Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 04:55, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты дивидендной политики 5
1.1 Сущность и теории дивидендной политики 5
1.2 Основные типы дивидендной политики организаций 14
1.3 Факторы, влияющие на дивидендную политику 18
1.4 Расчет и порядок выплаты дивидендов 24
Глава 2 Анализ дивидендной политики на примере ОАО «Лукойл» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лукойл» 27
2.2 Оценка эффективности дивидендных выплат ОАО «Лукойл» 29
2.3 Разработка рекомендаций по управлению дивидендной политикой и эффективному использованию прибыли 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Приложение 1 Таблица «Основные типы дивидендной политики акционерного общества» 40
Приложение 2 «Методики дивидендных выплат» 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Лукойл - одна из крупнейших международных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. Лукойл является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1 %, в общемировой добыче нефти - около 2,4%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18,6% общероссийской добычи и 18,9% общероссийской переработки нефти. По состоянию на начало 2010 года доказанные запасы нефти Компании составляли 13 696 млн барр., доказанные запасы газа – 22 850 млрд фут3, что в совокупности составляет 17 504 млн барр. н.э.
В секторе разведки и добычи
ЛУКОЙЛ располагает
Лукойл считает своей целью создание новой стоимости, поддержание высокой прибыльности и стабильности своего бизнеса, обеспечение акционеров высоким доходом на инвестированный капитал путем повышения стоимости активов компании и выплаты денежных дивидендов. Для достижения этих целей Лукойл старается использовать все доступные возможности, включая дальнейшие усилия по сокращению затрат, росту эффективности своих операций, улучшению качества производимой продукции и предоставляемых услуг, применению новых прогрессивных технологий.
Дивидендная политика открытого акционерного общества ОАО «Лукойл» осуществляется в соответствии с Положением о дивидендной политике ОАО «Лукойл» от 29 августа 2003 года №37.
Целью принятия этого положения является определение стратегии Совета директоров Компании при выработке рекомендаций по размеру дивидендов по акциям и порядку их выплаты.
Данным положением определено, что дивидендная политика компании основывается на балансе интересов компании и ее акционеров при определении размеров дивидендных выплат, на повышение инвестиционной привлекательности компании и ее капитализации, на уважении и строгом соблюдении прав акционеров, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, уставом компании и ее внутренних документов. ОАО «Лукойл» стремиться наряду с ростом капитализации увеличивать размер выплачиваемых акционерам дивидендов исходя из размера полученной чистой прибыли за год и потребностей развития производственной и инвестиционной деятельности общества. Совет директоров компании при определении рекомендуемого общему собранию акционеров размера дивиденда (в расчете на одну акцию) и соответствующей доли чистой прибыли компании, направляемой на дивидендные выплаты, исходит из того, что сумма средств, направляемая на дивидендные выплаты, должна составлять не менее 15 % от чистой прибыли, определяемой на основе консолидированной финансовой отчетности ОАО «Лукойл», составленной в соответствии с Общепринятыми Принципами Бухгалтерского Учета (ОПБУ) США и пересчитанной в рубли по курсу ЦБ РФ на конец отчетного года.
Решение о выплате дивидендов и их размере принимается общим собранием акционеров, но размер дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров компании.
Рассчитаем дивиденд на одну акцию и проследим динамику изменений выплаты дивидендов за 2006-2009 года, на основании данных финансовой отчетности. Дивиденд на одну акцию рассчитывается как отношение суммы, направленной на выплату дивидендов к общему числу акций в обращении, данные в таблице 1.
Таблица
1 - Дивиденд на одну
акцию.
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Сумма направленная на выплату дивидендов, (млн.долл.) | 1009 | 1223 | 1510 | 1360 |
Количество акций,(млн.шт) | 850,563 | 850,563 | 850,563 | 850,563 |
Дивиденд на одну акцию,(долл.) | 1,19 | 1,44 | 1,78 | 1,60 |
Из полученных данных видно, что в 2007 году сумма направленная на выплату дивидендовувеличилась, по сравнению с предыдущим годом на 214 млн.долл., в 2008 году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 287 млн.долл. ,а в 2009 году уменьшились на 150 млн.долл., что соответственно отразилось на размере дивиденда, приходящегося на одну акцию.
Рассмотрим динамику чистой прибыли, приходящейся на одну акцию за этот же период на основании данных приведенных в таблице 2.
Таблица
2 - Прибыль на одну акцию.
