Сущность и функции финансов предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является закрепить, углубить и расширить теоретические знания по курсу «Финансы и кредит» на тему «Сущность финансов предприятий и их функции».
Задачи:
рассмотреть место финансов предприятий в общей системе финансов государства, виды финансовых отношений предприятий;
рассмотреть сущность, функции и принципы организации финансов предприятий;
рассмотреть финансовый механизм, как систему управления финансами предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. МЕСТО ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………………..5
2. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………10
3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………...12
4. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ …………………14
5. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….21
ТЕСТИРОВАНИЕ……………………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит - Сущность и функции финансов предприятий.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

       К финансовым отношениям, определяющим содержание данной категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного воспроизводства, а именно:

      • между предприятиями и другими субъектами хозяйствования;
      • между предприятиями и бюджетной системой;
      • между предприятиями и финансово-кредитной системой;
      • внутри различных объединений предприятий;
      • внутри предприятия.

       Финансовые  отношения с другими предприятиями  и организациями включают в себя отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, предприятиями, организациями и фирмами иностранных государств. [8, с. 140] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ 
 

       Финансы предприятий выполняют те же функции, что и государственные финансы, распределительную и контрольную. Однако круг деятельности финансов предприятий значительно шире круга деятельности государственных финансов. Государственные финансы осуществляют функции, в основном, на стадии вторичного распределения национального дохода, в процессе формирования и исполнения государственного бюджета, местных бюджетов, других централизованных фондов государства, в то время как финансы предприятий осуществляют свою деятельность, как на стадии образования национального дохода, так и на стадии первичного и вторичного распределения и перераспределения его. Поэтому та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства, а именно, финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и обеспечивающую функцию.

       Обеспечивающая  функция (формирование капитала, доходов и денежных фондов) – систематическое формирование в необходимом объеме денежных средств из различных источников для обеспечения текущей и стратегической хозяйственной деятельности предприятия.

       Предпосылкой  второй функции (распределения) служит накопление капитала – образование  ресурсов, формирующих фонды денежных средств предприятия. Потребность может покрываться за счет собственных или заемных источников.

       Распределительная функция (использование капитала, доходов и денежных фондов) – связана с обеспечивающей (продолжение) – распределение и перераспределение общей суммы финансовых ресурсов. Финансы текущей деятельности, развития, а также выполнения финансовых обязательств перед контрагентом и государством. 

       Контрольная функция (регулирующая) – контроль за результатами производственно-финансовой деятельности предприятия, процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с планами. (Контроль за денежными потоками и эффективностью других функциональных областей).

       Контрольная функция реализуется в основном по направлениям:

  • контроль за поступлением выручки от реализации товаров и услуг, а также прочей реализации;
  • контроль за уровнем самофинансирования, прибыльности и рентабельности;
  • контроль за правильностью и своевременностью расчетов со всеми контрагентами и государством по всем финансовым обязательствам;
  • контроль за соблюдением структуры капитала (фондов денежных средств) с учетом потребностей производственного и социального развития;
  • контроль за целенаправленностью, эффективностью использования финансовых ресурсов. [7, с. 107-108]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ 
 

       Поскольку финансы предприятий как отношения  являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной  деятельности, принципы их организации  определяются основами хозяйственной  деятельности предприятия.

       Основой организации финансов предприятий  всех форм собственности является наличие  финансовых ресурсов в размерах, необходимых  для осуществления хозяйственной  и коммерческой деятельности предприятия.

       Первоначальное  формирование этих ресурсов происходит в период создания предприятия путем образования уставного фонда. Источниками образования уставного капитала могут быть: акционерный капитал, паевые взносы, собственные средства предпринимателя, долгосрочный кредит, бюджетные средства и др.

       В настоящее время предприятия осуществляют свою деятельность на основе полного коммерческого расчета и самофинансирования, нацеленного на обязательное получение достаточной прибыли.

       Коммерческий  расчет означает экономическую самостоятельность  предприятия и ответственность  за результаты работы. [9, с. 158]

       Таким образом, осуществление финансовой деятельности предприятия основано на реализации следующих основных принципов:

