Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и функции финансов………………………………………..4
1.1 Финансы как экономическая категория……………………………………...4
1.2 Функции финансов…………………………………………………...……...15
1.3 Роль финансов в общественном воспроизводстве………………………...24
Глава 2. Государственные финансовые рычаги и стимулы в регулировании рыночной экономики……………………………………………………………32
2.1 Понятие государственных финансовых ресурсов………………………...32
2.2 Финансовый контроль………………………………………………………35
2.3 Распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса……………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………….45
Список использованных источников……………………………………47

Работа содержит 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как госу­дарственные финансы, финансрвые посредники, так и непосредствен­но хозяйствующие субъекты, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяй­ствующим субъектам, испытывающим «дефицит бюджета». В воспроизводственном процессе, процессе распределения и перераспреде­ления денежные, кредитные и финансовые отношения тесно перепле­таются. При этом на макроуровне процесс властного перераспределе­ния осуществляется с помощью государственных финансов, поэтому они и являются перераспределительной категорией.

На микроуровне финансы участвуют как в процессе распределе­ния, так и в процессе перераспределения. Проанализируем финансо­вый аспект распределения совокупного общественного продукта на уровне предприятия. В условиях «идеального рынка» (отсутствие на­логов и других форм вмешательства государства, наличие большого числа продавцов и покупателей, равный доступ на рынок и к инфор­мации всех потенциальных участников и т.п.) распределение внутри предприятия на материальные затраты, оплату труда, прочие затраты и прибыль происходило бы без вмешательства государства, по зако­нам рыночной конкуренции. Оно определялось бы рыночной стоимо­стью отдельных видов ресурсов, соотношением спроса, предложения и цен, решениями собственников. В реальности таких «идеальных рын­ков» не бывает. Государство в той или иной степени вмешивается в этот процесс, т.е. осуществляет его регламентацию. В бывшем СССР такое вмешательство было глобальным. Действовали прейскурантные цены на оборудование и материалы, осуществлялись их централизо­ванное нормирование и распределение, устанавливались жесткие нор­мы амортизационных отчислений, лимитировался и ряд других эле­ментов затрат, централизованно определялись страховые платежи, тарифы оплаты труда и оклады, плановая величина прибыли и про­порции ее распределения внутри предприятия и в бюджет.

Итак, все распределение ВВП и национального дохода в условиях i командно-административной экономики жестко регламентировалось государством. Это порождало широкий круг финансовых отношений предприятий уже на стадии первичного распределения ВВП, что поз­воляло безоговорочно включать их финансы в общую систему госу­дарственных финансов (90% предприятий были государственными). В современных условиях России деятельность предприятий регламен­тирована значительно меньше. Так, при создании и распределении сто­имости совокупного общественного продукта (СОП) и ВВП в рамках конкретного предприятия государство сегодня регулирует[10]:

1) состав затрат, относимых на себестоимость продукции;

2) размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях начисления 'налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, представительские, рекламу, образование, оплату процентов за банковский кредит);

3) методы применения амортизационных отчислений основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашиваю­щихся предметов, а также сроки полезного использования амортизи­руемых основных фондов в целях исчисления налогооблагаемой при­были;

4) объекты и ставки налогообложения, включая социальный налог;

5) сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;

6) состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет на­логооблагаемой прибыли[11].

Значительная часть финансовых отношений предприятий регламен­тирована гражданским законодательством: величина и порядок форми­рования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядок размещения и выкупа акций, приватизация, ликвидация, слияние и разделение предприятий; поря­док очередности списания средств с расчетного счета и др.

Определенные денежные доходы и фонды образуются на предприя­тии уже на стадии создания и распределения произведенного продук­та (применительно к предприятию). Так, часть выручки от продаж дол­жна быть направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной выручки у предприятия аккумули­руются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчис­лений по основным средствам, малоценным и быстроизнашивающим­ся предметам и нематериальным активам. Хотя они предназначены для приобретения нового соответствующего имущества, но до его приоб­ретения они находятся в обороте предприятия. Кроме того, за счет полученной выручки от реализации продукции образуются денежные резервы предстоящих расходов и платежей, состав которых регламен­тируется соответствующим нормативным документом в области бух­галтерского учета и учетной политикой предприятия. У предприятий может образовываться также и ремонтный фонд, предназначенный для равномерного пополнения затрат на особо сложные виды ремонта ос­новных производственных фондов в себестоимости продукции. Вели­чина перечисленных выше денежных фондов включается в состав се­бестоимости продукции, а формирование их идет в процессе распре­деления выручки от реализации продукции.

Процесс распределения сопровождается и процессом перераспреде­ления. Так, при выплате заработной платы происходит удержание по­доходного и социального налога. В общей величине оплаченной выручки предприятие получает и доход в форме прибыли. Определенная часть прибыли перераспределяется в форме налоговых платежей в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспреде­ленная прибыль (прошлых лет и отчетного года), представляющая со­бой сумму нетто прибыли (чистой прибыли), т.е. разницу между конеч­ным финансовым результатом (валовой прибылью) и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.

