Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:34, курсовая работа
Определение стратегии - это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении, развиваться организации. В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях, но, тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе. Ст
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой стратегии предприятия 5
1.1. Сущность и модель финансовой стратегии предприятия 5
1.2. Цели, задачи и формирование финансовой стратегии
предприятия 8
Глава 2. Анализ и оценка осуществления финансовой стратегии
на предприятии 16
2.1. Формирование финансовых ресурсов и их использование 16
2.2. Финансово-инвестиционная стратегия предприятия.
Перспективы развития 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 37
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой стратегии предприятия 5
1.1. Сущность и модель финансовой стратегии предприятия 5
1.2. Цели, задачи и формирование финансовой стратегии
предприятия 8
Глава 2. Анализ и оценка осуществления финансовой стратегии
на предприятии 16
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 37
Введение
Определение стратегии - это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении, развиваться организации. В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях, но, тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе. Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. При стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена значением финансовой стратегии для предприятия. В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятий, а также ответственности за результаты своей деятельности существует необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привлечение иностранных инвестиций), оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решение данных вопросов обеспечивает финансовая стратегия предприятия. Организации, уделяющие пристальное внимание вопросам финансовой стратегии, оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формирования финансовой стратегии актуальны как для крупных, так и для малых организаций, как для государственных предприятий, общественных организаций, так и для коммерческих структур.
Поэтому, учитывая возможность разработки различных стратегических аспектов развития компании, представляется необходимым сделать акцент на финансовой стратегии компании, так как она является основной в системе перспективных разработок каждой крупной компании.
Цель курсовой работы – раскрытие теоретических и практических вопросов финансовой стратегии предприятия. Для достижения этой общей цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- определить сущность финансовой стратегии организации, ее виды и модель;
- выявить особенности формирования финансовой стратегии предприятия в современных условиях;
- выработать рекомендации по формированию дальнейшей финансовой стратегии организации.
Методической основой работы являются учебные пособия по теории финансов, финансовому менеджменту, экономическому анализу и вопросам формирования финансовых ресурсов на предприятиях российских и казахстанских авторов (А.В.Бандурин., К.Кошкарбаев, А.К.Тургулова, И.П.Хоминич и др.). Практическую основу выполнения курсовой работы составляет анализ финансовой отчетности АО "VITA" за 2005-2007 гг.
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой стратегии предприятия
1.1. Сущность и модель финансовой стратегии предприятия
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии общества и достижение его целей.
Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает как вопросы теории, так и вопросы практики, формирования финансов, их планирования и обеспечения. Финансовая стратегия предприятия решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования.
Финансовая стратегия компании представляет собой сложную многофакторно-ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании.[1]
Экономическая сущность финансовой стратегии обусловлена финансовыми отношениями компании с экономическими субъектами и государственными органами, взаимодействием с ними в процессе осуществления деловых отношений в области финансов. Практически речь идет о выработке базовой финансовой концепции компании, связанной с эффективным управлением денежным оборотом компании, формированием денежных средств в определенных пропорциях, использованием финансовых ресурсов по целевому назначению.
Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.
Значение финансовой стратегии предприятия в том, что она:
- охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг и др.;
- финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции, учитывая финансовые возможности предприятия и рассматривая характер внутренних и внешних факторов. В противном случае предприятие может обанкротиться.
Различают следующие виды финансовой стратегии компании: генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач, другими словами - достижение частных стратегических целей.
Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия. Например, взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на год.
Оперативная финансовая стратегия - это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами, т.е. стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности; разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает:
- валовые доходы и поступления средств: расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам;
- валовые расходы: платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками.
Такой подход создает возможность предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами.
Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретном промежутке времени.
Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.
Гипотетическая модель финансовой стратегии может включать следующие взаимосвязанные блоки (рис. 1):
Рис. 1. Гипотетическая модель формирования
финансовой стратегии компании[2]
- цели и задачи;
- уровни реализации;
- внешние и внутренние факторы формирования;
- инструменты и методы реализации;
- результативность стратегии.
Модель финансовой стратегии компании показывает, через систему каких инструментов (программы, проекты, реструктуризация, глобализация, диверсификация и др.) и методов (моделирование, планирование, анализ, прогнозирование и др.) она реализуется.
1.2. Цели, задачи и формирование финансовой стратегии предприятия
Главной стратегической целью финансовой стратегии предприятия является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами. Финансовая стратегия предприятия в соответствии с главной стратегической целью обеспечивает:
1) формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими;
2) выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов финансовым руководством предприятия;
3) ранжирование и поэтапное достижение задач;
4) соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;
5) объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия в году, квартале, месяце;
6) создание и подготовку стратегических резервов;
7) учет экономических и финансовых возможностей самого предприятия и его конкурентов;
8) определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых действий;
9) маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.
Для достижения главной стратегической цели в соответствии с требованиями рынка и возможностями предприятия разрабатывается генеральная финансовая стратегия предприятия.
В генеральной финансовой стратегии определяются и распределяются задачи формирования финансов по исполнителям и направлениям работы.
Задачи финансовой стратегии:
1) исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;
2) разработка и подготовка возможных вариантов формирования финансовых ресурсов предприятия и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния предприятия;
3) определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами;
4) выявление резервов и мобилизация ресурсов предприятия для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств;
5) обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности;
6) обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств предприятия с целью получения максимальной прибыли;
7) определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей, новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров предприятия к работе в рыночных условиях хозяйствования, их организационной структуры и технического оснащения;
8) изучение финансовых стратегических взглядов вероятных конкурентов, их экономических и финансовых возможностей, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости;
9) разработка способов подготовки выхода из кризисной ситуации;
10) разработка методов управления кадрами предприятия в условиях неустойчивого или кризисного финансового состояния;
11) координация усилий всего коллектива на его преодоление.[3]
Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется:
- выявлению денежных доходов;
- мобилизации внутренних ресурсов;
- максимальному снижению себестоимости продукции;
- правильному распределению и использованию прибыли;
- определению потребности в оборотных средствах;
- рациональному использованию капитала предприятия.
В современной практике, определяя цели и задачи финансовой стратегии, нужно учитывать, что в рамках финансовой деятельности любой организации непременно возникают две равноважные задачи:
1. Задача привлечения ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности (кредитная стратегия).
Привлекаемые ресурсы состоят из:
- акционерного капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения инвестору в виде дивидендов);
- ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности);
- кредиторской задолженности (ресурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);
- реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего общества, амортизационных отчислений).
Предприятие для привлечения ресурсов выходит на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше, чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы. Потенциальные вкладчики сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность и т.д.
Таким образом, инвестиционная привлекательность фирмы – совокупность характеристик, позволяющая инвестору оценить, насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других.
В результате перед организацией возникает задача улучшения своей инвестиционной привлекательности как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В этой связи, руководству фирмы необходимо сформировать кредитную стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности.
С другой стороны в непосредственной связи с первой задачей перед обществом неизменно возникает вторая.
2. Задача распределения полученных ресурсов (инвестиционная стратегия).
Инвестиции делятся на:
- реальные (ресурсы направляются в производственные процессы);
- финансовые (ресурсы направляются на приобретение финансовых инструментов: эмиссионных и производных ценных бумаг, объектов тезаврации, банковских депозитов);
- интеллектуальные инвестиции (подготовка специалистов на курсах, передача опыта, вложения в разработку технологий).
Разработка финансовой стратегии включает осуществление нескольких этапов:
1. Оценка долгосрочных перспектив.