  1. Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно, независимо от организационно- правовой формы определяет свою экономическую деятельность, направления вложения денежных средств, самостоятельно устанавливает цены. Ограничения принципа самостоятельности: государство устанавливает «правила игры», т.е. определяет законность вида деятельности, дает варианты амортизационной политики, учетной политики, состав затрат, включаемых в себестоимость и т.д.
  2. Принцип самофинансирования предполагает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, т.е. доход предприятия должен покрывать его расходы. По этому принципу также есть ограничение. Ряд социально и государственно значимых предприятий, выпускающих продукцию и оказывающих услуги, по объективным причинам не могут обеспечить выполнение этого принципа (пассажирский транспорт, ЖКХ, оборонная промышленность, ряд добывающих отраслей, сельское хозяйство и др.) Такие предприятия получают дотации из бюджетов различных уровней.
  3. Принцип материальной ответственности предполагает наличие системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. В соответствии с законодательством РФ, нарушение и неисполнение договорных обязательств влечет за собой санкции (пени, штрафы, неустойки и т.д.). В конечном случае (при невозможности выполнения своих обязательств) к предприятию может быть применена процедура банкротства в соответствии с Федеральный закон РФ « О несостоятельности (банкротстве)».
  4. Принцип заинтересованности в конечных результатах определяется основной целью предпринимательской деятельности – извлечением прибыли. Принцип проявляется на всех уровнях: для владельцев – это дивиденды, рост стоимости акций и т.д., для работников – резервы роста фонда заработной платы, для предприятия в целом – развитие расширенного производства, для государства – налоговые поступления.
  5. Принцип формирования финансовых резервов связан с необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения непрерывности хозяйственной деятельности, связанной с предпринимательским риском (колебания конъюнктуры, законодательства, финансовых отношений с контрагентами, инфляция и др.)
  6. Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предполагает организацию комплексного учета денежных средств предприятия, составление финансовой отчетности, организацию контроля за исполнением финансовых решений. Выполнение принципа предполагает развитие финансового учета. Несоблюдение принципа ведет, в конечном итоге, к банкротству предприятия. [7, с. 109-110]

5. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ 
 

       Финансовый  механизм – это система управления финансами предприятия в целях достижения максимальной прибыли.

       Основными элементами финансового механизма  являются (Рис. 4): финансовые отношения как объект управления, финансовые методы, финансовые инструменты, финансовые показатели, правовое обеспечение финансового управления, информационное обеспечение финансового управления, организационная схема управления финансами.

Рисунок 4 – Схема финансового механизма

       Финансовые  показатели. Через систему финансовых показателей выражается состояние финансов (состояние финансовых отношений) предприятия. Управляющая система оценивает хозяйственную деятельность предприятия через систему показателей.

       Финансовые  методы – это методы финансового управления, к которым относятся:

  • общие: учет, анализ, планирование, прогнозирование, контроль;
  • специфические: учетная политика, кредитная политика, политика управления денежными средствами, политика управления издержками, дивидендная политика и т.д.

       Финансовые  инструменты могут рассматриваться с двух точек зрения:

  • контракт, по которому происходит увеличение финансовых активов одной стороны и финансовых обязательств другой стороны (финансовые активы – контрактное право получить денежные средства, ценные бумаги; финансовые обязательства – контрактное обязательство уплатить денежные средства, продать (передать) ценные бумаги);
  • документы, имеющие денежную стоимость или подтверждающие движение денежных средств, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке (денежные средства, ценные бумаги, контракты переуступки прав требования (продажа дебиторской задолжности), платежные поручения и др.).

       Правовое  обеспечение составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность предприятия. Основные направления регулирования можно классифицировать:

  1. Кодексы РФ:
  • Гражданский кодекс;
  • Налоговый кодекс;
  • Административный;
  • Трудовой.
    1. Федеральное законодательство:
      • Гражданское законодательство (регулирование финансовых аспектов создания, ликвидации, слияния и т.д. предприятий);
      • Валютное регулирование;
      • Регулирование процедуры банкротства и др.
  1. Положения Центрального банка РФ (регулирование денежного обращения и порядка расчетов между предприятиями).
  1. Постановления Правительства и Министерства финансов (ПБУ и др.).
  2. Контракты между юридическими и физическими лицами.
  3. Международные правила делового оборота.

       Информационное  обеспечение финансового  управления – процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информационных показателей, необходимых для принятия эффективных решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

       Вся совокупность информации может быть разделена на две группы:

    1. Информация, характеризующая внешнюю среду:
  • общеэкономическое положение (объем бюджетного дефицита, индекс инфляции, учетная ставка Центрального банка, темп роста ВВП и т.д.);
  • конъюнктура отраслевого рынка (цены, конкуренты и т.д.);
  • конъюнктура финансового рынка (кредитные ставки, курсы валюты, динамика цен на фондовые инструменты и т.д.).
    1. Информация, характеризующая внутреннюю среду предприятия:
    • положение предприятия в отрасли (сумма активов, объем проданной продукции, сумма балансовой прибыли и т.д.)
    • информация бухгалтерского и управленческого учета (финансовое состояние и результаты финансовой деятельности предприятия в целом, отдельных структурных подразделений, нормативно-плановые показатели).

       Организационная схема управления финансами – это схема, которую следует рассматривать с двух точек зрения:

  • перечень лиц, имеющих право (лиц, которым это право доверено) подписывать платежные документы или договора, создающие для предприятия финансовые обязательства;
  • схема формирования, утверждения и контроля финансовых документов (платежные документы, текущие и стратегические финансовые планы, финансовые отчеты, финансовые прогнозы и т.д.). [7, с. 110-113]
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       Финансы предприятий занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, т.к. именно на уровне предприятий формируется преобладающая  масса финансовых ресурсов государства. В доходной части федерального бюджета  России 80% составляют налоговые поступления.

Информация о работе Сущность и функции финансов предприятий