыль от реализации товара. И наоборот, снижение розничных цен на товары уменьшает сумму прибыли. Влияние ценностного фактора на прибыль измеряют приемом разниц, т.е. увеличение или уменьшение объема товарооборота за счет изменения розничных цен умножают на базисный уровень прибыли от реализации товаров (по плану или фактически за прошлый период) и делят на 100.

Значительно влияние на прибыль  оказывает повышение производительности труда, обеспечивающее рост товарооборота, а отсюда и прибыли от реализации товаров. Для определения влияния этого фактора на прибыль необходимо прирост товарооборота за счет повышения производительности труда умножить за базисный уровень прибыли от реализации товаров (по плану или фактически за прошлый период) и разделить на 100.

Аналогичным приемом можно измерить влияние на прибыль изменения  фондоотдачи.

Прибыль от реализации товаров определяется вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, а также издержек обращения.

Определенное влияние на конечные финансовые результаты оказывают внереализационные  доходы, расходы и потери. Их анализ проводят раздельно по доходам и расходам (по отдельным их видам, суммам и в целом по предприятию). Многие их них (в том числе внереализационные доходы) являются результатом определенных недостатков в работе, что следует учитывать при анализе.

Особое внимание при анализе  уделяют изучению причин образования внереализационных расходов и потерь и разработке мер по их предупреждению.

Штрафы, пени и неустойки, полученные на начало и конец года, превышают  уплаченные суммы. Однако темпы роста  уплаченные штрафов значительно  выше темпов увеличения штрафов полученных. Поступившие от поставщиков, покупателей, других юридических и физических лиц штрафы свидетельствуют о нарушениях или договорной дисциплины, а следовательно, они не должны оцениваться положительно. При анализе не только изучают полноту применения штрафных санкций к нарушителям договорной дисциплины, но и разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорный обязательств. По каждой сумме уплаченных штрафов изучают их причины и виновников; выясняют, практикуется ли взыскание штрафов с виновников в возмещение причиненного ущерба. Как положительное следует отметить значительный рост дивидендов по акциям и доходов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим торговой фирме, доходов от сдачи имущества в аренду, курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте. Наличие прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году, говорит о недостатках в учете и другой экономической работе. Списание на уменьшение доходов дебиторской задолженности в связи с истечением сроков исковой давности и по другим причинам является результатом недостатков в претензионной работе, расчетно-платежной дисциплине и в учете расчетов с дебиторами и кредиторами. При наличии таких списаний изучают порядок оформления, предъявления и учета претензий, организацию расчетов с поставщиками, покупателями, другими предприятиями и физическими лицами. Особое внимание уделяют анализу убытков от списания задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Такие убытки указывают на недостатки в обеспечении сохранности имущества предприятия. По каждой сумме, списанной на убытки недостач, проверяют обоснованность и законность списания, выясняют причины и виновников, а главное - принимают меры по сохранности имущества. По торговой организации потери от списания долгов и дебиторской задолженности за прошлый и отчетный годы более чем в два раза превышали доходы от списания кредиторской и депонентской задолженности в связи с истечение сроков исковой давности, что свидетельствует о недостатках в расчетно-платежной дисциплине, учетной и другой управленческой работе.

Анализ прибыли за год дополняют  ее изучением по кварталам и месяцам.

Анализ выполнения плана  и динамики прибыли по отдельным  хозрасчетным подразделениям позволяет  дать более глубокую оценку финансовых результатов торгового предприятия. Особое внимание уделяют изучению работы подразделений, достигших высоких конечных финансовых результатов, а также убыточных и не выполнивших план прибыли. Анализ работы первой их группы позволяет выявить, изучить и обобщить опыт работы лучших хозрасчетных подразделений по финансово-торговой деятельности. Изучение работы второй группы хозрасчетных подразделений содействует предупреждению их убыточности и более полному использованию резервов роста прибыли.

В процессе анализа следует количественно измерить влияние хозяйственной деятельности отдельных предприятий на общие результаты работы торговой организации. Это делается следующим образом: относительную разность по изучаемому показателю по предприятию (процент перевыполнения плана или темп прироста в динамике) умножают на удельный вес данного предприятия в сводном показателе торговой организации в базисном периоде.

 

2.2 Максимизация прибыли.

 

Систематическое получение  прибыли является необходимой целью  предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.

Итак, основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности ее получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведенную продукцию.

Производители, однако, могут  сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения  проблем, неукладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или приведения дорогостоящих рекламных компаний для привлечения потребителей, осуществления мер экологического порядка и т.п. На все подобные шаги носят все же тактический характер и в конечном счете подчинены решению главной стратегической задачи - получения возможно большой прибыли.

Главным ограничителем  прибыли являются издержки производства. К их определению и измерению существуют разные подходы, в которых можно выделить взгляд экономиста, ориентированный на перспективу фирмы, и позицию бухгалтера, которых прежде всего интересует финансовые отчеты и балансы предприятия.

Поскольку на практике, чтобы  принять решение о выходе на рынок, необходимо сопоставлять цену предложения предприятия с ценой рыночного спроса, то для этого надо знать экономическую прибыль. Последняя определяется путем вычета из валового дохода экономических (предпринимательских) издержек предприятия.

Для принятия решений  часто требуется знать сумму  прибыли, которую получает предприятие  в расчете на единицу продукции  при данном объеме реализации и цене, диктуемой спросом. При определении  продажной цены используют среднюю прибыль и предельную прибыль.

Из этого следует, что  максимизация прибыли связана с  процессом приращения предпринимательской  прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование  предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю.

Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка.

Для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при  котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.

 

2.3 Рентабельность предприятия.

 

Прибыль  -  один из основных финансовых показателей плана  и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому  и социально-экономическому развитию предприятий,  увеличение фонда оплаты труда их работников.

Много аспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства.  Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Ведущее значение прибыли  в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей  роли прибыли показывает, что в  отдельных хозяйствующих субъектах  преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.

В ряде случаев рост прибыли  обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращение, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда -  дальнейший рост цен, инфляции, а, следовательно, эмиссии денег.

Для реальной оценки уровня рентабельности предприятия можно воспользоваться методами комплексного анализа прибыли по  технико-экономическим факторам. Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего валовую прибыль анализируют по ее составным элементам, главным из которых является  прибыль от реализации товарной продукции. Анализируют изменение объема  и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на определенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Кроме отмеченных методов факторного анализа прибыли в том числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используется показатель рентабельности.

Рентабельность -  это  относительный показатель интенсивности  производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

 Рентабельность предприятия может исчисляться по-разному. Показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, применяется для обобщения оценки уровня прибыльности, доходности предприятия.

Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемой как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости  этой продукции.

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Прибыль связана как  с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, поэтому рентабельность продукции  может быть исчислена как отношение  прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным  или регулируемым ценам.

Эти показатели взаимосвязаны  и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. Поэтому важно сформировать структуру продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Важным фактором роста  рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Снижение себестоимости  должно стать главным условием роста  прибыльности и рентабельности производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 III. Предложения по эффективному использованию ресурсов для получения дальнейшей прибыли.

 

  3.1 Снижение непроизводственных  расходов и потерь.

 

В современных условиях рынка устойчивая деятельность предприятия зависит от внутренних возможностей данного предприятия эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Информация о работе Сущность прибыли