Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 10:26, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть понятие финансов и их функций.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать понятие финансам как экономической категории, необходимость финансов;
2. рассмотреть особенности финансов;
3. раскрыть функции финансов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ 6
1.1. Финансы как экономическая категория, необходимость
финансов 6
1.2. Особенности финансов 13
ГЛАВА II. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 16
2.1. Распределительная функция 16
2.2. Контрольная функция 26
2.3. Другие функции финансов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Однако
рост социальных расходов не означает,
что парораспределительные
Характер перераспределительных процессов во многом определяется уровнем милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на социальные цели ниже, а в странах с низкими военными расходами социальные расходы выше [4, с. 567].
В СССР послевоенный период характеризовался высоким уровнем расходов на военные цели, неэффективным использованием средств на финансирование народного хозяйства, остаточным принципом финансирования социальных затрат. Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).
Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.
Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через государственный бюджет (федеральный, региональные и местные бюджеты государства).
Конечная
цель распределения и
При
этом роль финансов подчинена задачам
повышения материальной заинтересованности
работников и коллективов предприятий
и организаций в улучшении финансово-хозяйственной
деятельности, достижении наилучших результатов
при наименьших затратах.
2.2.
Контрольная функция
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведе¬ние с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан [3, с. 25].
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Основными
направлениями финансового
а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и Гражданами;
в) проверка
правильности использования государственными
и муниципальными предприятиями, учреждениями,
организациями находящихся в
их хозяйственном ведении или
оперативном управлении денежных ресурсов
(бюджетных и собственных
г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, которая заключается в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятия и оценить результаты хозяйственной деятельности.
Посредством финансов на предприятиях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов.
Но самое главное на предприятии — строго следить за перераспределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению. Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции [12, с. 589].
Контроль рублем осуществляется не только внутри предприятия, но и во взаимоотношениях между предприятиями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Контроль рублем во взаимоотношениях между предприятиями производится при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий.
Хозяйственная деятельность предприятий контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.
Контрольная функция финансов используется и в масштабе всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.
Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями. Он включает: формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.
Важный элемент финансового механизма — финансовое планирование, которое, прежде всего, относится к бюджетному планированию [14, с. 500].
В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план в целях:
1) информирования
законодательных (
2) комплексного
прогнозирования финансовых
3) выявления
необходимости и возможности
осуществления в перспективе
мер в области финансовой
4) отслеживания
долгосрочных негативных
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Исходной
базой для формирования перспективного
финансового плана служит бюджет на текущий
год. Перспективный финансовый план законодательно
не утверждается.
2.3.
Другие функции
финансов
Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.
Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо [3, с. 27].
В условиях рыночных отношений финансы
должны выполнять стабилизационную функцию.
Ее содержание заключается в том, чтобы
обеспечить для всех хозяйствующих субъектов
и граждан стабильные условия в экономических
и социальных отношениях. Особое значение
при этом имеет вопрос о стабильности
финансового законодательства, поскольку
без этого невозможно осуществление инвестиционной
политики в производственную сферу со
стороны частных инвесторов. Достижение
стабилизации рассматривается Правительством
РФ как необходимое условие для перехода
рыночной экономики к социально ориентированному
экономическому росту.
Заключение
Подведя итоги курсовой работы можно сказать, что финансы — это экономическая категория, особенность которой заключается в ее функциях. В общественном воспроизводстве финансы выражают распределительные отношения.
Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения.
Финансы выполняют несколько функций, главными из которых являются распределительная и контрольная.
Через распределительную
Через контрольную функцию, действующую одновременно с распределительной, проявляется способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.