2. Прогноз развития.
3. Осознание цели.
4. Анализ сильных и слабых сторон.
5. Обобщение стратегических альтернатив.
6. Разработка критериев оптимизации.
7. Выбор оптимальной стратегии.
8. Планирование мероприятий.
Разработка финансовой стратегии предприятия может быть представлена в виде схемы (рис. 2).
Рис. 2. Разработка финансовой стратегии предприятия[4]
Для оценки инвестиционных возможностей необходимо исследовать кредитоспособность, которая представляет собой совокупность характеристик, позволяющих оценить его инвестиционный потенциал. Инвестиционную привлекательность и кредитоспособность предприятия можно представить как основные составляющие финансового потенциала фирмы.
Поскольку объем инвестиционных ресурсов предприятия ограничен, а потенциальные объекты инвестиций обладают различной инвестиционной привлекательностью, обществу необходимо оптимально распределять свои инвестиционные ресурсы. В этой связи возникает необходимость формирования инвестиционной стратегии предприятия.
В совокупности инвестиционная стратегия и кредитная стратегия составляют финансовую стратегию фирмы (рис. 3).
Рис. 3. Финансовая стратегия фирмы[5]
Разработка финансовой стратегии основывается на совокупности финансовых функций подразделений фирмы (рис. 4).
Рис. 4. Финансовые функции подразделений фирмы[6]
Финансовая стратегия предприятия разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляции и других форс-мажорных обстоятельств. Таким образом, финансовая стратегия должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться.
Контроль над реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.
Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов, с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли. Такой подход успешно используется в практике зарубежных компаний.
Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при выполнении следующих условий:
1) при взаимном уравновешивании теории и практики финансовой стратегии;
2) при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.
При выработке финансовой стратегии компании эффективно использование метода сценариев (приближенное к реальности описание тенденций, которые могут проявляться в финансово-экономической сфере деятельности компании). В экономической литературе анализируются особенности реализации "метода сценариев". К наиболее общим подходам в рамках этого метода можно отнести выделение трех основных видов сценариев: оптимистический, пессимистический (комплекс ключевых факторов, отражающих наиболее негативный вариант развития событий), реальный (как правило, занимающий среднее положение между первым и вторым из названных).
Сценарии позволяют выявить основные факторы макро- и микросреды, которые необходимо учитывать при выработке эффективной финансовой стратегии компании.
После выработки общей финансовой стратегии фирмы специальные подразделения в соответствии со стратегией предприятия, а также в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают инвестиционную и кредитную стратегии организации. Такой подход позволяет, с одной стороны, "директировать" деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности фирмы в единое русло в соответствии с миссией фирмы, а с другой стороны, гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту фирмы планировать развитие прочих направлений деятельности.
Глава 2. Анализ и оценка осуществления финансовой стратегии
на предприятии
Анализ и оценку осуществления финансовой стратегии на предприятии рассмотрим на примере казахстанского предприятия АО "VITA".
История холдинга "VITA" начинается с образования в 1991 г. в городе Алматы товарищества с ограниченной ответственностью "VITA", специализирующегося на производстве и реализации растительных масел.
Согласно Уставу, целью основными видами деятельности компании являются:
- производства, закупка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;
- оптовая и розничная торговля;
- производство продуктов питания, товаров народного потребления и другие вида деятельности.
С 2001 г. сфера деятельности компании значительно увеличивается, и она преобразуется в акционерное общество, а после запуска группы заводов – в производственный холдинг. В настоящее время холдинг "VITA" состоит из четырех основных предприятий: "VITA Industry" (Алматы, Казахстан) "ВитаРос" (Дзержинск, Россия), Ак-Сууйский кукурузоперерабатывающий сахарный комбинат (Кыргызстан), "Токмокский гормолзавод" (Токмок, Кыргызстан). В состав холдинга входят транспортно-экспедиционная компания "Иртыш-Трансервис" и исследовательский селекционно-семеноводческий центр "AlmaSeeds".
Заводы имеют различные технологические процессы и конечные продукты, но объединены в единый комплекс с точки зрения обеспеченности сырьевыми составляющими и утилизацией сопродуктов.
В компании имеется:
- сеть региональных зерноскладов, расположенных в зонах выращивания сои на 70,0 тыс. тонн бобов единовременного хранения;
- железнодорожная транспортная компания "Иртыш - Транссервис", владеющая парком из 90 собственных железнодорожных вагонов;
- действует селекционный центр по выращиванию семян сои и кукурузы.
Холдинг "VITA" является крупным поставщиком своей продукции на рынки Казахстана, Кыргызстана, России и Украины:
В настоящее время холдинг "VITA" является крупным поставщиком на рынки Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, России и Украины:
1) Продукции для розничного рынка:
- рафинированных и нерафинированных масел, сливочных и сливочно-растительных масел, твердых, мягких и плавленых сыров, творога, майонезов, горчичного порошка с торговой маркой "Иртыш", сахара с торговой маркой "Ак-Суу Кант";
- продуктов глубокой переработки сои: соевой муки и текстуратов ("соевое мясо"), концентрата пищевого соевого белка "Белый лепесток" с торговыми марками "VitaSoy", "ВитаРос", "Almpro".
2) Продукции для индустриального рынка:
- соевого, подсолнечного и других жмыхов и шротов;
- аналогов молочного жира, фритюрных, кондитерских и кулинарных жиров, саломаса, маргарина;
- мальтозных, карамельных паток, глюкозо-фруктозных сиропов, сахара, сухого молока.
Реализация продукции, производимой заводами, осуществляется через сеть собственных филиалов, которые расположены в восемнадцати городах Казахстана (Алматы, Астана, Караганда, Джезказган, Шымкент, Кызылорда, Тараз, Талды-Корган, Кустанай, Усть-Каменогорск, Павлодар, Семипалатинск, Актобе, Актау, Атырау, Уральск, Кокшетау, Петропавловск), а также дочерних компаний в Киргизии (Бишкек, Ош, Каракол, Джалал-Абад), России (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород), Украине (Днепропетровск).
Финансово-экономический анализ компании выполнен на основе данных бухгалтерской отчетности за 2005-2007 гг.
Таблица 1. Основные технико-экономические показатели, характеризующие
финансовые результаты АО "VITA" в 2006-2008 гг.
№ стр. | Наименование показателей | Един. измер. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Отклонение 2006/2005 | Отклонение 2007/2006 |
1 | Доход от реализации продукции, работ и услуг | тыс. тенге | 6101227 | 6175374 | 17801071 | 74147 | 11625697 |
2 | Себестоимость реализованной продукции, работ и услуг | тыс. тенге | 3955532 | 3761975 | 14971416 | -193557 | 11209441 |
3 | Валовый доход | тыс. тенге | 2145695 | 2413399 | 2829655 | 267704 | 416256 |
4 | Расходы периода | тыс. тенге | 1755615 | 3085003 | 4925412 | 1329388 | 1840409 |
4 | Доход (убыток) от основной деятельности | тыс. тенге | 390080 | -671604 | -2095757 | -1061684 | -1424153 |
5 | Доход (убыток) от неосновной деятельности | тыс. тенге | -275070 | 840510 | 1919506 | 1115580 | 1078996 |
6 | Доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения | тыс. тенге | 115010 | 168906 | -176251 | 53896 | -345157 |
7 | Расходы по корпоративному подоходному налогу |
| -6307 | 8761 | -405165 | 15068 | -413926 |
8 | Доля меньшинства | тыс. тенге | -1162 | 2255 | 82607 | 3417 | 80352 |
9 | Чистый доход (убыток) | тыс. тенге | 122479 | 157890 | 146307 | 35411 | -11583 |
10 | Среднегодовая стоимость основных средств | тыс. тенге | 12769935 | 20268089 | 23748553 | 7498155 | 3480464 |
11 | Фондоотдача основных средств | тенге | 0,5 | 0,3 | 0,7 | -0,2 | 0,4 |
12 | Рентабельность продаж | % | 2,0 | 2,6 | 0,8 | 0,5 | -1,7 |
Источник: годовая финансовая отчетность АО "VITA" за 2005-2008 гг.
