Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:10, курсовая работа
Финансы - категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития. Возникновение финансов как особой формы экономических отношений связывается с появлением государства и развитием товарно-денежных отношений. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства, а также степенью развития (формацией) товарно-денежных отношений.
1. Объективные предпосылки функционирования финансов, их сущность и содержание
2. Эволюция взглядов экономистов на сущность и функции финансов
3. Роль финансов в условиях реализации российских реформ
Список использованной литературы
1. Распределительный и перераспределительный характер финансовых отношений. В системе денежных отношений первичными являются отношения производства, а распределение происходит лишь после создания валового продукта. В силу этого финансы - это отношения не первичные или производственные, а вторичные и третичные, т.е. отношения распределительные, связанные с распределением полученных доходов.
2. Неразрывная связь финансов с формированием и использованием фондов денежных средств. Что же представляет собой фонд денежных средств? Каждый субъект хозяйствования получает доходы и осуществляет расходы. Доходы представляют собой поток денежных поступлений за единицу времени (день, месяц, год). Расходы - это использование доходов субъектов хозяйствования, которое производится по двум направлениям - на потребление и накопление. Конечно, превратить доходы в расходы совсем несложно, но для эффективного использования полученных денежных средств часть их необходимо превратить в фонды. Фонд представляет собой определенную сумму денежных средств, формируемую и используемую по целевому назначению. Фонды существуют, скорее, идеально, чем материально (в виде плана и отчета по доходам и расходам) и могут быть использованы как на накопление, так и на потребление. Фонды бывают децентрализованными, т.е. создаваемыми у субъектов хозяйствования - на фирмах, в компаниях, банках. К ним относятся амортизационный фонд, страховые (резервные) фонды, фонды экономического и социального развития и др. Фонды бывают централизованными, которые создаются и используются государством для страны в целом и ее граждан. К таким фондам относятся Государственный бюджет, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и др.
3. Органическая связь финансов с государством, которое регламентирует финансовые отношения законодательно. Это отличает финансы от кредитных отношений, где условия кредитной сделки являются объектом договора между кредитором и заемщиком. При этом кредитный договор определяет сумму, срок, цель и другие условия кредитной сделки. Государственные финансы полностью организуются и регулируются государством. Например, Закон о налоге определяет налоговую ставку, налоговую базу, льготу, срок уплаты. Закон определяет и размер государственных финансовых выплат - пенсий, пособий, стипендий, нормы финансирования бюджетных учреждений и т.д. Децентрализованные финансы регламентируются государством в меньшей степени, чем централизованные, там многое решают рыночные условия хозяйствования, и компания самостоятельно устанавливает пропорции распределения доходов на накопление и потребление.
4. Безэквивалентный характер финансовых отношений. Часто финансы предполагают односторонний поток денежных средств, не сопровождаемый встречным движением стоимости. Это отличает финансы от других отношений, имеющих товарообменный (эквивалентный) характер. Следует заметить, что большинство экономических отношений носит двухсторонний, т.е. эквивалентный характер. Речь идет, к примеру, о купле-продаже товаров и услуг, когда передвижение денежных средств от продавца к покупателю сопровождается встречным потоком денежных средств от покупателя к продавцу. Предоставление ссуд тоже осуществляется на основе эквивалентности с условием их возврата и уплатой оговоренного процента. В финансах принцип эквивалентности не столь однозначен. К примеру, налоговые отношения означают уплату налогоплательщиком установленную законом сумму налога в бюджет без обязательства ее возврата в установленный срок и в тех же суммах. Другой пример, финансирование государством школы, больниц, социальных пособий не означает получения прямого эквивалента произведенных расходов. Финансирование носит целевой и безвозвратный характер, за финансирование не нужно платить. Однако это не значит, что финансирование представляет собой использование денежных средств без положительного результата. Налоги, уплаченные в государственный бюджет, возвращаются налогоплательщикам в виде государственных услуг по управлению страной, охране внутреннего правопорядка, обеспечения обороноспособности и т.д. Финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта формирует образованных, физически и нравственно здоровых людей, способных обеспечить экономический рост и социальную стабильность в обществе. Это и есть полученный эквивалент стоимости произведенных расходов, который точно рассчитать не всегда возможно.
Итак, финансы представляют собой совокупность денежных отношений по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях экономического, социального и политического развития страны.