В свою очередь, чистая прибыль может направляться (распреде­ляться) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей и матери­альных поощрений (оба этих фонда формируются в соответствии с уч­редительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой предприятия). За счет чистой прибыли может быть образован и ряд других фондов. В процессе перераспределений также формируется ряд денежных источников средств предприятия, имеющих характер фондов:                                

• уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) образуется при создании предприятия за счет взносов учредителей (участ­ников) или за счет имущества, закрепленного собственником за пред­приятием. Порядок его формирования (минимальная величина, сро­ки взносов, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капитал предназначен для авансирова­ния средств во внеоборотные и оборотные активы;

• целевое финансирование и поступления из бюджета в случаях, предусмотренных соответствующими законами;

• целевое финансирование и поступления из отраслевых и межот­раслевых внебюджетных фондов и от других предприятий и физичес­ких лиц — для осуществления мероприятий целевого назначения.

Кроме того, в кругообороте средств предприятия могут участвовать денежные источники средств .в виде эмиссионного дохода и безвоз­мездных поступлений, составляющие денежную часть добавочного капитала, а также носящие характер специальных резервов, т.е. резер­вов предстоящих расходов и платежей. В процессе осуществления хо­зяйственной деятельности в индивидуальный кругооборот средств предприятия вовлекаются и другие денежные источники (привлечен­ный капитал) в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов и про­чих займов, а также в форме кредиторской задолженности. Финансы предприятий участвуют как в процессе распределения, так и в процес­се перераспределения стоимости общественного продукта.

Таким образом, финансы (в широком понимании этого термина охватывают все стадии воспроизводственного процесса — производ­ство/обмен, распределение, потребление — и могут оказывать регули­рующее воздействие на все его составляющие[12]:

— создавая для всех хозяйствующих субъектов условия для само­финансирования и регулируя частично структуру расходов и цен пред­приятий с помощью налогов, регламентации амортизационной поли­тики, налоговых вычетов и льгот, ограничения минимального уровня

оплаты труда и собственного капитала;

— обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности пу­тем соответствующих налоговых вычетов;

— создавая условия доверия всех экономических субъектов к госу­дарству и кредитной системе для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.

Эти ключевые моменты воздействия финансов на воспроизвод­ственный процесс должны отражаться в финансовой политике.


Глава 2. Государственные финансовые рычаги и стимулы в регулировании рыночной экономики

2.1 Понятие государственных финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы государства – это совокупность всех фондов денежных средств и поступлений, которыми распола­гает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

В теории и на практике финансовые ресурсы подразде­ляются на централизованные фонды (государственный бюд­жет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финан­совые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Необходимость определения объема финансовых ресур­сов связана с определением оптимальной структуры произ­водства, сбалансированности финансовых ресурсов с капи­тальными и материальными затратами.

Неточности в определении объема финансовых ресурсов снижают возможности воздействия финансов на результаты производства и воспроизводства основных фондов. Уменьше­ние финансовых ресурсов при определении их объема приво­дит к структурной несбалансированности, к нарушению фи­нансирования инвестиционных программ.

Объемы государственных финансовых ресурсов опреде­ляются, прежде всего, источниками их образования.

Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Первым и основным источником формирования центра­лизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является на­циональный доход. На основе распределения и перераспреде­ления национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, то есть создаются децентрализован­ные ресурсы на микроуровне, которые используются на зат­раты производства на предприятиях.

Одним из главных источников формирования финансо­вых ресурсов государства выступают денежные доходы орга­низаций и предприятий производственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая в качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.

Объем финансовых ресурсов, как правило, больше на­ционального дохода, потому что кроме стоимости прибавоч­ного продукта и части необходимого продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.

Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов является амортизационный фонд, образуемый за счет части стоимости основных производственных фондов.

Централизованные финансовые ресурсы – это резуль­тат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государ­ственного социального страхования, имущественного и лич­ного страхования, в различные внебюджетные фонды.

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешне­экономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения займов и так далее).

Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (нало­гов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.

Централизованные финансовые ресурсы сосредоточива­ются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде имущественного и личного страхования.

Целесообразно включать в финансовые ресурсы также кредитные ресурсы Центрального банка как государствен­ный денежный резерв, закрепленный за Центральным бан­ком в виде уставного, резервного и других фондов.

Таким образом, финансовые ресурсы государства – это фонды денежных средств, поступающие от предприятий, организаций и населения, находящиеся в распоряжении го­сударства и предназначенные для обеспечения расширенно­го воспроизводства и общегосударственных потребностей. Ос­новным источником финансовых ресурсов являются нацио­нальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды – составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обла­дает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономи­ки, дает возможность полнее увязать общественные и лич­ные интересы и активнее воздействовать на производство.

Информация о работе Сущность и функции финансов