Как показывают данные таблицы 1, предприятие получило доход от реализации продукции, работ и услуг в 2008 г. в сумме 17801071 тыс. тг, что на 116256973 тыс. тг или в 2,9 раз больше, чем в 2007 г. Как видно из данных, предприятие несет большие расходы периода, что связано с затратами на административные расходы, расходы на финансирование и расходы на реализацию продукции и оказанию услуг. В результате больших расходов периода предприятие понесло убыток от основной деятельности в 2007 г. в сумме 671604 тыс. тг, в 2008 г. в сумме 2095757 тыс. тг, но за счет получения дохода от неосновной деятельности сумма чистого дохода составила 22479 тыс. тг в 2006 г., 157890 тыс. тг в 2007 г., 146307 тыс. тг в 2008 г.
Показатель фондоотдачи основных средств, определяемый как отношение дохода от реализации продукции, работ и услуг, к среднегодовой стоимости основных средств, очень низок: 0,5 тенге в 2006 г., 0,3 тенге в 2006 г., 0,7 тенге в 2007 г., что связано с увеличением стоимости основных средств в результате их приобретения.
Показатель рентабельности продаж, определяемый отношением чистого дохода к доходу от реализации продукции, составляет 2% в 2005 г., 2,6% в 2006 г., 0,8% в 2007 г., показатель, хотя и положительный, но имеет низкое значение.
Формирование и использование финансовых ресурсов характеризуется размещением активов в балансе предприятия и анализе собственных и заемных средств, участвующих в этом процессе.
Рассчитаем коэффициент роста валюты баланса и коэффициент роста выручки (дохода) от реализации.
Коэффициент роста валюты баланса Кб определяется следующим образом:
где Б1, Б0 - величина итога баланса за отчетный и предыдущий периоды.
Коэффициент роста дохода от реализации продукции Kv рассчитываем по формуле:
где ВР1, ВР0 - выручка (доход) от реализации продукции за отчетный и предыдущий периоды.
Таблица 2. Рост коэффициентов роста валюты баланса и роста выручки
от реализации продукции, работ и услуг АО "VITA" в 2005-2007 гг.
Наименование показателей | 2005 | 2006 | 2007 |
коэффициент роста валюты баланса | 60,9 | 18,2 | 6,9 |
коэффициент роста выручки | 37,1 | 1,2 | 65,3 |
Источник: годовая финансовая отчетность АО "VITA" за 2005-2007 гг.
Как видно из данных, темпы роста валюты баланса снизились, а темпы роста выручки, напротив, повысились.
Горизонтальный анализ (Таблица 3) заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). За базисные темпы роста приняты показатели 2004 г.
Таблица 3. Горизонтальный анализ баланса АО "VITA", 2005-2008 гг.
Наименование статей баланса
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||||
тыс. тг | % | тыс. тг | % | тыс. тг | % | тыс. тг | % | |
Активы |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Краткосрочные активы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Денежные средства и их эквиваленты | 147304 | 100 | 582470 | 395,4 | 562782 | 382,1 | 246823 | 167,6 |
Краткосрочные финансовые инвестиции |
|
| 1395360 |
| 226462 |
| 281499 |
|
Краткосрочная дебиторская задолженность | 1573402 | 100 | 2528595 | 160,7 | 3293685 | 209,3 | 4813839 | 306,0 |
Запасы | 2095420 | 100 | 3813823 | 182,0 | 6978918 | 333,1 | 3601822 | 171,9 |
Текущие налоговые активы |
|
|
|
| 403953 |
| 366291 |
|
Прочие краткосрочные активы |
|
|
|
| 80569 |
| 577971 |
|
Итого краткосрочных активов | 3816126 | 100 | 8320248 | 218,0 | 11546369 | 302,6 | 9888245 | 259,1 |
II. Долгосрочные активы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Долгосрочные финансовые инвестиции | 17900 | 100 | 17918 | 100,1 | 69719 | 389,5 |
| 0,0 |
Долгосрочная дебиторская задолженность | 180438 | 100 | 171427 | 95,0 | 110902 | 61,5 | 42107 | 23,3 |
Основные средства | 6684937 | 100 | 18854932 | 282,1 | 21681246 | 324,3 | 25815859 | 386,2 |
Нематериальные активы | 504 | 100 | 475 | 94,2 | 48348 | 9592,9 | 122669 | 24339,1 |
Прочие долгосрочные активы |
| 100 | 6558 |
|
|
| 10 |
|
Итого долгосрочных активов | 6883779 | 100 | 19051310 | 276,8 | 21910215 | 318,3 | 25980645 | 377,4 |
Баланс (стр. 100 + стр. 200) | 10699905 | 100 | 27371558 | 255,8 | 33456584 | 312,7 | 35868890 | 335,2 |
Пассивы |
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Краткосрочные обязательства |
|
|
|
|
|
|
|
|
Краткосрочные финансовые обязательства | 1900231 | 100 | 3597264 | 189,3 | 2311050 | 121,6 | 5281893 | 278,0 |
Обязательства по налогам | 229872 | 100 | 190357 | 82,8 | 215160 | 93,6 | 929063 | 404,2 |
Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам |
|
|
|
| 24989 |
| 30888 |
|
Краткосрочная кредиторская задолженность | 2357096 | 100 | 2274111 | 96,5 | 1298325 | 55,1 | 2548994 | 108,1 |
Краткосрочные оценочные обязательства |
|
|
|
|
|
| 142418 |
|
Прочие краткосрочные обязательства | 229796 | 100 | 154028 | 67,0 | 3563605 | 1550,8 | 1011469 | 440,2 |
Итого краткосрочных обязательств | 4716995 | 100 | 6215760 | 131,8 | 7413129 | 157,2 | 9944725 | 210,8 |
IV. Долгосрочные обязательства |
|
|
|
|
|
|
|
|
Долгосрочные финансовые обязательства | 2545205 | 100 | 7405202 | 290,9 | 12400341 | 487,2 | 16604424 | 652,4 |
Отложенные налоговые обязательства | 1069322 | 100 | 2217924 | 207,4 | 1916139 | 179,2 | 312979 | 29,3 |
Итого долгосрочных обязательств | 3614527 | 100 | 9623126 | 266,2 | 14316480 | 396,1 | 16917403 | 468,0 |
V. Капитал |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выпущенный капитал | 750000 | 100 | 750000 | 100,0 | 750000 | 100,0 | 750000 | 100,0 |
Резервы | 1524601 | 100 | 10506758 | 689,1 | 7478782 | 490,5 | 6904739 | 452,9 |
Нераспределенный доход (непокрытый убыток) | 74932 | 100 | 275988 | 368,3 | 2538125 | 3387,2 | 604417 | 806,6 |
Доля меньшинства | 18850 | 100 | -74 | -0,4 | 960068 | 5093,2 | 814451 | 4320,7 |
Итого капитал | 2368383 | 100 | 11532672 | 486,9 | 11726975 | 495,1 | 9073607 | 383,1 |
Баланс (стр. 300 + стр. 400 + стр. 500) | 10699905 | 100 | 27371558 | 255,8 | 33456584 | 312,7 | 35935735 | 335,9 |
Источник: годовая финансовая отчетность АО "VITA" за 2005-2008 гг.
