Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:51, курсовая работа
Экономическое содержание государственных финансов неоднородно, так как отдельные обособленные звенья выполняют специфические, присущие только им функции. Одно из таких звеньев - государственный кредит. Государственное кредитование представляет собой совокупность финансовых отношений, при которых государство осуществляет привлечение временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, населения, а также других государств, международных финансовых организаций и фондов на условиях возвратности, срочности и платности. В данных условиях кредитных отношений государство является заемщиком. В то же время государство может выступать в роли кредитора. Например, государство может стать гарантом, принимая на себя ответственность за погашение кредитов, полученных органами государственной власти территорий и хозяйствующими субъектами.
1. Сущность и значение государственного кредита и государственного долга
2. Современное состояние государственного долга в РФ
3. Методы управления государственным долгом
Список использованной литературы
Причиной возникновения государственного долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одной страны, которая в те или иные периоды своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны.
Классический подход к определению роли госдолга в экономике заключается в использовании государственных займов в качестве субститута налоговых поступлений. Государственный долг рассматривается как инструмент стабилизационной макроэкономической политики. Однако значительные его размеры оказывают существенное влияние на экономику страны.
Обычно в государственном долге видят две опасности: банкротство нации и переложение долгового бремени на будущие поколения. Банкротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу. Что касается второй опасности, то государственный внешний долг, по мнению специалистов, не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Внутренние и внешние заимствования неодинаково влияют на величину финансовых ресурсов, платежный баланс и рост экономической активности. Внешние заимствования приводят к увеличению общего объема финансовых ресурсов государства и позволяют увеличить суммарный спрос на товары и услуги национального производства. Размещение же займов на внутреннем рынке сокращает свободные ресурсы, которые при нормальной экономической ситуации могут быть вовлечены в реальный сектор.
Внешний долг государства требует постоянного контроля, так как несвоевременность платежей по нему, рост задолженности ухудшают как репутацию для настоящих и потенциальных кредиторов, негативно сказываются на внешнеэкономических связях страны, так и ослабляют экономику государства, в долгосрочном периоде вызывая спад производства и инфляцию.
Роль государственного кредита в экономике неоднозначна. С одной стороны, он является крайне выгодным способом привлечения значительного объема ресурсов без существенных затрат в текущем периоде. С другой стороны, подобный способ финансирования неудобен с точки зрения возникновения новых обязательств и, соответственно, обязательного отчисления доходов на их погашение в будущем.
В действительности можно предложить три группы аргументов в пользу осуществления государственных заимствований: политические, финансовые и экономические.
Политический аргумент:
Выпуск займов может представлять один из способов выражения доверия граждан правительству или веры в перспективы развития страны.
Момент, когда граждане дают в долг государству, является подтверждением их солидарности с ним. В период после политических потрясений займы могут являться способом «привязки» граждан к новому режиму.
Однако политическая аргументация не является единственной: наряду с политическим обоснованием, определяющую роль часто играют финансовые факторы.
Финансовый аргумент:
Главным обоснованием с финансовой точки зрения является необходимость погашения расходов. Этот аргумент является определяющим даже с учетом обязательств, которые возникают в этой связи в будущем.
Налоговая нагрузка имеет определенный предел, превышение которого вызывает серьезную негативную реакцию со стороны экономических и политических агентов ввиду того, что избыточное налоговое бремя препятствует экономической активности и порождает издержки, которые впоследствии несет население, в особенности, если речь идет о прямом налогообложении. Корме того, существенное налоговое бремя стимулирует активное уклонение от уплаты налогов и обход налогового законодательства, что значительно сокращает налоговые поступления.
Однако не все виды государственных расходов можно сократить (например, военные расходы, природная, экономическая или социальная катастрофа), что служит достаточным обоснованием практики государственных заимствований.
Тем не менее, не только кризисные ситуации могут служить веской причиной использования займов. В частности, подобный способ финансирования расходов применяется в случае постоянного увеличения бюджетной нагрузки, которое не сдерживается только лишь за счет увеличения определенных статей доходов государства.
Вместе с тем, помимо финансовых причин, применения практики государственного заимствования, существуют также экономические факторы, выступающие в пользу подобного рода финансирования.
Экономический аргумент:
Экономическое обоснование практики государственных займов является двойственным, поскольку их выпуск может оказывать влияние как на экономические структуры, так и на конъюнктурные параметры.
Вопрос об определении места государственного кредита и государственного долга в финансовой системе является дискуссионным. Однако же большинство экономистов склоняется к мнению, согласно которому выделение такого составляющего звена как "кредит" сомнений не вызывает, что вполне обоснованно как с теоретических, так и правоприменительных позиций. Но есть ученые, которые исключают из структуры финансовой системы компонент " кредит". Кроме того, достаточно категорично отрицают финансово-правовую природу отношений государственного кредита. Сторонники невключения кредита в качестве самостоятельного звена финансовой системы в обоснование своей позиции выдвигают в качестве основного такой довод, как наличие особого признака кредита, отличающего его от финансов. Этот признак заключается в возвратности, возмездности и срочности кредитных ресурсов. Однако многие финансисты убедительно критикуют эти аргументы, указывая, что наличие этих особых принципов кредита лишь отличает его от других звеньев финансовой системы, но не кредит от финансов. Именно эти признаки как раз и являются специфическими, предопределяющими возможность выделения государственного кредита в отдельное, самостоятельное звено финансовой системы, поскольку именно они "несколько отграничивают средства, аккумулируемые посредством государственного кредита, от доходов государства в собственном смысле"
В современной экономической литературе в настоящее время складывается вполне устойчивое научное мировоззрение, в соответствии с которым учеными признаются устойчивые связи между двумя важнейшими финансовыми категориями финансов и кредита. Экономисты, кроме выделения кредита в звено финансовой системы, выделяют также государственный кредит в самостоятельное звено государственных финансов, так как кредиту присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства, а государственный долг определяют как разновидность государственного кредита.