Как известно, каждая экономическая категория выполняет определенные функции, в которых проявляется сущность этой категории, функцию можно рассматривать как способ выражения свойств, присущих ей. Если сущность финансов можно выразить многоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов[16].
Существует позитивная теория, отвечающая на вопрос, как это происходит, и нормативная теория, отвечающая на вопрос, как должно быть. В рамках позитивной теории функции финансов состоят в следующем:
перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйствующих субъектов за счет другого;
способствуют формированию фонда денежных средств государства или хозяйствующих субъектов;
обеспечивают выполнение соответствующими хозяйствующими субъектами функций, в которых общество нуждается.
Можно сказать, что с помощью финансов в хозяйственной деятельности сохраняются только те общественные институты, которые способствуют поступательному движению общества.
С позиций нормативной теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:
перераспределительной, меняющей структуру национального дохода общества;
регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов с целью достижения целей общества на том или ином этапе его развития;
контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффективность использования перераспределенных денежных средств с целью изменения параметров такого перераспределения.
В рамках нормативной теории финансов если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств в пользу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встает вопрос о том, сколько средств следует выделять государству, чтобы экономика была эффективной; в какой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расходов; кто будет регламентировать последние; каковы условия достижения «золотой середины» между бюрократическими структурами государства и корпоративным менеджментом (а в целом — между рынком и государством) в управлении денежными средствами, циркулирующими в национальном хозяйстве, и т.д.
Для современной России этот вопрос далеко не риторический, поскольку более половины всех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодно перераспределяется посредством финансов в пользу государства. А их эффективное/неэффективное использование обеспечивает адекватное развитие общества, изменение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов в стране однозначно свидетельствует о неэффективности государства, о неадекватности финансов как механизма перераспределения дохода общества в пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств. На этом, собственно, и выстроена теория «провалов» (неэффективности) государства или рынка, что очень важно в связи с финансами, которые как бы фиксируют в каждый данный момент «золотую середину» распределяемого дохода общества между государственным и негосударственным секторами. Конкурентное доказательство каждым из них своей эффективности свидетельствует об адекватности финансов в качестве механизма перераспределения.
Следует заметить, что финансы выполняют две основные функции, хотя по поводу этого в наших учебниках, как было выяснено выше, высказывались различные точки зрения о количестве функций.
Однако все российские учебники по теории финансов отмечают, по крайней мере, наличие следующих двух функций финансов - распределительной и контрольной[17].
Основное назначение распределительной функции финансов состоит в обеспечении каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Э.Боди и Р.Мертон подтверждают эту мысль: "Главная функция финансов - удовлетворение потребностей людей, включая их основные жизненные потребности в пище, одежде, жилье" Это является конечной целью распределения. Объектом распределения выступает валовой внутренний продукт (в 2005 г. ВВП составил 21,6 трлн. руб., в 2007 г. достигнет величины в 31,22 трлн. руб.). Субъекты распределения - это государство, юридические и физические лица. Методы распределения - налоги и государственные расходы. Налоговый метод представляет собой обязательное, установленное законом, регулярное и безвозмездное изъятие части дохода или имущества налогоплательщиков на нужды государства. С помощью налогов происходит формирование централизованных фондов денежных средств, которые используются методом государственного финансирования.
Государственное финансирование имеет целевой, безвозмездный характер, нормы государственных расходов устанавливаются законодательством. На децентрализованном уровне тоже происходит формирование и использование фондов денежных средств на основе государственных норм, а также финансовых планов и финансовых нормативов самих субъектов хозяйствования.
Роль распределительной функции финансов возрастает. Если до первой мировой войны через финансовую систему распределялось от 10 до 15% мирового валового продукта, то в настоящее время эта доля колеблется в разных странах от 35 до 50%.
Распределительная функция финансов отличается от перераспределительной функции кредита. С помощью кредита тоже происходит распределение валового внутреннего продукта и формирование и использование ссудного фонда (капитала), однако это происходит на кредитных принципах - возврата долга в установленный срок с уплатой процента. Таким образом, кредитор остается собственником своих ресурсов, отдавая их в долг, поэтому такое распределение носит условный и временный характер. При финансовом распределении происходит смена форм собственности (на уровне государственных финансов - всегда, на уровне корпоративных финансов - иногда), но в любом случае оно окончательно и безвозвратно. Конечно, финансирование предполагает получение эффекта либо экономического, либо социального, иначе оно теряет смысл.