Таблица 4. Вертикальный анализ баланса АО "VITA", %
Наименование статей баланса | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||||
тыс. тг | % | тыс. тг | % | тыс. тг | % | тыс. тг | % | |
Активы |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Краткосрочные активы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Денежные средства и их эквиваленты | 147304 | 1,4 | 582470 | 2,1 | 562782 | 1,7 | 246823 | 0,7 |
Краткосрочные финансовые инвестиции |
| 0,0 | 1395360 | 5,1 | 226462 | 0,7 | 281499 | 0,8 |
Краткосрочная дебиторская задолженность | 1573402 | 14,7 | 2528595 | 9,2 | 3293685 | 9,8 | 4813839 | 13,4 |
Запасы | 2095420 | 19,6 | 3813823 | 13,9 | 6978918 | 20,9 | 3601822 | 10,0 |
Текущие налоговые активы |
|
|
|
| 403953 | 1,2 | 366291 | 1,0 |
Прочие краткосрочные активы |
|
|
|
| 80569 | 0,2 | 577971 | 1,6 |
Итого краткосрочных активов | 3816126 | 35,7 | 8320248 | 30,4 | 11546369 | 34,5 | 9888245 | 27,5 |
II. Долгосрочные активы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Долгосрочные финансовые инвестиции | 17900 | 0,2 | 17918 | 0,1 | 69719 | 0,2 |
|
|
Долгосрочная дебиторская задолженность | 180438 | 1,7 | 171427 | 0,6 | 110902 | 0,3 | 42107 | 0,1 |
Основные средства | 6684937 | 62,5 | 18854932 | 68,9 | 21681246 | 64,8 | 25815859 | 71,8 |
Нематериальные активы | 504 | 0,0 | 475 | 0,0 | 48348 | 0,1 | 122669 | 0,3 |
Отложенные налоговые активы |
|
|
|
|
|
| 66845 | 0,2 |
Прочие долгосрочные активы |
|
| 6558 | 0,0 |
|
| 10 | 0,0 |
Итого долгосрочных активов | 6883779 | 64,3 | 19051310 | 69,6 | 21910215 | 65,5 | 26047490 | 72,5 |
Баланс (стр. 100 + стр. 200) | 10699905 | 100,0 | 27371558 | 100,0 | 33456584 | 100,0 | 35935735 | 100,0 |
Пассивы |
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Краткосрочные обязательства |
|
|
|
|
|
|
|
|
Краткосрочные финансовые обязательства | 1900231 | 17,8 | 3597264 | 13,1 | 2311050 | 6,9 | 5281893 | 14,7 |
Обязательства по налогам | 229872 | 2,1 | 190357 | 0,7 | 215160 | 0,6 | 929063 | 2,6 |
Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам |
|
|
|
| 24989 | 0,1 | 30888 | 0,1 |
Краткосрочная кредиторская задолженность | 2357096 | 22,0 | 2274111 | 8,3 | 1298325 | 3,9 | 2548994 | 7,1 |
Краткосрочные оценочные обязательства |
|
|
|
|
|
| 142418 | 0,4 |
Прочие краткосрочные обязательства | 229796 | 2,1 | 154028 | 0,6 | 3563605 | 10,7 | 1011469 | 2,8 |
Итого краткосрочных обязательств | 4716995 | 44,1 | 6215760 | 22,7 | 7413129 | 22,2 | 9944725 | 27,7 |
IV. Долгосрочные обязательства |
|
|
|
|
|
|
|
|
Долгосрочные финансовые обязательства | 2545205 | 23,8 | 7405202 | 27,1 | 12400341 | 37,1 | 16604424 | 46,2 |
Отложенные налоговые обязательства | 1069322 | 10,0 | 2217924 | 8,1 | 1916139 | 5,7 | 312979 | 0,9 |
Итого долгосрочных обязательств | 3614527 | 33,8 | 9623126 | 35,2 | 14316480 | 42,8 | 16917403 | 47,1 |
V. Капитал |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выпущенный капитал | 750000 | 7,0 | 750000 | 2,7 | 750000 | 2,2 | 750000 | 2,1 |
Резервы | 1524601 | 14,2 | 10506758 | 38,4 | 7478782 | 22,4 | 6904739 | 19,2 |
Нераспределенный доход (непокрытый убыток) | 74932 | 0,7 | 275988 | 1,0 | 2538125 | 7,6 | 604417 | 1,7 |
Доля меньшинства | 18850 | 0,2 | -74 | 0,0 | 960068 | 2,9 | 814451 | 2,3 |
Итого капитал | 2368383 | 22,1 | 11532672 | 42,1 | 11726975 | 35,1 | 9073607 | 25,2 |
Баланс (стр. 300 + стр. 400 + стр. 500) | 10699905 | 100,0 | 27371558 | 100,0 | 33456584 | 100,0 | 35935735 | 100,0 |
Источник: годовая финансовая отчетность АО "VITA" за 2005-2008 гг.
Если показатели баланса 2005 г. принять за 100,0%, то с помощью горизонтального анализа можно выявить следующие изменения в балансе предприятия:
- валюта баланса увеличилась в 2006 г. в 2,6 раза, в 2007 г. в 3,1 раза, в 2008 г. в 3,4 раза;
- краткосрочные активы увеличились в 2006 г. в 2,2 раза, в 2007 г. в 3 раза, в 2008 г. в 2,6 раза;
- долгосрочные активы увеличились в 2006 г. в 2,8 раза, в 2007 г. в 3,2 раза, в 2008 г. в 3,8 раза;
- краткосрочные обязательства увеличились в 2006 г. на 31,8%, в 2007 г. на 57,2%, в 2008 г. в 2,1 раза;
- долгосрочные обязательства увеличились в 2006 г. в 2,7 раза, в 2007 г. в 4 раза, в 2008 г. в 4,7 раза;
- собственный капитал увеличился в 2006 г. в 4,9 раза, в 2007 г. в 5 раз, в 2008 г. в 3,8 раза.
Вертикальный (структурный) анализ активов и обязательств баланса дает представление финансового отчета в виде относительных показателей. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его изменений.
Как видно из данных таблицы 4, в активах предприятия доля долгосрочных активов составляет наибольший удельный вес (в 2005 г. 64,3%, в 2006 г. 69,6%, в 2007 г. 65,5%, в 2008 г. 72,5%), при этом их доля увеличивается.
Удельный вес текущих активов в общей сумме активов предприятия составляет лишь треть всех активов (в 2005 г. 35,7%, в 2006 г. 30,4%, в 200 г. 34,5%, в 2008 г. 27,5%), при этом их доля снижается.
В пассивах баланса предприятия уменьшается удельный вес краткосрочных обязательств (в 2004 г. 44,1%, в 2005 г. 22,7%, в 2006 г. 22,2%, в 2007 г. 27,7%), увеличивается доля долгосрочных обязательств (в 2004 г. 33,8%, в 2005 г. 35,2%, в 2006 г. 42,8%, в 2007 г. 47,1%), удельный вес собственного капитала в 2007 г., несмотря на повышение в 2005 г., вернулся к показателю 2004 г. (в 2004 г. 22,1%, в 2005 г. 42,1%, в 2006 г. 35,1%, в 2007 г. 25,2%).
Финансовую устойчивость предприятия по балансу принято определять, исходя из соотношения собственных и заемных средств. С этой целью рассчитывается ряд финансовых коэффициентов (Таблица 5).
