Сущность и типы финансовой политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. [6. 48]
Финансы – это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Работа содержит 1 файл

Сущность и типы финансовой политики государства.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Сущность  и типы финансовой политики государства

1.1. Содержание и сущность  финансовой политики

Государство в  любом обществе использует финансы  для осуществления своих функций  и задач, достижения определённых целей. [6. 48]

Финансы – это  особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы в государстве  есть политическая форма совокупной экономической категории, которая воплощает себе всеобщность существования денег, бюджета, налогов и кредита на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Финансы – связывающее  звено между созданием и использованием национального дохода. Они носят объективных характер, выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Они имеют свое характеризующее свойство, отличающее их от других экономических категорий. Оно состоит в том, что финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости. Еще финансы во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансовая политика играет в реализации поставленных целей  существенную роль. [1. 69]

Финансовая политика представляет собой совокупность государственных  бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. [6. 48]

Финансовая политика как предмет призван найти  ответы, например, на вопросы: как в  конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.[12. 32]

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные  условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов. [6. 48]

Цели финансового  управления на уровне государства делятся  на бюджетные и внебюджетные. Бюджетные цели связаны с формированием и использованием бюджетов всех звеньев бюджетной системы, а также бюджетных фондов, входящих в состав бюджета государства. Внебюджетные цели имеют ярко выраженную социальную направленность, или связаны с процессами создания и развития инфраструктуры экономики.[12.34]

Финансовые ресурсы  складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые  в государственной бюджетной  системе;

2) средства внебюджетных  фондов, прежде всего социальных;

3) ресурсы, используемые  самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).

Финансовые ресурсы  используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных  средств предприятий.

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение  условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление  рационального с точки зрения  государства распределения и  использования финансовых ресурсов;

3) организация  регулирования и стимулирования  экономических и социальных процессов  финансовыми методами;

4) выработка  финансового механизма и его  развитие в соответствии с  изменяющимися целями и задачами  стратегии;

5) создание эффективной  системы управления финансами.

В то же время  финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области деятельности.

Отдельной задачей  финансовой политики выделяется повышение  эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения  между сферами общественного производства, а также их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития общества. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить все выше перечисленные задачи.[6. 48]

Следует различать  финансовую политику и экономическую  политику. Финансовая политика – самостоятельная  сфера деятельности государства  в области финансовых отношений. Тем не менее, она является формой экономической политики и призвана присущими её специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

Финансовая политика распространяет своё воздействие на экономическую политику. В то же время она является важнейшим средством реализации политики государства в любой общественной деятельности, например, социальной сфере или международных отношениях.

При выработки  и проведении финансовой политики необходимо соблюдение комплексного подхода, заключающегося в согласовании мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы страны, путём их ориентации на выполнение основной задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между финансовой политикой и основными составными частями экономической политики – кредитной, в области ценообразования, заработной платы. [6.49]

Содержание финансовой политики достаточно сложное, т.к. широкий  комплекс мероприятий. Оно определяется:

соответствующей теоретической и разработанной  на её основе концепцией, определяющей роль государства в области финансов;

разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и  перспективу;

осуществлением  практических мер по реализации этих целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов. [8. 43]

Следовательно, финансовая политика – определение  целей и задач, на решение которых  направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства. [10. 30]

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия  – долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач  конкретного этапа развития общества, отличающийся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс. [11. 17]

Результативность  фин. политики тем выше, чем она  больше учитывает потребности общественного  развития, интересы всех слоёв и  групп общества, конкретно – исторические условия и особенности жизни. Фин. политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования фин. политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий  государства, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений. [10. 18]

Краткосрочная финансовая политика государства направлена, прежде всего, на обеспечение текущей внутригодовой сбалансированности централизованных финансов. Это большая работа, проводимая финансовой системой и, прежде всего, Министерством финансов РФ: по проведению ранее принятых стратегических установок в текущем бюджетном планировании и исполнении бюджета; оценке и управлению текущими параметрами и оборотами в бюджетной системе и других централизованных фондах финансовых ресурсов; изысканию дополнительных финансовых ресурсов и выполнению возможностей обращения неиспользованных лимитов финансирования на финансирование плановых и сверхплановых расходов; форсированному привлечению нетрадиционных источников финансирования в рамках бюджетного периода; уточнению взаимоотношений федерального бюджета, пополнению его доходов на условиях инвестиционного оформления привлечения ресурсов, обслуживанию других разновидностей государственного внутреннего долга; реструктурированию внешней задолженности государства по текущим платежам кредиторам; текущее поддержание курса рубля к основным мировым валютам. Государственная краткосрочная финансовая политика имеет своей главной целью достижение поддержание, повышение ликвидности квартальных и годового бюджетного и кредитного балансов, или снижение степени не ликвидности таких балансов.

Долгосрочная  финансовая политика государства носит долговременный и часто скрытый характер. Она охватывает фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная политика зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный. Первый, - выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса. Второй фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой политики в рамках принятого политического курса.

Основными проблемами долгосрочной финансовой политики государства  являются: система финансово-кредитных  органов управления; бюджетная система  и бюджетное устройство страны; кредитная  система страны и ее сеть; пропорции распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития; укрепление национальной безопасности рубля и подготовка реформ; политика в области национальных рублевых и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней; выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством; выбор и корректировка политики в области государственного кредита. Долгосрочная государственная финансовая политика призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране. [2. 55]

Самостоятельность государственной финансовой политики часто проявляется в предложении  и выборе конкретных путей и средств  достижения поставленных наверху целей  и задач. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений в проведении финансовой политики, свободных от административных элементов почти нет. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьих-либо политических, социальных, экономических финансов. Императивность - важнейшая составляющая государственной финансовой политики. В силу разных условий она может усиливаться и ослабевать, но никогда не исчезает. Государственный императив – важная компонента, учитываемая в ходе формирования и реализации децентрализованной финансовой политики.

С ростом внешнего и внутреннего государственного долга самостоятельность государственной  финансовой политики сужается в связи  с необходимостью выполнения ряда условий, например, внешних кредитов для реструктуризации задолженности и получения новых кредитов. Вместе с этим реальная самостоятельность государственной финансовой политики вне внешних обязательств есть степень свободы перераспределять в рамках принятых политических решений и своеобразно сложившейся финансово-экономической ситуации. Например, представленный и утвержденный Государственной Думой Федеральный бюджет может быть составлен и исполнен по- разному. Можно заложить в проект удовлетворение одной потребности от существующей на 50% , а другой на 30%, а реально профинансировать эти потребности на 90 или все 100% назначений. Подобные комбинации многочисленны. [2. 56]

Сама по себе фин. политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества. [10.18]

Информация о работе Сущность и типы финансовой политики государства