Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:26, курс лекций
Общая характеристика финансовой системы. Управление финансами и финансовый контроль.
Социально-экономическая сущность финансов. Денежный оборот. Денежная система России. Государственный бюджет и бюджетная система РФ. Внебюджетные фонды. Государственный кредит. Лизинг. Финансы предприятий. Движение финансовых ресурсов.
Альтернативные страховые общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные) начинают проводить виды страхования, относящиеся к особой отрасли – страхованию предпринимательских рисков.
Поскольку главным стимулом предпринимательской деятельности служит стремление к получению прибыли (дохода), то объектом данного страхования является риск возможности неполучения прибыли или дохода, снижения уровня рентабельности или даже образования убытков.
Здесь возможны такие виды страхования, как страхование на случай неоплаты по счетам поставщика продукции, страхование на случай снижения уровня рентабельности, страхование на случай непредвиденных убытков, страхование от простоев оборудования, перерывов в торговле, страхование упущенной выгоды по неудавшимся сделкам и др.
Устойчивость страхования предпринимательских рисков зависит от уровня рыночных отношений, деловых связей между юридическими лицами.
Страховой рынок – это особая сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает специфическая услуга – страховая защита, формируются предложение и спрос на нее. Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность в обеспечении бесперебойности этого процесса, выражающаяся в оказании денежной помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий.
На страховом рынке происходит формирование и распределение страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества.
Субъектами страхового рынка являются страховые организации (страховщики), которые в той или иной степени принимают участие в оказании страховой услуги, страхователи и застрахованные.
Формирование страхового рынка происходит в ходе развития товарно-денежных отношений и соответствует общему уровню «товарности» в стране.
До начала 1990-х годов в России существовала государственная монополия в области страхования: все страховые операции внутри страны проводила единая организация – Госстрах СССР, а операции иностранного страхования – акционерное общество «Ингосстрах».
Необходимость монополизации страхования обосновывалась двумя причинами: социально-экономической значимостью страхования, требующей активной роли государства в проведении страховой политики, и необходимостью концентрации средств страхового фонда в целях повышения финансовой устойчивости страховых операций.
Однако практика показала, что монополия на проведение страхования, как и любая другая монополия, не способствует ориентации на интересы страхования, порождает ведомственные интересы, удовлетворение которых становится первоочередной задачей, ведет к бюрократизации страхового аппарата, лишает его работу гибкости и маневренности.
К тому же повышение финансовой устойчивости страховых операций возможно при концентрации страхового фонда только до определенного предела, за границами которого дальнейшее наращивание объема страхового фонда перестает оказывать влияние на уровень устойчивости.
В условиях перехода к рынку, который предполагает возможность выбора товара на основе конкуренции товаропроизводителей, правительство страны сочло возможным отказаться от монополии в страховании.
Процесс разгосударствления собственности, активное развитие разных ее форм, переход к реальному самофинансированию предприятий, повышение их ответственности за своевременное выполнение взятых на себя обязательств сопровождаются быстрым развитием страхования, расширением сферы его применения.
Оно становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих стабильность экономики в условиях перехода к рынку. В свою очередь потребности рыночной экономики стимулируют развитие страхового рынка как важного элемента общей системы рыночных отношений.
Рынок побуждает страховые организации принимать участие в операциях коммерческого характера, проводить активную инвестиционную деятельность помимо, оказания сугубо страховых услуг, и в результате дает дополнительный импульс развитию экономики.
Атрибутами рынка, в том числе и страхового, являются продавец, покупатель, товар (или услуга) и реальная свобода покупателя в выборе товара (услуги).
Развитый страховой рынок включает в себя, как правило, следующие категории продавцов страховой услуги: страховщиков, непосредственно заключающих договоры страхования; так называемых «страховщиков для страховщиков» – перестраховочные организации, которые принимают на себя часть крупных рисков за соответствующее вознаграждение; посредников между страховщиками и страхователями; различные объединения страховщиков, создаваемые с какой-либо конкретной целью (обмен информацией, разработка перспективных программ, координация условий страхования и т. п.). Каждая категория продавцов страховой услуги может быть представлена разными формами собственности – государственной, акционерной, кооперативной, частной.