Таблица 5. Показатели финансовой устойчивости
АО "VITA" в 2006-2008 гг.
Наименование показателя | Формула расчета | 2006 | 2007 | 2008 | рекомендуемое значение |
коэффициент общей платежеспособности (коэффициент концентрации собственного капитала) | собственный капитал / валюта баланса | 0,42 | 0,35 | 0,25 | более 0,5 |
коэффициент автономии | собственный капитал / заемный капитал | 0,73 | 0,54 | 0,34 | более 1 |
коэффициент маневренности | мобильный капитал / собственный капитал | 0,72 | 0,98 | 1,09 | более 0,5 |
доля собственных источников финансирования текущих активов | (собственный капитал - постоянные активы - долгосрочные обязательства - убытки) / собственный капитал | -1,49 | -2,11 | -3,74 |
|
коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций | постоянные активы / инвестированный капитал | 0,70 | 0,65 | 0,72 | 1 |
коэффициент иммобилизации | постоянные активы / текущие активы | 2,29 | 1,90 | 2,63 |
|
коэффициент самофинансирования | увеличение дополнительного капитала / чистая прибыль | 74,82 | 1,23 | -18,14 |
|
Источник: годовая финансовая отчетность АО "VITA" за 2005-2007 гг.
Значение коэффициента общей платежеспособности (коэффициент концентрации собственного капитала) ниже рекомендуемого значения: в 2006 г. 0,45, в 2007 г. 0,35, в 2008 г. 0,25 при норме 0,5. Это свидетельствует о недостаточной доле собственного капитала в валюте баланса.
Коэффициент автономии (независимости, собственности) важен как для инвесторов, так и для кредиторов предприятия, поскольку он характеризует долю средств, вложенных собственниками в общую стоимость имущества предприятия. Данные бухгалтерского баланса анализируемого предприятия свидетельствует о значении коэффициента независимости (0,73 в 2005 г., 0,54 в 2006 г., 0,34 в 2007 г.), не соответствующему оптимальному (0,5 и более). Таким образом, можно сделать вывод о том, что малая доля имущества предприятия формируется из его собственных источников.
Коэффициент маневренности определяет, какая часть собственного капитала находится в наиболее ликвидной (мобильной) форме. На данном предприятии ситуация улучшилась (в 2005 г. 0,72, в 2006 г. 0,98, в 2007 г. 1,09), показатель стремится к оптимальному значению.
Коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций показывает, в какой степени источники собственных средств покрывают долгосрочные инвестиции. На анализируемом предприятии этот коэффициент составляет оптимальные значения (0,7 в 2005 г., 0,65 в 205 г., 0,72 в 2007 г.), стремится к рекомендуемому (1 и более).
Значение коэффициента иммобилизации (в 2005 г. 2,29, в 2006 г. 1,9, в 2007 г. 2,63) показывает о превышении иммобилизованных активов над мобильными активами.
Значение коэффициента самофинансирования показывает, что в 2005 г. на увеличение дополнительного капитала компании направляется достаточно средств из чистой прибыли.
Таким образом, анализ и оценка осуществления финансовой стратегии по формированию и использованию ресурсов АО "VITA" за период в 2005-2007 гг. показал, что его основные технико-экономические показатели свидетельствуют об ухудшении финансово-хозяйственной деятельности компании. Необходимые условия признания удовлетворительной структуры бухгалтерского баланса не выполняются, финансовое положение является затруднительным.
Важнейшее место при оценке перспектив финансовой стратегии предприятия занимает оценка состояния финансового состояния хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Здесь можно выделить два ключевых аспекта.
Во-первых, оценка текущего состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его динамики за последние два-три года используется потенциальными инвесторами при принятии решений об участии в финансировании предприятий.
Во-вторых, такая же оценка может осуществляться самим предприятием для выявления слабых сторон, обусловливающих недостаточную привлекательность для инвесторов или повышенный риск для кредиторов.
Результаты этой оценки могут и должны использоваться руководством предприятия для выработки производственной и финансовой стратегии, позволяющей в максимально короткие сроки улучшить финансово-хозяйственное состояние и с большей долей уверенности претендовать на получение требующихся для дальнейшего развития финансовых средств. Оценка финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия является важным элементом управления фирмой. Ее результаты имеют значение как для самого предприятия, так и для деловых партнеров, потенциальных инвесторов.
Так, для АО "VITA" необходимы антикризисные меры и мероприятия по восстановлению платежеспособности и ликвидности. Например, для оздоровления финансового состояния необходимо принять следующие меры:
1. По внеоборотным активам:
- передача в аренду зданий, машин и оборудования по бесперспективным производствам, приобретение и сокращение сроков ввода в эксплуатацию перспективных производств, оптимизация амортизационной политики;
- отказ от новых долгосрочных финансовых вложений и реализация недоходных имеющихся;
2. По оборотным активам:
- пересмотр норм расхода и запасов, продажа сверхнормативных запасов;
- оптимизация длительности производственного цикла, сокращение непроизводительных затрат рабочего времени, продажа полуфабрикатов;
- продажа сверхнормативных запасов готовой продукции, сокращение сроков реализации продукции и обращения денежных средств;
- преобладание расчетов с предоплатой;
- сокращение объема авансированных платежей;
3. По дебиторской задолженности:
- сокращение и ликвидация просроченной дебиторской задолженности, ликвидация безнадежных долгов, проведение взаимозачетов и вексельных расчетов, сокращение сроков торгового кредита, предоплата заказчиками по договорам, экспертиза платежеспособности заказчиков, сокращение времени оборота денежных средств за счет инвестирования в собственное производство;
4. По исследованию причин убытков:
- анализ по причинам и центрам ответственности, установление минимальных объемов производства - порога рентабельности;
5. По обязательствам:
- снижение задолженности поставщикам и подрядчикам путем введения более гибкого графика поставок и оплаты;
- своевременная уплата налоговых платежей в бюджет.
- увеличение размеров собственного капитала на приобретение производственного оборудования, восполнение запасов оборотных средств по перспективным видам продукции, стабилизация размеров фондов;
- использование долгосрочных кредитов на цели освоения перспективных производств при условии возможности соблюдения расчетных сроков, их окупаемости;
- привлечение кредитов и займов при условии обеспечения расчетных сроков окупаемости на цели восполнения запасов оборотных активов по перспективным видам продукции, получение льготного кредита, выплата задолженности по заработной плате персоналу;
6. По формированию финансовых результатов:
- достижение максимально возможных объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказов, установление обоснованных цен с учетом их нормы рентабельности и эластичности спроса;
- снятие с производства убыточной продукции, сокращение фиксированных издержек, экономия потребления материалов и энергии за счет внедрения прогрессивных технологий, сокращение трудоемкости производства (технически обоснованные нормы выработки), сокращение доли накладных расходов.
Таким образом, анализ состояния, движения и использования финансовых ресурсов предприятия позволяет не только контролировать тенденции развития предприятия, но и дать комплексную оценку результатов всей его хозяйственной и коммерческой деятельности, способствуя выработке финансовой стратегии предприятия.
Целью дальнейшей инвестиционно-финансовой стратегии предприятия является поиск возможных источников привлечения инвестиционных средств для реализации проекта по организации производства томатной пасты АО "VITA" в г.Алматы.
Реализация проекта даст возможность получить новую продукцию, которая отличается от существующих на рынке товаров высоким качеством и доступной ценой.
Производимая продукция будет реализовываться как на территории Казахстана, так и в Российской Федерации, в частности, в РФ реализация продукции будет организована через российские компании "ЭриалТрэйд" и "Лакония XXI" с использованием известной торговой марки "Vitaland®". Учитывая, что Компания является одной из крупнейших дистрибьюторских фирм на казахстанском рынке, реализация продукции будет осуществляться по уже налаженным каналам товародвижения.
Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка томатной пасты подтвердило востребованность и высокую конкурентоспособность данной продукции.
Компания гарантирует высокое качество продукции, ее соответствие современным требованиям и стандартам. Залогом качества продукции является планируемое к приобретению современное оборудование и передовые технологии итальянской компании "Rossi & Catelli" и немецкой компании "HASSIA", являющихся ведущими мировыми изготовителями оборудования для производства томатной пасты и пластиковых упаковок с покрытием из фольги.
Необходимый объем привлечения кредитных средств для реализации проекта составляет 1113 млн. тенге (9,275 млн.долл.), в т.ч.:
- на финансирование капитальных вложений 960 млн.тг (8 млн.долл);
- на пополнение оборотного капитала 153 млн.тг (1,275 млн.долл).
Таблица 6. Показатели эффективности инвестиционного проекта
Наименование показателя | Ед.изм. | Значение показателя |
Потребность в кредитных ресурсах | млн.тг. | 1 113 |
Чистый дисконтированный поток (NPV) | млн.тг. | 1 532 |
Простой срок окупаемости проекта | лет | 2,8 |
Дисконтированный срок окупаемости проекта | лет | 3,1 |
Внутренняя норма.доходности (IRR) | % | 86,9 |
Источник: данные АО "VITA", 2008.
Показатели эффективности инвестиционного проекта характеризуют проект как стабильный и высокодоходный бизнес с приемлемым сроком окупаемости первоначальных инвестиций.
Компания планирует построить завод по восстановлению, стерилизации и расфасовке томатной пасты в пластиковую упаковку.
Максимальная производственная мощность технологической линии при двухсменном режиме работы составит 1 641 тонну продукции в месяц.
Проект предусматривает производство томатной пасты, расфасованной в пластиковую упаковку по 100 и 200 грамм. Предполагается, что основной объем продукции (70%) будет реализован в Российской Федерации через торговую сеть российских компаний "Эриал Трэйд" и "Лакония 21", оставшиеся 30% будут реализованы в Казахстане через собственную торговую сеть компании.
Таблица 7. Объем производства и реализации готовой продукции, тонн
Наименование показателя | Емкость тары, кг | Значение показателя | |||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | ||
Томатная паста РК | 0,1 | 207 | 2488 | 2488 | 2488 | 2488 | 2488 |
Томатная паста РК | 0,2 | 285 | 3422 | 3422 | 3422 | 3422 | 3422 |
Томатная паста РФ | 0,1 | 484 | 5806 | 5806 | 5806 | 5806 | 5806 |
Томатная паста РФ | 0,2 | 665 | 7984 | 7984 | 7984 | 7984 | 7984 |
Итого |
| 1 641 | 19699 | 19699 | 19699 | 19699 | 19699 |
Источник: данные АО "VITA", 2008.
Прогноз доходов компании произведен исходя из стоимости (Таблица 8) и объемов реализации готовой продукции.
Таблица 8. Доход от реализации без НДС, млн.тг
Наименование показателя | Стоим. реал. 1 тонны (без НДС) | Значение показателя | |||||
2008 | 2009 | 2010 | 20011 | 2012 | 2013 | ||
Томатная паста РК (емкость 0,1) | 171,1 | 35 | 426 | 426 | 426 | 426 | 426 |
Томатная паста РК (емкость 0,2) | 108,1 | 31 | 370 | 370 | 370 | 370 | 370 |
Томатная паста РФ (емкость 0,1) | 163,0 | 79 | 946 | 946 | 946 | 946 | 946 |
Томатная паста РФ (емкость 0,2) | 10.2,9 | 68 | 822 | 822 | 822 | 822 | 822 |
Итого |
| 214 | 2563 | 2563 | 2563 | 2563 | 2563 |
Источник: данные АО "VITA", 2009.
Таблица 9. Прогноз результатов финансово-хозяйственной
деятельности компании, млн.тг.
Наименование показателя | Значение показателя | |||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Доход от реализации продукции | 214 | 2563 | 2563 | 2563 | 2563 | 2563 |
Себестоимость реализованной продукции | 135 | 1 615 | 1 615 | 1 615 | 1 615 | 1 615 |
Валовый доход | 79 | 949 | 949 | 949 | 949 | 949 |
Расходы периода | 34 | 339 | 324 | 324 | 303 | 284 |
- административно-управленческие | 10 | 149 | 147 | 146 | 145 | 144 |
- коммерческие | 24 | 130 | 130 | 142 | 140 | 140 |
- расходы по процентам | 0 | 60 | 47 | 35 | 18 | 0 |
Доход до налогообложения | 45 | 610 | 625 | 625 | 646 | 665 |
Корпоративный подоходный налог | 13 | 183 | 187 | 188 | 194 | 200 |
Чистый доход | 31 | 427 | 437 | 438 | 452 | 466 |
То же нарастающим итогом | 31 | 459 | 896 | 1 333 | 1 785 | 2251 |
Источник: данные АО "VITA", 2009.
В процессе организации и осуществления проекта наиболее вероятным представляется возникновение следующих рисков:
1) Возникновение сбоев в процессе производства. Риск будет минимизирован за счет:
- заключения договора о годовой гарантии. Поставщики оборудования предоставляют годовую гарантию и принимают на себя все расходы, связанные с ремонтом и/или заменой узлов и деталей завода на двенадцатимесячный срок, начиная с момента эксплуатации оборудования;
- заключения договора на техническое обслуживание. Сразу же после ввода завода в эксплуатацию, в дополнение к основному контракту на поставку оборудования, заключается договор на техническое обслуживание, который, посредством связи через модем в режиме on-line, обеспечивает поддержку поставщика оборудования в разрешении вопросов, связанных с организацией производства;
- перед запуском завода планируется обязательное обучение и прохождение стажировки части административно-управленческог
2) Возникновение сбоев в управлении. На первом этапе работы завода компании, в связи с формированием новой команды и объемов производства работ, возможно возникновение сбоев в управлении. Минимизация риска будет обеспечена следующими мерами:
- руководящий состав завода будет формироваться из высококвалифицированных и опытных менеджеров;
- завод действует в рамках компании и таким образом может рассчитывать на ее содействие в решении производственных и управленческих вопросов, на его интеллектуальные ресурсы и опыт реализации аналогичных проектов.
3) Отсутствие спроса на томатную пасту в новой упаковке. Так как томатная паста в одноразовой пластиковой упаковке является новым продуктам на рынке продуктов питания республики, Компания на первоначальном этапе может столкнуться с отсутствием или незначительным спросом на свою продукцию.
С целью минимизации данного риска будет организована широкая PR-кампания, направленная на позиционирование нового продукта как высококачественной, недорогой и удобной в использовании томатной пасты.
4) Срок хранения продукции будет составлять менее чем 12 месяцев.
Согласно заверениям компаний-производителей - Rossi & Catelli и HASSIA, поставляемое ими оборудование обеспечит необходимый срок хранения готовой продукции.
5) Снижение рыночных цен на томатную пасту. Принимая во внимание темпы экономического роста страны, наблюдаемое в последнее время увеличение объемов реализации продуктов питания, Компания с уверенностью прогнозирует стабильный спрос и уровень цен на свою продукцию.
6) Повышение цен на сырье. Основным сырьем для производства томатной пасты является ее концентрат. Компания планирует закупать томатный концентрат у отечественных поставщиков, а также импортировать из Китая, в случае колебания цен на местном рынке. Мировые цены на томатный концентрат обладают высокой устойчивостью, что позволит Компании контролировать уровень затрат на сырье.