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Чистая прибыль, (млн.долл.) | 7484 | 9511 | 9144 | 7011 |
Количество акций, (млн.шт.) | 850,563 | 850,563 | 850,563 | 850,563 |
Прибыль на одну акцию, (долл.) | 8,80 | 11,18 | 10,75 | 8,24 |
Из данных видно что чистая прибыль за 2007 год увеличилась на 2027 млн.долл. или на 27,08 % по сравнению с 2006 годом. Основным фактором увеличения показателей чистой прибыли, послужил рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, а так же увеличение объемов добычи углеводородов и переработки нефти. В 2008 году чистая прибыль группы составила 9144 млн.долл., что на 367 млн.долл. или 3,86% меньше чем в предыдущем, такие изменения связаны с резким снижением цен на углеводороды в четвертом квартале 2008 года, а так же снижением курса рубля и высоким уровнем экспортных пошлин в начале четвертого квартала. В результате резкого снижением цен на углеводоры в течение 2009 года, чистая прибыль компании составила всего лишь 7011 млн.долл., что на 2133 млн.долл. или 23,33% меньше чем прибыль 2008 года.
Главным
показателем эффективности
Рассмотрим динамику изменения рентабельности собственного акционерного капитала за 2006- 2009 года на основании Таблицы 3.
Таблица
3 - Рентабельность акционерного
капитала.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Чистая прибыль, (млн.долл.) | 7484 | 9511 | 9144 | 7011 | |
Акционерный капитал, (млн.долл.) | 26804 | 32900 | 41213 | 50340 | 55991 |
Среднегодовой акционерный капитал, (млн.долл.) | 29852 | 37056,5 | 45776,5 | 53165,5 | |
Рентабельность акционерного капитала,% | 25,07 | 25,67 | 19,98 | 13,19 |
Из полученных данных видно что максимальный показатель рентабельности за анализируемый период был достигнут в 2007 году и составил 25,67 % .
Последние два года происходит снижение уровня рентабельности, так как прибыль акционерного общества за последние два года уменьшалась, а величина акционерного капитала увеличивалась. Таким образом рентабельность акционерного капитала в 2007 году составила 25,67% что на 0,6 больше прошлогоднего показателя, в 2008 году уменьшилась на 5,67 и составила 19,98%, а в 2009 году составила 13,19% что еще на 6,79 меньше предыдущего показателя. Так как показатель рентабельности собственного капитала отображает доходность акционеров предприятия, его анализ часто служит ориентиром в принятии важных инвестиционных решений.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что в целом финансовое состояние компании относительно не стабильно, так как за последние два года наблюдается снижение чистой прибыли, что ведет к уменьшению доли прибыли на одну акцию, снижению показателя рентабельности акционерного капитала, уменьшению размера дивидендных выплат.
Доходность - один из основных показателей качества ценных бумаг.
Доходность акции определяется двумя факторами: получением части распределяемой прибыли акционерного общества (дивиденды);возможностью продать бумага на фондовой бирже по цене, большей цены приобретения.
Дивидендная доходность
Таблица
4 - Дивидендная доходность
акций.
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Дивиденд на одну акцию,(долл.) | 1,19 | 1,44 | 1,78 | 1,60 |
Цена акции,(долл. )на 31 декабря | 87,95 | 87,00 | 32,00 | 56,20 |
Доходность ,% | 1,35 | 1,65 | 5,56 | 2,84 |
Из полученных данных видно ,что доходность акций в 2007 году увеличилась на 0,3% по отношению к 2006 году ,в 2008 году увеличился на 3,91 % ,а в 2009 уменьшился относительно 2008 года на 2,72 % ,это связано с тем , что размер выплаченного дивиденда за этот год уменьшился ,а цена акции значительно выросла по отношению к предыдущему году.
Инвесторы, исходя из принципа минимизации риска всегда предпочитают текущие дивиденды доходам, лишь потенциально возможным в будущем, в том числе и возможному приросту акционерного капитала. Кроме того, текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данную компанию. Если дивиденды не выплачиваются, неопределенность увеличивается, возрастает и приемлемая для акционеров норма дохода, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала, то есть к уменьшению благосостояния акционеров.
Таким образом в формуле общей доходности дивидендная доходность имеет приоритетное значение; увеличивая долю прибыли, направляемую на выплату дивидендов, можно способствовать повышению рыночной стоимости компании, то есть увеличению благосостояния ее акционеров.
Ориентируясь при выборе решения на минимально возможный уровень затрат, компания, как правило, рассматривает эту задачу не как самоцель, а как средство решения более общей задачи - максимизация прибыли. Эта цель является главной для любой фирмы, даже если она не формулируется в виде ведущего мотива ее деятельности.
В ряде случаев фирмы могут ставить своей целью не максимизацию прибыли, а какие - либо другие задачи, например, увеличение объема продаж, достижение общественного признания, и для их решения могут пожертвовать какой-то частью прибыли, удовлетворившись ее более скромным уровнем. Такая мотивация поведения фирм носит название удовлетворительного поведения. Однако и в этом случае не обойтись без стремления к максимизации прибыли, по крайней мере, в долгосрочном периоде, так как только стремление к прибыли позволит рационально распределить ресурсы, обеспечить высокую эффективность, а следовательно, получить возможность успешно реализовать выбранные цели.
Меры,
направленные на максимизацию чистой
прибыли непосредственно