На страховом рынке России в настоящее время действуют в основном «прямые» страховщики: до недавних пор монопольное положение на внутреннем рынке занимал Госстрах СССР; в последнее время все большее распространение получают акционерные страховые общества.
На внешнем рынке действуют страховое акционерное общество «Ингосстрах» и его представительства за рубежом (Черно-морско-Балтийское генеральное страховое акционерное общество «Блекбалси», Черноморско-Балтийское страховое транспортное акционерное общество «Софаг», страховое акционерное общество «Гарант» и др.).
Идет процесс формирования акционерных страховых обществ, ориентированных на иностранное страхование («Россия», «Дальроссо» и др.).
Перестрахование, которое в условиях развитого рынка проводится настолько широко, что формируется самостоятельный перестраховочный рынок, в России находится в зачаточном состоянии.
В известной мере это связано с тем, что Госстрах, бывший до недавних пор монополистом в проведении страховых операций, в перестраховании не нуждался, – финансовая устойчивость его операций была очень высока вследствие огромного страхового портфеля и значительной территориальной раскладки ущерба.
Кроме того, за долгие годы монопольного владения рынком Госстрах накопил значительные запасные и резервные фонды, которые позволяли покрыть любой, даже экстраординарный ущерб. Что же касается вновь создаваемых страховых организаций, то они проводят в основном те виды страхования, где чрезвычайные убытки либо невозможны, либо маловероятны. К тому же особенностью российского страхового рынка является широкое участие банков как учредителей или гарантов страховых организаций.
Посредниками в проведении страхования являются брокеры (брокерские фирмы) и страховые агенты.
Страховые агенты заключают договоры добровольного страхования со страхователями от лица страховщика, разъясняют правила и условия страхования, помогают страхователю оформить соответствующие документы при наступлении страхового события для получения страховой суммы.
Брокеры в отличие от страховых агентов выступают от лица и в интересах страхователя. Брокеры могут работать одновременно с несколькими страховыми организациями.
Союзы и ассоциации страховщиков находятся в настоящее время в стадии становления.
В структурах Конгресса Российских деловых кругов действует Российский союз страховщиков. Создан также Страховой союз России.
Покупателями страховой услуги могут быть любые юридические или физические лица, если это не противоречит правилам и условиям данного вида страхования. Так, в личном страховании существуют определенные возрастные ограничения, в имущественном страховании – ограничения по составу имущества, по степени износа и т. д.
Страховая услуга может быть предоставлена на основе договора (в добровольном страховании) или на основе закона (в обязательном страховании).
Иначе говоря, в тех случаях, когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхователь принуждается к приобретению страховой услуги.
В прошлом Госстрах даже добровольное страхование считал «односторонне обязательным», что означало обязательность приема на страхование любого страхователя, если это впрямую не противоречило условиям страхования. В зарубежном страховании принят более жесткий подход.
Например, может быть отказано в приеме на страхование владельцу автомашины, если он замечен в нарушениях правил уличного движения, или владельцу недвижимости, если он отказался выполнить требования специалиста страховой компании по обеспечению дополнительной противопожарной безопасности.
Акционерные и кооперативные страховые организации России в настоящее время только формируют свой портфель и завоевывают клиентуру, поэтому в случаях повышенного риска они предпочитают не отказывать в приеме на страхование, а использовать повышение цены на страховую услугу.
Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга.
Как и любой другой товар, она имеет потребительную и меновую стоимость.
Потребительной стоимостью страховой услуги является обеспечение страховой защиты, которая применительно к одному конкретному страхованию приобретает форму страхового покрытия.
Страховое покрытие представляет собой страховое обеспечение конкретного объекта на случай определенных договором событий.