7) Невыполнение поставщиками сырья и материалов обязательств по поставкам. Для минимизации риска поставок, при выборе поставщика большое значение будет придаваться его надежности, выставляться требования по обязательному гарантированию сделки финансовым институтом.
8) Ужесточение конкурентной борьбы. Залогом успеха в конкурентной борьбе будет являться высокое качество продукта, удобство в применении упаковки и сравнительно низкие цены.
При расчете ставки дисконта кумулятивным методом учытывались следующие риски:
1) Страновой риск - риск, связанный с инвестициями в конкретной стране и одинаковый для всех компаний данной страны: инфляционный риск, риск возникновения социальной нестабильности, изменения законодательства и т.п.
По рекомендациям "International Risk Management" величина странового риска может быть определена в пределах 5 процентных пунктов для стран с умеренным уровнем риска, и 9 процентных пунктов для стран с высоким уровнем риска. Страновой риск для Казахстана определен на уровне 6%.
2) Рыночный риск - риск падения цен на продукцию, уменьшения объемов сбыта, роста конкуренции и т.п. Премия за риск оценивается в размере 5%.
3) Риск инвестирования в компанию:
- Руководящий состав, качество управления - риск, связанный с вероятностью принятия руководством неправильных решений, способных оказать негативное воздействие на результаты деятельности компании. В основном, руководство компании состоит из высококвалифицированных менеджеров, однако управленческая команда сформирована недавно. Оценка риска - 2%.
Таблица 10. Оценка рисков инвестиционного проекта
Наименование рисков
| Вероятный интервал значений | Оценка |
Страновой риск | 1-9% | 6% |
Рыночный риск | 0-5% | 5% |
Риск инвестирования в компанию: |
| 8% |
- руководящий состав, качество управления | 0-5% | 2% |
- финансовая структура (источники финансирования) | 0-5% | 2% |
- Диверсифицированность клиентуры | 0-5% | 2% |
- уровень и прогнозируемость доходов | 0-5% | 2% |
Риск форс-мажорных обстоятельств | 0-5% | 1% |
ИТОГО: |
| 20% |
Источник: данные АО "VITA", 2008.
- Финансовая структура. Степень данного риска зависит от надежности источника финансирования, способности его в необходимые сроки обеспечить должные объемы финансирования и адекватно реагировать на возможные изменения схемы финансирования. Данный риск оценен в 2%;
- Диверсифицированность клиентуры. Клиентами компании являются все социальные слои общества, а также корпоративные клиенты. Премия за риск оценивается в размере 2%,
- Уровень и прогнозируемость доходов. Уровень прогнозируемости доходов оценивается как удовлетворительный. Премия за риск - 2%.
4) Риск форс-мажорных обстоятельств - риск непреодолимого характера (природно-климатические, злонамеренные действия и др.), который в равной степени присущ практически всем видам бизнеса. Оценка риска - 1%.
Для управления компанией в изменившихся условиях нужна новая модель управления проектами, предусматривающая одновременную координацию и консолидацию данных, подчинение всех проектов общим целям компании при сохранении независимого управления отдельными проектами. При этом необходимо:
- назначить профессионалов на каждый участок работы;
- обеспечить персонал необходимым инструментарием и обучением;
- настойчиво внедрять систему управления проектами для определения нормативов, процедур и методологии;
- требовать регулярного подведения итогов и составления отчетов.
Также необходимым условием эффективного управления проектом является внедрение единой системы планирования и управления проектами с помощью программного обеспечения, что поможет существенно повысить эффективность реализации проекта в изменяющихся условиях.
Заключение
Исследование и анализ, проведенные в курсовой работе, позволяют сделать следующие выводы и предложения.
Исходя из теоретической части, определение финансовой стратегии следующее: это система действий в области финансов по разработке и достижению целей организации. Данная система представляет собой планы получения, накопления и распределения финансовых ресурсов, необходимых для достижения целей организации и базируется на прогнозе возможных воздействий окружающей среды на организацию, а также учитывает предполагаемые последствия этих воздействий.
Финансовая стратегия предусматривает все финансовые действия организации во всех областях ее активности, направленные на укрепление позиций на рынке и достижение максимально возможной прибыли. Она призвана повысить устойчивость и конкурентоспособность организации. В условиях развитого рынка финансовая стратегия выступает в роли дополнительного инструмента в рамках общей стратегии организации.
Формирование финансовой стратегии базируется на анализе следующих направлений деятельности банка:
- анализ финансовых результатов деятельности;
- анализ ликвидности и платежеспособности;
- анализ финансовой устойчивости и деловой активности;
- анализ базовых показателей в финансовом менеджменте.
В курсовой работе проведен анализ и оценка формирования и размещения финансовых ресурсов АО "VITA" за период в 2005-2007 гг. Основные технико-экономические показатели исследуемого предприятия свидетельствуют об ухудшении финансово-хозяйственной деятельности компании. Необходимые условия признания удовлетворительной структуры бухгалтерского баланса не выполняются, финансовое положение является крайне затруднительным.
Целью разработки дальнейшей финансовой стратегии предприятием предпринимается поиск возможных источников привлечения инвестиционных средств для реализации проекта по организации производства томатной пасты АО "VITA" в г.Алматы. Срок окупаемости инвестиционного проекта составляет 2,8 лет, дисконтированный срок окупаемости 3,1 года. При этом чистый дисконтированный доход составит 1 532 млн.тг, внутренняя норма доходности проекта 86,9%. Таким образом, инвестиционный проект является доходным.
На основе проведенного анализа можно предложить ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать предприятию в дальнейшей работе:
- для нормализации финансовой устойчивости рассматриваемому предприятию необходимо реализовать излишние запасы сырья и материалов, товары и готовую продукцию, предоставляя скидки покупателям, а также взыскать невостребованную дебиторскую задолженность. Таким образом, предприятие привлечет дополнительные ликвидные средства для покрытия краткосрочных и наиболее срочных обязательств, что будет положительно характеризовать его краткосрочную платежеспособность и повысит ликвидность баланса. Кроме того, товарно-материальные ценности компании не будут подвержены хищениям, устареванию и будет меньше тратиться времени на проведение их инвентаризации;
- разработка и осуществление программы сокращения затрат;
- улучшение управления активами;
- проведение правильной маркетинговой политики;
- обеспечение быстрой оборачиваемости капитала.
Указанные мероприятия помогут повысить финансовую устойчивость предприятия, ликвидность баланса и платежеспособность компании. Более того, использование их постоянно в своей финансово-хозяйственной деятельности поможет свободно маневрировать своими ресурсами и их источниками, улучшит динамику состава и структуры статей актива, собственного капитала и обязательств и тем самым повысит эффективность деятельности данного субъекта малого и среднего бизнеса.
Список использованной литературы
1. Бандурин А.В., Гуржиев В.А. Финансовая стратегия корпорации. – М., 2000.
2. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2003.
3. Дюсембаев К.Ш. Анализ финансового положения предприятия. Учебное пособие. – Алматы: Каржы Каражат, 1998.
4. Жуйриков К.К., Раимов С.Р., Танирбергенова Т.Е. Финансовый анализ предприятия: Учебник. - Алматы: Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева, Алматинская академия экономики и статистики, 2003.
5. Казак А. Ю., Финансовая политика хозяйственных субъектов: проблемы разработки и внедрения. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2003.
6. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2005.
7. Кошкарбаев К. Финансовые ресурсы корпорации: теория, практика и менеджмент. – Алматы: Издательство "Lem", 2004.