Вторую функцию финансов - контрольную следует, на наш взгляд, рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, контрольная функция - это присущее финансам свойство служить средством контроля за процессом распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Среди всего многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое бы не было связано с контролем за формированием и использованием фондов денежных средств. К примеру, налоги, выплата пенсий и пособий, финансирование инвестиций автоматически выполняют контрольную функцию, своими параметрами свидетельствуя о том, что происходит у тех или иных субъектов хозяйствования. Контроль может осуществляться путем расчета и анализа показателей финансового состояния субъекта хозяйствования. Для государства такими показателями являются объем бюджета, величина его дефицита и государственного долга. Для компании - это показатели ликвидности и финансовой устойчивости, прибыли и рентабельности. С помощью контрольной функции финансов общество узнает о том, насколько своевременно поступают денежные средства в распоряжение различных субъектов хозяйствования, какие пропорции складываются в их распределении между государством и юридическими лицами, насколько эффективно используются финансовые ресурсы на цели накопления и потребления.
Вторая форма проявления контрольной функции финансов состоит в сознательном использовании контрольного свойства финансовых отношений в управлении финансами. Речь идет об организации финансового контроля, т.е. о планомерной и целенаправленной деятельности государственных и негосударственных финансовых органов по проверке обоснованности, правильности и целесообразности формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в интересах развития общества.
Финансы - это историческая категория, которая прошла длительный путь развития, исчисляемый тысячелетиями. Финансы возникли на основе общественного разделения труда, товарного производства и товарного обмена. Это важнейшая историческая предпосылка появления как кредитных, так и финансовых отношений. Однако кредитор, заемщик, ссудный фонд стихийно выделяются в процессе производства, распределения, обмена и потребления, создавая различные формы и принципы организации кредитных отношений. Финансы как система денежных отношений стихийно не выделяются из сферы производства, распределения, обмена и потребления. Для их появления необходима вторая историческая предпосылка - государство. Государство как система органов публичной власти, управляющая основными сферами жизни общества, опираясь на законодательство, формирует и использует государственные фонды (сначала натуральные, затем денежные) в целях финансирования общественных потребностей. Такими потребностями являются - обеспечение обороноспособности страны, охраны внутреннего правопорядка, регулирование экономики, лечение и содержание нетрудоспособных, образование юношества и т.д. К примеру, еще в Древнем Риме существовала наемная армия, и жалование солдатам начислялось три раза в год. Государственные чиновники выполняли сначала свои функции безвозмездно, поэтому расходы на управление страной были минимальными. Со временем чиновники стали получать государственное жалование. Главную статью расходов древнеримского государства составляло строительство общественных зданий и сооружений. Так, до сих пор в Риме работает водопровод, построенный его рабами. Для создания централизованных фондов государство взимает налоги и делает займы как внутренние, так и внешние., Первые налоги взимались с самых обычных объектов обложения - земли, жилища. Они назывались реальными налогами. В Древнем Риме во времена императора Калигулы взимался подоходный налог, он составлял 1/8 часть дохода, что по тем временам считалось сущим грабительством. Кроме прямых налогов, вводились косвенные, т.е. налоги на товары и услуги. Первыми объектами косвенного обложения стала табачная и алкогольная продукция, популярная у разных слоев населения.
Нельзя не заметить, что изменение типа общественно-экономической системы меняет и сущность государственных финансов. Так, основными статьями расходов федерального монархического государства становятся военные расходы, расходы на погашение государственного долга, а также на содержание королевского двора и роскошь, его окружающую. При этом глава государства считал государственную казну своей собственностью. В XVII в. Людовик XIV -король Франции сказал: "Государство - это я", и этот принцип управления финансами был типичен для феодального государства, т.е. глава государства отождествлял государственную казну со своим кошельком. Налогообложению подвергались всевозможные объекты. К примеру, в течение 20 лет существования республики Оливера Кромвеля в Великобритании было введено 200 видов акцизов, облагалась даже соломенная труха и коробки для масла.
Информация о работе Сущность и содержание финансов, их место и роль в системе рыночных отношений