2. Современное состояние государственного долга в России
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная политика в области государственного долга Российской Федерации направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.
Всего за 2011 – 2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.
Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.
Таблица 2
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013 гг.[2]
| На 1 января 2010 года | На 1 января 2011 года | На 1 января 2012года | На 1 января 2013 года | На 1 января 2010 года | Изменение 2013 г. к 2010 г. | |
отчет 2009г. | отчет 2010г. | проект | проект | проект | млрд. руб. | % | |
Государственный долг Российской Федерации, млрд. рублей | 3 233,1 | 4 423,48 | 6 844,7 | 8 976,8 | 11 170,3 | 5853,6 | 110 |
% к ВВП | 8,3 | 9,8 | 13,6 | 16 | 18 |
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Государственный внутренний долг, млрд. руб. | 2 094,7 | 2 940,39 | 5 148,4 | 6 976,4 | 8 826,3 | 5099,6 | 137 |
% к ВВП | 5,4 | 6,5 | 10,2 | 12,5 | 14,2 |
|
|
Государственный внешний долг, млрд. руб. | 1 138,4 | 1 483,09 | 1 696,3 | 2 000,4 | 2 344,0 | 754,0 | 47,4 |
% к ВВП | 2,9 | 3,3 | 3,4 | 3,5 | 3,8 |
|
|
Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличится за 2011 – 2013 годы в 1,8 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,2 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 6,5 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2013 годах представлена на следующей диаграмме.
Государственный внутренний долг России - обязательства, возникающие в валюте Российской.[3]
Таблица 3
Динамика объема и структуры внутреннего госдолга[4]
| На 1 января 2010 года | На 1 января 2011 года | На 1 января 2012 года | На 1 января 2013 года | На 1 января 2014 года | 2013 г. к 2010 г., % | |||||||
отчет | Закон № 308-ФЗ (с изм.) | проект | проект | проект |
| ||||||||
млрд. рублей | струк-тура, % | млрд. рублей | струк-тура, % | млрд. рублей | струк-тура, % | млрд. рублей | струк-тура, % | млрд. рублей | струк-тура, % | струк-тура, % | |||
Государственный внутренний долг, всего | 2 094,7 | 100 | 3 726,7 | 100 | 5 148,4 | 100 | 6 976,4 | 100 | 8 826,3 | 100 | 236,8 | ||
в том числе: | |||||||||||||
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) | 1 837,1 | 87,7 | 2 933,0 | 78,7 | 4 076,7 | 79,2 | 5 621,1 | 80,6 | 7 147,5 | 81,0 | 243,7 | ||
государственные гарантии | 251,4 | 12 | 787,1 | 21,1 | 1 064,8 | 20,7 | 1 355,3 | 19,4 | 1 678,8 | 19,0 | 213,3 | ||
прочая задолженность | 6,2 | 0,3 | 6,6 | 0,2 | 6,9 | 0,1 | 0,0 | 0 | 0,0 | 0 |
|
Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации будет повышаться.
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.
На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3 - 5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.
В 2011 – 2013 годах предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации.
К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19 % объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.
Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)[5].
Таблица 4
Динамика объема и структуры внешнего долга[6]
| На 1 января 2010 года | На 1 января 2011 года | На 1 января 2012 года | На 1 января 2013 года | На 1 января 2014 года | 2013 г. к 2010 г., % | |||||||
отчет | отчет | проект | проект | проект |
| ||||||||
млрд. долл. США | струк-тура, % | млрд. долл. США | струк-тура, % | млрд. долл. США | струк-тура, % | млрд. долл. США | струк-тура, % | млрд. долл. США | струк-тура, % | струк-тура, % | |||
Государственный внешний долг, всего | 37,6 | 100 | 53,0 | 100 | 55,6 | 100 | 65,2 | 100 | 75,6 | 100 | 142,6 | ||
в том числе: | |||||||||||||
кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте
| 8,7 | 23,1 | 7,3 | 13,8 | 6,1 | 11 | 5,5 | 8,4 | 4,8 | 6,3 | 65,7 | ||
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте | 28,0 | 74,5 | 34,2 | 64,5 | 38,2 | 68,7 | 43,9 | 67,4 | 49,8 | 65,7 | 145,6 | ||
гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 0,9 | 2,4 | 11,5 | 21,7 | 11,3 | 20,3 | 15,8 | 24,2 | 21,1 | 28 | 183,5 |