8. Ли В.Д. Финансы в вопросах и ответах. Учебное пособие. Серия "Учебники, учебные пособия". – Алматы: "И.Д "Свет", 2004.
9. Мельников В.Д. Основы финансов: Учебник. - Алматы: ТОО "Издательство LEM", 2005.
10. Мельников В.Д., Ли В.Д. Общий курс финансов. – Алматы: Институт развития Казахстана, 2001.
11. Тургулова А.К. Теория и практика финансового менеджмента в Казахстане. – Алматы: Издательство "Lem", 2006. С. 124-125.
12. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия. – М.: Инфра-М, 2008.
13. Хоминич И.П. Финансовая стратегия компаний. – М.: ЮНИТИ, 1999.
Приложение А
Годовая финансовая отчетность АО "VITA"
Бухгалтерский баланс
Наименование статей баланса | Код стр. | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Активы |
|
|
|
|
|
1. Краткосрочные активы |
|
|
|
|
|
Денежные средства и их эквиваленты | 10 | 147304 | 582470 | 562782 | 246823 |
Краткосрочные финансовые инвестиции | 11 |
| 1395360 | 226462 | 281499 |
Краткосрочная дебиторская задолженность | 12 | 1573402 | 2528595 | 3293685 | 4813839 |
Запасы | 13 | 2095420 | 3813823 | 6978918 | 3601822 |
Текущие налоговые активы | 14 |
|
| 403953 | 366291 |
Долгосрочные активы, предназначенные для продажи | 15 |
|
|
|
|
Прочие краткосрочные активы | 16 |
|
| 80569 | 577971 |
Итого краткосрочных активов | 100 | 3816126 | 8320248 | 11546369 | 9888245 |
II. Долгосрочные активы |
|
|
|
|
|
Долгосрочные финансовые инвестиции | 20 | 17900 | 17918 | 69719 |
|
Долгосрочная дебиторская задолженность | 21 | 180438 | 171427 | 110902 | 42107 |
Инвестиции, учитываемые методом долевого участия | 22 |
|
|
|
|
Инвестиционная недвижимость | 23 |
|
|
|
|
Основные средства | 24 | 6684937 | 18854932 | 21681246 | 25815859 |
Биологические активы | 25 |
|
|
|
|
Разведочные и оценочные активы | 26 |
|
|
|
|
Нематериальные активы | 27 | 504 | 475 | 48348 | 122669 |
Отложенные налоговые активы | 28 |
|
|
| 66845 |
Прочие долгосрочные активы | 29 |
| 6558 |
| 10 |
Итого долгосрочных активов | 200 | 6883779 | 19051310 | 21910215 | 26047490 |
Баланс (стр. 100 + стр. 200) |
| 10699905 | 27371558 | 33456584 | 35935735 |
Пассивы |
|
|
|
|
|
III. Краткосрочные обязательства | 30 |
|
|
|
|
Краткосрочные финансовые обязательства | 31 | 1900231 | 3597264 | 2311050 | 5281893 |
Обязательства по налогам | 32 | 229872 | 190357 | 215160 | 929063 |
Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам | 33 |
|
| 24989 | 30888 |
Краткосрочная кредиторская задолженность | 34 | 2357096 | 2274111 | 1298325 | 2548994 |
Краткосрочные оценочные обязательства | 35 |
|
|
| 142418 |
Прочие краткосрочные обязательства | 36 | 229796 | 154028 | 3563605 | 1011469 |
Итого краткосрочных обязательств | 300 | 4716995 | 6215760 | 7413129 | 9944725 |
IV. Долгосрочные обязательства |
|
|
|
|
|
Долгосрочные финансовые обязательства | 40 | 2545205 | 7405202 | 12400341 | 16604424 |
Долгосрочная кредиторская задолженность | 41 |
|
|
|
|
Долгосрочные оценочные обязательства | 42 |
|
|
|
|
Отложенные налоговые обязательства | 43 | 1069322 | 2217924 | 1916139 | 312979 |
Прочие долгосрочные обязательства | 44 |
|
|
|
|
Итого долгосрочных обязательств | 400 | 3614527 | 9623126 | 14316480 | 16917403 |
V. Капитал |
|
|
|
|
|
Выпущенный капитал | 50 | 750000 | 750000 | 750000 | 750000 |
Эмиссионный доход | 51 |
|
|
|
|
Выкупленные собственные долевые инструменты | 52 |
|
|
|
|
Резервы | 53 | 1524601 | 10506758 | 7478782 | 6904739 |
Нераспределенный доход (непокрытый убыток) | 54 | 74932 | 275988 | 2538125 | 604417 |
Доля меньшинства | 55 | 18850 | -74 | 960068 | 814451 |
Итого капитал | 500 | 2368383 | 11532672 | 11726975 | 9073607 |
Баланс (стр. 300 + стр. 400 + стр. 500) |
| 10699905 | 27371558 | 33456584 | 35935735 |
Приложение Б
Годовая финансовая отчетность АО "VITA"
Отчет о прибылях и убытках
Наименование показателей | Код стр. | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Доход от реализации продукции и оказания услуг | 10 | 3834975 | 6101227 | 6175374 | 17801071 |
Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг | 20 | 2858817 | 3955532 | 3761975 | 14971416 |
Валовая прибыль (стр. 010 - стр. 020) | 30 | 976158 | 2145695 | 2413399 | 2829655 |
Доходы от финансирования | 40 |
|
|
| 27965 |
Прочие доходы | 50 | 506856 | 2156116 | 3032529 | 1911539 |
Расходы на реализацию продукции и оказание услуг | 60 | 386959 | 692779 | 802132 | 1517834 |
Административные расходы | 70 | 580272 | 1062836 | 1197557 | 1690563 |
Расходы на финансирование | 80 |
|
| 1085314 | 1717015 |
Прочие расходы | 90 | 322079 | 2431186 | 2192019 | 19998 |
Доля прибыли /убытка организаций, учитываемых по методу долевого участия | 100 |
|
|
|
|
Прибыль (убыток) за период от продолжаемой деятельности (стр. 030 + стр. 040 + стр. 050 - стр. 060 - стр. 070 - стр. 080 - стр. 090 +/-) | 110 | 193704 | 115010 | 168906 | -176251 |
Прибыль (убыток) от прекращенной деятельности | 120 |
|
|
|
|
Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 110 +/- стр. 120) | 130 | 193704 | 115010 | 168906 | -176251 |
Расходы по корпоративному подоходному налогу | 140 | 79790 | -6307 | 8761 | -405165 |
Итоговая прибыль (убыток) за период (стр. 130 - стр. 140) до вычета доли меньшинства | 150 | 113914 | 121317 | 160145 | 228914 |
Доля меньшинства | 160 | -4797 | -1162 | 2255 | 82607 |
Итоговая прибыль (убыток) за период (стр. 150 - стр. 160) | 170 | 118711 | 122479 | 157890 | 146307 |
Прибыль на акцию | 180 |
|
|
|
|
3
[1] Хоминич И.П. Финансовая стратегия компаний. – М.: ЮНИТИ, 1999. С. 14
[2] Бандурин А.В., Гуржиев В.А. Финансовая стратегия корпорации. – М., 2000. С. 21
[3] Казак А. Ю., Финансовая политика хозяйственных субъектов: проблемы разработки и внедрения. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2003. С. 31
[4] Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2003. С. 47
[5] Хоминич И.П. Финансовая стратегия компаний. – М.: ЮНИТИ, 1999. С. 28
[6] Там же. С. 57
Информация о работе Сущность и содержание финансовой стратегии предприятия