Меновая стоимость – это цена страховой услуги, получающая свое выражение в страховом тарифе, а затем взносе или платеже.
Цена на страховую услугу складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения, но в ее основе лежат общественно необходимые затраты на оказание этой услуги, т. е. размер страхового возмещения и расходы на ведение дела.
В условиях конкуренции цена является объектом договора, но она всегда движется в определенных границах. Нижняя граница цены определяется принципом эквивалентности в страховых отношениях, который предусматривает равенство между поступлением платежей от страхователей и выплатами страхового возмещения и страховых сумм.
Верхняя граница цены определяется потребностями страховщика. Ее превышение ставит страхователя в невыгодную конкурентную позицию, и он теряет клиента.
Цена услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов, ожидаемой прибыли.
Купля-продажа страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис).
Поскольку выплата страхового покрытия имеет вероятностный характер, страхователь в момент заключения договора кредитует страховщика.
В страховании выделяются следующие направления маркетинговой деятельности: изучение рынка с целью определения страховых потребностей; формирование страховых услуг на основе этих потребностей; определение цены на страховую услугу (страхового тарифа) по каждому виду страхования и способа ее уплаты; разъяснительная работа по действующим видам страхования и реклама новых услуг; управление продажей услуг (организация предложения услуг, выбор контингента страхователей, их обслуживание).
Важное место в управлении продажей услуг занимает контроль за жизненным циклом конкретного вида страхования. Как и любой другой товар, страховая потуга проходит определенные стадии жизненного цикла: внедрение на рынке, рост спроса, зрелость, насыщение рынка, спад продажи и прибыли.
В страховом деле жизненный цикл любого вида страхования хорошо просматривается с помощью показателей охвата страхового поля и динамики количества заключенных договоров (числа продаж).
Когда страховое поле близко к насыщению, рост процента охвата резко замедляется, что сигнализирует о предстоящем прекращении роста продаж. Каждая фаза жизни страховой услуги предполагает использование различных приемов маркетинговой деятельности.
Например, первая фаза требует обратить внимание на рекламу, вторая фаза – на условиях продажи, третья – на цену страховой услуги, четвертая – показывает необходимость модификации данного вида страхования и нового вывода его на рынок.
Маркетинг дает практические результаты только в том случае, если его итоги учитываются при выработке страховой политики. Как правило, маркетинговая деятельность осуществляется на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Разрабатываются как долговременные, так и краткосрочные цели страховой организации, а также решаются текущие задачи, связанные с конъюнктурой рынка.
На страховом рынке страховщики и потребители страховых услуг являются формально свободными субъектами. Они автономны при принятии решений о предложении или покупке страховой услуги. При оценке потребностей в страховой услуге потребитель должен оценить рисковую ситуацию, в которой ему потребуется страховая защита, т. е. определить частоту и тяжесть вероятного ущерба.
Умение дать оценку величины риска и выработать стратегию борьбы с ним (страхование, самострахование, кредиты банка и т. д.) является неотъемлемым элементом профессиональной подготовки менеджера в любой сфере деятельности.
Уяснив потребность в страховой услуге, потенциальный страхователь появляется на страховом рынке, его субъективные ожидания встречаются с реально предлагаемыми страховыми услугами.
Рынок как форма организации общественного хозяйства требует обеспечения возможности для страхователя свободного выбора страховой услуги, что реально только в условиях конкуренции между страховщиками.
Конкуренция страховщиков проявляется в основном по следующим направлениям: предложение новых видов страхования на основе возникновения новых потребностей; разработка договоров страхования с самой различной комбинацией рисков, чтобы страхователь мог выбрать такие, которые подходят именно для принадлежащего ему объекта страхования; пониженные страховые тарифы по сравнению с предлагаемыми другими страховщиками при той же ответственности и том же наборе рисков; более удобные формы оплаты страхового договора; более высокое качество обслуживания страхователя.