Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:59, доклад
Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.
Сущность
и функции государственных
Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.
Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень
Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.
В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней - федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.
Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.
Прежде всего это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:
1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);
2) содержание за счет
бюджета учреждений
3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;
4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.
Регулирующая функция
государственных и
Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. То же касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.
Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.
Контрольная функция
государственных и
В узком смысле
контрольная функция
1) контроль за
правильностью и своевременным
перечислением средств в
2) контроль за
соблюдением заданных
3) контроль за
целевым и эффективным
Контрольная функция
государственных и
Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.
Что же из себя представляют финансы государства? Это по, по сути, совокупность всех экономических взаимоотношений, приложенных к накоплению и распределению денежных фондов, необходимых для функционирования государства, выполнения им своих функций. К финансам государства относятся как источники дохода, так и цели расходования бюджетных средств.
Доходы государства. По одному лишь определению ясно, что это та часть финансов, которая пополняет бюджет страны. Исторически сформировались различные методы формирования дохода, грамотное и умелое использование этих методов – залог процветания страны в экономическом плане.
Основные источники доходов
едины для любой страны, разниться лишь
величина дохода из того или иного источника.
Вот основные из них:
Налогообложение. Весьма существенную
часть доходов любой страны составляют
налоги. Это очень чувствительная статья
доходов государства, ведь неэффективная
система налогообложения резко сокращает
доход в госбюджет. Чрезмерно низкие налоги
могут создать серьёзный дефицит в бюджете,
а непомерно завышенные заставят уклоняться
от них серьёзный процент налогоплательщиков,
медленно разоряя тех, кто всё-таки платит.
Промышленность. Производство товаров
и услуг с последующей продажей их гражданам
страны и за рубеж ведут к весьма существенному
пополнению бюджета страны. Грамотная
организация экономики, сложное её взаимодействие
со всеми своими компонентами и госучреждениями
– задача не из лёгких, и далеко не каждое
правительство с ней справится. Одно-единственное
некомпетентное решение на местном уровне
может обернуться колоссальными убытками
для обширного сектора производства.
Помимо этих источников есть ещё кредиты, приватизация и золотовалютный резерв – но, как правило, доходность этих источников несравнима с первыми двумя, и выполняют они скорее вспомогательную функцию.
Государственные расходы – это то, на что тратятся государственные деньги. Это выплаты зарплат бюджетникам, расходы на содержание управленческого аппарата, различного рода силовых структур, и т.д. Сюда же включаются расходы госпредприятий, относящиеся к непрямым расходам.
Формы государственных расходов:
бюджетное финансирование;
кредитное обеспечение.
Расходы по обслуживанию государственного долга. Внешний долг является предметом особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20 – 30%), то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно.
Пути доступа к зарубежным государственным финансам:
традиционный путь – выплата налогов за счет золотовалютных резервов;
консолидация внешнего долга, т. е. превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную;
сокращение размеров внешнего долга путем конверсии – превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции;
обращение страны-должника к международным банкам.
Ирина Николаевна Мысляева
Государственные и
Людмила Александровна Дробозина Финансы
Поляк Г.Б. Финансы
Информация о работе Сущность и функции государственных финансов